28.03.2016, 19:10
В Китае застрял украинский поезд «Шелковый путь»
В Китае застрял украинский поезд «Шелковый путь»Международная военная политика
Проект «Ильичевск — КНР» оказался провальным из-за дороговизны тарифа.

Если спросить рядового китайца «чем сейчас, по его мнению, занимаются руководители страны», он с большой долей вероятности ответит: «они считают». И, скорей всего, будет прав. Своим умением планировать бизнес до последнего цента и затем выторговывать любую, даже самую малую выгоду для себя, предприниматели Поднебесной способны довести партнеров буквально до белого каления. Но не в последнюю очередь, именно поэтому экономика КНР развивается успешно.

Само собой, скрупулезно и педантично китайцы подходят к супер проекту нового «Шелкового пути». На его реализацию правительство направило через Азиатский Банк Инвестиций и «Шелковый Дорожный Фонд» огромные ассигнования в объеме $ 100 млрд. и $ 40 млрд. соответственно. Если прибавить к этому частные деньги, то общая сумма средств, привлеченных в транснациональную дорожную инфраструктуру «Китай-ЕС», легко может достичь $ 1 трлн.

Естественно, что многие страны, как азиатские, так и европейские, сочли для себя крайне важным присоединиться к китайской инициативе. С другой стороны, и Пекин заинтересован в этом, поскольку у него появятся рычаги политического и экономического влияния в регионах маршрута. Среди государств, которые заявили о своем желании стать страной-транзитёром, значится и Украина.

На первый взгляд, это логично. Во-первых, «незалежная» позиционирует себя как потенциальный член евроассоциации, обещая китайским бизнесменам привилегии в «будущей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС». Во-вторых, Украина географически расположена вдоль одного из коротких маршрутов из Китая в ЕС. Это априори делает территорию соседней страны привлекательной в качестве крупного транзитного узла. В-третьих, Турция и Польша пообещали развить транспортную инфраструктуру Украины, если появятся первые стабильные грузоперевозчики в рамках «Шелкового пути».

Собственно, еще при президенте Викторе Януковиче, которого китайцы считали пророссийским, в декабре 2013 года был подписан Договор о стратегическом сотрудничестве между КНР и Украиной на 2014−2018 годы. В рамках этого документа власти Поднебесной обещали Киеву часть квоты на транзит из Китая в ЕС грузов общей стоимостью $ 10 триллионов (именно при такой сумме грузоперевозок «Шелковый путь» окупится за пять лет). Одновременно в соседнюю страну должны были прийти многомиллиардные инвестиции китайских компаний. Однако после Майдана, Китай резко пересмотрел свои планы. За 9 месяцев прошлого года, по данным посольства Украины в Пекине, объем китайских инвестиций в украинскую экономику составил смешные $ 22,6 млн. Казалось бы, Киев должен был понять более чем прозрачный намек китайской стороны.

Несмотря на это, в январе 2016 года средства массовой информации «незалежной» радостно сообщили, что Китай оказал поддержку для отправки грузового поезда из Украины в КНР через Казахстан - в обход России. Напомним, железнодорожный товарняк под названием «Шелковый путь» отправился из черноморского порта Ильичевск сначала в Грузию, затем Азербайджан, потом Казахстан и, в конце концов, в Китай. Через 15 суток он достиг казахстанско-китайской границы. Дорога включала в себя паромные переправы через Черное Море и Каспий. Весь маршрут составил 5,475 км. Лю Чжун, официальный представитель посольства КНР на Украине в этой связи отметил, что «мы (Китай) поддержим проект, если он станет экономически целесообразным». По идее, с 8 марта украинские грузовые поезда должны были начать регулярное движение.

Однако, по данным логистической компании Zammler, грузовой поезд по маршруту «Ильичевск — Китай», который был запущен Украиной в рамках проекта «Новый шелковый путь», так и не отправился в обратный путь. Просто не нашлось клиентов. «Поезд не загружен товаром — нет заказов на перевозку, поэтому он не вышел из Китая», — констатирует Zammler, хотя, по словам главы «Укрзализныци» Александра Завгороднего, первый поезд должен был вернуться обратно еще 15−17 марта.

Отметим, что киевские власти обещали китайским бизнесменам 11−12 суток продолжительности маршрута, а в реальности оказалось 15,5. А каждый час — это немалые деньги. Эксперты КНР сомневаются, что и эти сроки будут выдерживаться в дальнейшем, даже если найдутся заказы. Дело в том, что украинцы при поддержке американской стороны предприняли максимум дипломатических усилий, чтобы экспресс не имел технических препятствий на пути следования. По сути, речь идет о рекламной акции. Понятное дело, что Госдеп не будут сопровождать каждый состав.

Эксперты Zammler еще на стадии формирования этого проекта подчеркивали, что Россия имеет естественное преимущество в виде своей железной дороге на своей же территории. В то же время украинский поезд должен четырежды заходить в разные порты и грузиться на паромы, учитывая уже сформированное расписание. Кроме того, два перехода через моря фактически ставят крест на этом маршруте зимой, хотя бы потому, что высока вероятность неблагоприятных погодных условий в период штормов.

Но самое главное — даже не это. ПАО «Укрзализныця» озвучило цену — 5559 долларов для транзита сорокафутового контейнера, что превышает стоимость автомобильной транзитной доставки через Россию в полтора-два раза. Между тем, для китайской стороны этот вопрос является чрезвычайно принципиальным.

Теперь Киев делает судорожные попытки реанимировать транзит. Прежде всего, он давит на геополитику и призывает своих союзников по «общему делу» сообща наказать Россию. Для этой цели специалисты ПАО «Укрзализныця», совместно с правительственными чиновниками, прорабатывают вопрос дотации со стороны Варшавы, которая должна, по мнению Киева, забыть об экономической выгоде и обеспечить бестарифный железнодорожный трансферт по территории Польши в Германию.

На этих же условиях предлагается привлечь Словакию, Швейцарию, Венгрию, Финляндию, правительства которых просто не понимают суть украинских инициатив. Ведь, по логике вещей, речь должна идти о тысячах составах с расплывчатым расписанием движения. Такую бесплатную эксплуатацию дорожной инфраструктуры не может позволить себе ни одна страна мира. Очевидно, новые власти «незалежной» не учитывали интересы других участников рынка, полагая, что им никто из партнеров не откажет, отмечает Zammler.

Интересно, что в этой связи скажет рядовой украинец, если спросить его «чем сейчас, по его мнению, занимаются руководители страны»? Вряд ли он подобно китайцу ответит: «они считают».

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.