04.02.2016, 11:21
В Госдуме задумались о ЧВК
В Госдуме задумались о ЧВКМеждународная военная политика
Константин Сивков о борьбе вокруг будущих российских частных военных предприятий и организаций.

В нашей стране назрела необходимость создания аналога иностранных ЧВК. В правительстве России и в других органах власти, в экспертном сообществе есть горячие сторонники такого шага, но есть и противники.

28 января в Государственной Думе РФ прошел круглый стол, посвященный проблеме законодательного обеспечения частной военной деятельности в России. Сначала стоит отметить, что это не охранная деятельность и соответствующие ЧОПы. Речь шла именно о создании условий для возникновения частных военных кампаний и легализации их деятельности в России и за рубежом. Главным организатором этого круглого стола выступил депутат Г. С.Носовко из фракции «Справедливая России». Соорганизаторами выступили представители Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», от этой же организации был и основной докладчик, который в своем докладе изложил основные положения предлагавшегося законопроекта и обоснование к нему.

С точки зрения представительности, круглый стол получился весьма основательным. Всего на него было приглашено 75 человек, большинство из которых приняли приглашение и участвовали в работе круглого стола. В их числе были представлены депутаты и сотрудники аппарата Государственной Думы, представители ВС, МВД и спецслужб России, руководители крупных ЧОП и эксперты. Так что обсуждение получилось достаточно основательное.

В раздаточном материалах был представлен проект Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности» и проект Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями, а также концепция развития такой деятельности в России.

В основном докладе были изложены условия и основания создания в России законодательной базы для возникновения у нас аналога ЧВК, цели и задачи, которые они могут решать, а также положения (правовые и организационные), обеспечивающие контроль государства над деятельностью отечественных частных военных организаций. При этом было особо подчеркнуто, что в России не следует идти путем копирования иностранного опыта. Терминологически это выражалось в том, что в законопроекте отказались от понятия «частные военные компании», заменив их понятием «частные военно-охранные предприятия и организации», что соответствует российскому законодательству в сфере предпринимательства.

Анализ содержания представленного проекта свидетельствует, что он разработан на основе имеющихся законов, регламентирующих охранную деятельность. Ключевые положения, определяющие роль и место этого вида частного предпринимательства, содержались в первых 10-ти статьях этого законопроекта. Здесь в статье 4 были указаны цели и задачи военно-охранной деятельности. Среди целей следует выделить несколько ключевых, определяющих общее назначение военно-охранной деятельности в России: участие в обеспечении национальной безопасности путем выполнения и оказания военно-охранных работ и услуг; участие в защите национальных интересов Российской Федерации путем выполнения и оказания военно-охранных услуг за пределами ее территории; развитие международного военного сотрудничества Российской Федерации; снижение уровня военных и террористический угроз.

Виды военно-охранной деятельности в проекте закона разделены на две группы: военные и охранные.

К числу первых отнесены: обучение личного состава силовых структур государства территориальной юрисдикции; обслуживание и ремонт боевой техники и вооружения; услуги военного консалтинга; обеспечение поставок военного обмундирования и снаряжения; выполнение строительных работ военного назначения; разминирование территории, зданий и сооружений; предоставление услуг военных переводчиков.

В числе вторых названы: охрана объектов различного назначения; обеспечение защиты жизни и здоровья физических лиц; охрана конвоев колонн, а также морских судов, в том числе вооруженная; услуги охранного консалтинга; работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств защиты и охраны, средств идентификации грузов, досмотровой и антитеррористической техники.

В остальных частях этого законопроекта детализируется и регламентируется деятельность и полномочия военно-охранных предприятий и их сотрудников.

Выступающие в прениях в целом признавали, что необходимость создания в России аналога иностранных ЧВК уже назрела. Отмечалось, что необходимость их создания диктуется появлением новых форм современных войн, в частности гибридных (по западной терминологии), решением задач обеспечения территориальной обороны и рядом других задач, которые сегодня затруднительно или порой даже невозможно эффективно решить с использованием официальных государственных силовых структур.

Вместе с тем, в своем большинстве выступающие признавали, что представленный законопроект еще не вполне доработан и нуждается в существенном усовершенствовании. Отмечалась необходимость разделения частной военной и охранной деятельности и, соответственно, частных военных и охранных предприятий и организаций. Указывалось на необходимость более четкого определения механизмов контроля со стороны государства и общества за частными военными организациями. Были и другие претензии к законопроекту. В целом было принято решение о целесообразности создания рабочей группы для его доработки.

Следует отметить, что проблема создания в России ЧВК или аналогичных структур уже давно обсуждается в экспертном сообществе и среди законодателей. Борьба вокруг будущих российских частных военных предприятий и организаций только разгорается и представленные цели и виды деятельности военно-охранных предприятий дают достаточно полное представление, в каком русле идет работа в этой сфере.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.