27.01.2015, 16:49
В нашу армию едет ревизор
В нашу армию едет ревизорМеждународная военная политика
Что делают инспекторы НАТО на российских военных объектах?

Американские военные инспекторы проверят 23-ю отдельную мотострелковую бригаду, дислоцированную в Самаре. Об этом 26 января сообщил начальник управления Минобороны РФ по контролю за выполнением договоров Сергей Рыжков.

- В соответствии с Венским документом 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности, с 26 по 28 января 2015 года американские инспекторы проведут посещение военного объекта, - сказал он, добавив, что инспекторам будет представлена информация о бригаде, а также организовано ознакомление с личным составом и основными системами вооружения и военной техники.

Венский документ 2011 года, принятый на пленарном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности, развивает и дополняет меры доверия, зафиксированные в Документе Стокгольмской конференции 1986 года, а также в Венских документах 1990, 1992, 1994 и 1999 годов. Цель Венского документа – укрепление стабильности и уменьшение угрозы возникновения военных конфликтов в регионе ОБСЕ. В соответствии с ним государства-участники ежегодно обмениваются информацией о военных силах и основных системах вооружений и техники, о планировании в области обороны и военных бюджетах. Также они проводят инспекции указанных районов, посещают воинские формирования для оценки предоставляемой о них информации.

В марте 2014 года заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов отмечал, что в рамках Венского документа 2011 Россия ежегодно принимает более 10 инспекционных групп на различных воинских объектах Вооруженных сил. А в ноябре 2014 года глава МИД РФ Сергей Лавров, говоря о Венском документе, замечал:

- Конечно, в информации о состоянии наших Вооруженных сил там немало секретного. Но базирование, где кто размещается, - нам нечего скрывать. Мы не собираемся идти дальше, что касается прозрачности обмена информацией, чем готовы идти наши западные партнеры. Они, к сожалению, сейчас делают все, чтобы это сотрудничество прекратилось.

«Свободная пресса» уже не раз рассказывала о плюсах и минусах выхода нашей страны в нынешней геополитический ситуации из Договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) и Договора СНВ-3 2010 года. Но какие «дивиденды» нам приносит выполнение обязательств в рамках Венского документа 2011 года? Отметим, что он предполагает регулярный обмен со странами ОБСЕ информацией о вооруженных силах, вооружениях, повседневной деятельности войск, учениях, планах развития ВС, военных расходах и т. д. сухопутных войск, ВВС и морской авиации. Также в ОБСЕ направляются данные о тактико-технических характеристиках и отличительных признаках основных отечественных систем оружия и военной техники – бронемашин, ПТРК, самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, минометов, систем залпового огня, боевых самолетов и вертолетов.

Бывший командующий 58-й армией Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Виктор Соболев ставит Венский документ 1990, 1994, 1999 и 2011-го годов в один ряд с Договором об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, на выполнение которого Россия в 2007 году ввела односторонний мораторий в связи с действиями США в Европе.

- ДОВСЕ, который, к счастью, теперь не действует, предусматривал квоты, то есть ограничения на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной стране. Причем устанавливались процедуры и временные рамки для сокращения численности вооружений и техники до определенных пределов.

Венский документ от 2011 года, помимо инспекций, предусматривает уведомление других стран о военных маневрах в том случае, если в них принимают участие не менее 9 тысяч военнослужащих. Если в проверке боеготовности участвуют свыше 13 тысяч человек, то за маневрами должны следить зарубежные наблюдатели. То есть при проведении плановых мероприятий западные страны необходимо уведомлять заранее, а при внезапных учениях – можно оповещать с началом маневров...

Когда я служил в ГРВЗ (Группе российских войск в Закавказье – «СП»), нас часто посещали иностранные гости. Доходило до абсурда: я отправляю на полигон танки для тренировочных занятий. А иностранные проверяющие приезжают и говорят, мол, здесь стоял танк за таким-то номером, где он? И не уезжали, пока не убеждались, что им не врут…

Американцы и так знают, где находятся наши части, какова их численность. Но им нужно лишний раз приехать и убедиться, что принципиальных изменений в российских войсках нет. Для чего? Чтобы ответить на вопрос: «Можно ли бомбить Россию сейчас или надо немного подождать?»

Я считаю, что в нынешних сложных геополитических условиях, когда Украина напрямую заявляет о войне с Россией, соблюдать правила, которые разрешают иностранцам посещать наши воинские части, неверно. Нечего им делать на наших военных объектах. В конце концов, кому какое дело, где наши части находятся и чем они занимаются? Посмотрите, какую базу Штаты «отгрохали» в Косово - Кэмп-Бондстил, которую по размерам иногда сравнивают с государством… Что-то я не слышал, чтобы туда была допущена российская инспекция…

Такого же мнения придерживается и бывший начальник главного управления международного сотрудничества Минобороны РФ, генерал-полковник Леонид Ивашов.

