28.03.2016, 19:10
В Китае застрял украинский поезд «Шелковый путь»
В Китае застрял украинский поезд «Шелковый путь»Международная военная политика
Проект «Ильичевск — КНР» оказался провальным из-за дороговизны тарифа.

Если спросить рядового китайца «чем сейчас, по его мнению, занимаются руководители страны», он с большой долей вероятности ответит: «они считают». И, скорей всего, будет прав. Своим умением планировать бизнес до последнего цента и затем выторговывать любую, даже самую малую выгоду для себя, предприниматели Поднебесной способны довести партнеров буквально до белого каления. Но не в последнюю очередь, именно поэтому экономика КНР развивается успешно.

Само собой, скрупулезно и педантично китайцы подходят к супер проекту нового «Шелкового пути». На его реализацию правительство направило через Азиатский Банк Инвестиций и «Шелковый Дорожный Фонд» огромные ассигнования в объеме $ 100 млрд. и $ 40 млрд. соответственно. Если прибавить к этому частные деньги, то общая сумма средств, привлеченных в транснациональную дорожную инфраструктуру «Китай-ЕС», легко может достичь $ 1 трлн.

Естественно, что многие страны, как азиатские, так и европейские, сочли для себя крайне важным присоединиться к китайской инициативе. С другой стороны, и Пекин заинтересован в этом, поскольку у него появятся рычаги политического и экономического влияния в регионах маршрута. Среди государств, которые заявили о своем желании стать страной-транзитёром, значится и Украина.

На первый взгляд, это логично. Во-первых, «незалежная» позиционирует себя как потенциальный член евроассоциации, обещая китайским бизнесменам привилегии в «будущей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС». Во-вторых, Украина географически расположена вдоль одного из коротких маршрутов из Китая в ЕС. Это априори делает территорию соседней страны привлекательной в качестве крупного транзитного узла. В-третьих, Турция и Польша пообещали развить транспортную инфраструктуру Украины, если появятся первые стабильные грузоперевозчики в рамках «Шелкового пути».

Собственно, еще при президенте Викторе Януковиче, которого китайцы считали пророссийским, в декабре 2013 года был подписан Договор о стратегическом сотрудничестве между КНР и Украиной на 2014−2018 годы. В рамках этого документа власти Поднебесной обещали Киеву часть квоты на транзит из Китая в ЕС грузов общей стоимостью $ 10 триллионов (именно при такой сумме грузоперевозок «Шелковый путь» окупится за пять лет). Одновременно в соседнюю страну должны были прийти многомиллиардные инвестиции китайских компаний. Однако после Майдана, Китай резко пересмотрел свои планы. За 9 месяцев прошлого года, по данным посольства Украины в Пекине, объем китайских инвестиций в украинскую экономику составил смешные $ 22,6 млн. Казалось бы, Киев должен был понять более чем прозрачный намек китайской стороны.

Несмотря на это, в январе 2016 года средства массовой информации «незалежной» радостно сообщили, что Китай оказал поддержку для отправки грузового поезда из Украины в КНР через Казахстан - в обход России. Напомним, железнодорожный товарняк под названием «Шелковый путь» отправился из черноморского порта Ильичевск сначала в Грузию, затем Азербайджан, потом Казахстан и, в конце концов, в Китай. Через 15 суток он достиг казахстанско-китайской границы. Дорога включала в себя паромные переправы через Черное Море и Каспий. Весь маршрут составил 5,475 км. Лю Чжун, официальный представитель посольства КНР на Украине в этой связи отметил, что «мы (Китай) поддержим проект, если он станет экономически целесообразным». По идее, с 8 марта украинские грузовые поезда должны были начать регулярное движение.

Однако, по данным логистической компании Zammler, грузовой поезд по маршруту «Ильичевск — Китай», который был запущен Украиной в рамках проекта «Новый шелковый путь», так и не отправился в обратный путь. Просто не нашлось клиентов. «Поезд не загружен товаром — нет заказов на перевозку, поэтому он не вышел из Китая», — констатирует Zammler, хотя, по словам главы «Укрзализныци» Александра Завгороднего, первый поезд должен был вернуться обратно еще 15−17 марта.

Отметим, что киевские власти обещали китайским бизнесменам 11−12 суток продолжительности маршрута, а в реальности оказалось 15,5. А каждый час — это немалые деньги. Эксперты КНР сомневаются, что и эти сроки будут выдерживаться в дальнейшем, даже если найдутся заказы. Дело в том, что украинцы при поддержке американской стороны предприняли максимум дипломатических усилий, чтобы экспресс не имел технических препятствий на пути следования. По сути, речь идет о рекламной акции. Понятное дело, что Госдеп не будут сопровождать каждый состав.

Эксперты Zammler еще на стадии формирования этого проекта подчеркивали, что Россия имеет естественное преимущество в виде своей железной дороге на своей же территории. В то же время украинский поезд должен четырежды заходить в разные порты и грузиться на паромы, учитывая уже сформированное расписание. Кроме того, два перехода через моря фактически ставят крест на этом маршруте зимой, хотя бы потому, что высока вероятность неблагоприятных погодных условий в период штормов.

Но самое главное — даже не это. ПАО «Укрзализныця» озвучило цену — 5559 долларов для транзита сорокафутового контейнера, что превышает стоимость автомобильной транзитной доставки через Россию в полтора-два раза. Между тем, для китайской стороны этот вопрос является чрезвычайно принципиальным.

Теперь Киев делает судорожные попытки реанимировать транзит. Прежде всего, он давит на геополитику и призывает своих союзников по «общему делу» сообща наказать Россию. Для этой цели специалисты ПАО «Укрзализныця», совместно с правительственными чиновниками, прорабатывают вопрос дотации со стороны Варшавы, которая должна, по мнению Киева, забыть об экономической выгоде и обеспечить бестарифный железнодорожный трансферт по территории Польши в Германию.

На этих же условиях предлагается привлечь Словакию, Швейцарию, Венгрию, Финляндию, правительства которых просто не понимают суть украинских инициатив. Ведь, по логике вещей, речь должна идти о тысячах составах с расплывчатым расписанием движения. Такую бесплатную эксплуатацию дорожной инфраструктуры не может позволить себе ни одна страна мира. Очевидно, новые власти «незалежной» не учитывали интересы других участников рынка, полагая, что им никто из партнеров не откажет, отмечает Zammler.

Интересно, что в этой связи скажет рядовой украинец, если спросить его «чем сейчас, по его мнению, занимаются руководители страны»? Вряд ли он подобно китайцу ответит: «они считают».

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.