- Во-первых, у нас и в рамках ДОВСЕ действовало правило инспекции. И мы иногда пользовались им. К примеру, когда начались события вокруг Косово. Но дело в том, что американцы уже тогда просто не пускали нас на определенные территории, объясняя это тем, что там якобы их воинских частей нет. Правда, потом мы узнавали, что в названных местах действовали частные вооруженные формирования, ну а американцы умывали руки.

Во-вторых, соотношение было не в нашу пользу: на три-четыре западных инспекции мы могли ответить только скромной одной. Сейчас Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности также действует не в наших интересах. Поэтому в связи с санкционным давлением Запада и развязанной им информационной войной нам, может быть, и стоит заморозить участие в Совместном постоянном совете Россия-НАТО и отказаться от инспекций, которые России ничего не дают.

Конечно, вряд ли западные делегации, посещая наши части, выведывают какие-то секреты – их специалисты осуществляют за нами слежку в радиоэлектронном и радиотехническом виде. Но я считаю, что это некий акт политического давления, который обязательно будет использоваться СМИ в антироссийских целях. России инспекции не дают ничего.

Однако бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский считает, что Венского документа надо придерживаться в любом случае.

- В настоящий момент Венский документ остался единственным в рамках ОБСЕ, который действует в Европе и обеспечивает транспарентность и меры доверия. Другое дело, что он уже устарел и его нужно модернизировать, приводить в соответствие с современными реалиями. Критерии, которые заложены в нынешней редакции Венского документа, по сути, не менялись с 1986 года, когда прошла Стокгольмская конференция – документ, принятый на ней и послужил основой для Венских документов 1990, 1992, 1994, 1999 и 2011 годов.

В свое время мы вносили громадное количество предложений. К примеру, остается непокрытой мерами доверия деятельность военно-морских сил. Когда начались события в Югославии, мы вносили предложение по морским мерам доверия, обосновывая свою позицию тем, что боевые действия сейчас ведутся с активным привлечением крылатых ракет палубной и наземной авиации, кораблей. Но США, Великобритания и другие натовские страны выступили против, мотивируя это тем, что есть такое понятие как «свобода мореплавания» и т.п. То есть страны НАТО считают, что документ не нуждается ни в каких изменениях.

Директор Центра общественно-политических исследований, подполковник запаса Владимир Евсеев также полагает, что в любом случае Россия должна сохранять каналы взаимодействия и с США, и с Европой.

- Чтобы там ни говорили, но объективных предпосылок к столкновению России с НАТО на территории Украины нет. Следовательно, нет оснований говорить о прекращении контактов, тем более что Венский документ не представляет каких-то проблем для военной безопасности России. Другой вопрос, если речь идет, например, о Программе Нана-Лугара, от которой Россия недавно отказалась. Напомню, в соответствии с ней американские инспекторы могли посещать объекты ракетно-ядерного комплекса Российской Федерации. Вот на таких объектах американцев быть не должно.

Но прерывать взаимодействие на уровне отдельных воинских частей – смысла нет. Такое сотрудничество – в рамках Венского документа, договора «Открытое небо» - должно быть хотя бы по той простой причине, чтобы на Западе меньше думали о том, что якобы Россия готовится к нападению на страны Балтии или кого-то там еще, и чтобы тот психоз, который сегодня развернут в Европе, постепенно сходил на нет. К тому же, в рамках этого документа не только Европа о России получает информацию, но и Россия о Европе. А это важно, учитывая множество высказываний о возможности размещения американских баз в странах Балтии и Польше. Убежден, что в реальности мы наблюдаем лишь имитацию противостояния. Ну, о какой реальной борьбе можно говорить, если страны Восточной и Центральной Европы абсолютно не готовы к наступательным боевым действиям.

— Однако Альянс рядом с российскими границами действительно укрепляет инфраструктуру, создавая склады вооружений, штабные структуры, различные схемы логистики…

- Давайте ответим на вопрос: а есть ли подобные базы и склады в других уголках планеты, не только у российских границ? Однозначно – есть. Да, Соединенные Штаты действительно хотят быть готовыми к любому развитию событий. Вооруженные силы США – это порядка 1 млн. 250 тысяч бойцов, плюс 700-800 тысяч военнослужащих нацгвардии. Для такой армии развернуты склады в различных точках земного шара. Но! Поддержание такого рода резервов требует значительных средств, к тому же, распыление сил объективно ослабляет ВС США.

В Америке прекрасно понимают, что в случае столкновения с Россией, речь пойдет о применении ядерного оружия. Поэтому пусть Штаты и НАТО размещают склады, где угодно, если им денег не жалко, но если воинские части РФ и США когда-нибудь и столкнутся на территории Европы, то фактически это будет означать применение тактического ядерного оружия. И в России, и в США, и в Европе это прекрасно понимают, поэтому все, что сейчас мы видим – всего лишь имитация противостояния, нежели реальная подготовка к противостоянию друг с другом.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.