10.04.2015, 19:16
Украину заставят платить по полной
Украину заставят платить по полнойМеждународная военная политика
Киеву не удалось уговорить кредиторов списать долги.

Влиятельное информационное агентство Bloomberg сообщает, что 9 апреля пять крупнейших держателей еврооблигаций Украины отказались списывать «незалежной» внешний долг в размере 10 миллиардов долларов, несмотря на настойчивые просьбы министра финансов Натальи Яресько. В заявлении представителей американского инвестиционного фонда Franklin Templeton, которому Киев должен около 7 миллиардов, сказано, что кредиторы «работают над тем, чтобы обеспечить Украине необходимую финансовую ликвидность».

Соглашения с кредиторами украинские власти должны достигнуть не позднее конца мая. В противном случае под угрозой окажется предоставление второго транша МВФ, который жизненно необходим Украине.

Впрочем, западные эксперты сомневаются, что Киеву удастся расплатиться с долгами даже с учетом реструктуризации. Тем более что 10 миллиардов по еврооблигациям – это лишь часть обязательств страны. 10 апреля украинское правительство обнародовало список долгов, которые подлежат реструктуризации. Помимо упомянутых евробондов, в него включены кредиты «Ощадбанка», некоторых госкомпаний, а также три миллиарда долларов, которые Украина должна вернуть России уже до конца этого года. Напомним, что раньше представители российского руководства неоднократно заявляли, что не готовы реструктурировать украинский долг и ждут его погашения до конца года.

«Конечно, кредиторы попытаются достичь соглашения с правительством Украины, но если смотреть реалистично, это невозможно. Украинский долг слишком велик по отношению к ВВП, а экономика продолжает сокращаться», - сказал Bloomberg глава департамента развивающихся рынков компании Rogge Global Partners PLC Майкл Ганске.

По прогнозу МВФ, государственный долг Украины в 2015 году достигнет пугающих 94% ВВП. Россия, кстати, имела право досрочно потребовать погашения обязательств, если госдолг превысит 60%, но предпочла этого не делать. Точных данных по объемам долгов, подлежащих реструктуризации, нет. Но эксперты Bloomberg подсчитали, что эта сумма составляет около 21,7 миллиарда долларов. Они не исключают, что кредиторам придется смириться с потерей около 20% одолженных средств.

Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин считает, что кредиторы будут до последнего сопротивляться списанию долгов, а если дело дойдет до этого, Киев лишится остатков деловой репутации.

- Киев переоценивает значение своей экстренной демократизации. Под политические лозунги серьезные финансовые организации долги не списывают. Украине давно пора понять, что с точки зрения неукоснительного исполнения финансовых обязательств Россия была наиболее сговорчивым союзником. Если у наших стран общая история, интересы, геополитическое пространство, единый производственный цикл, то другие международные институты, организации и страны такого вовлечения в украинские дела не имеют. И никакого пространства для маневра с этими силами у Киева просто нет.

Сумма в 10 миллиардов для Киева серьезная. Напомню, что согласованный транш МВФ составляет 17,5 миллиарда. То есть новый долг пойдет на то, чтобы обслуживать старые. Если бы Украина могла сама выплатить эти деньги, она бы не пыталась занять средства, где только можно, а президент Порошенко не устраивал бы «роуд-шоу» в США, Канаде, на Аравийском полуострове. В ближайшие два месяца нам предстоит наблюдать, как Украина будет пытаться выпутаться из щекотливой ситуации.

Не могут ли политические силы надавить на финансовые организации и «уговорить» их списать часть долга?

- В краткосрочной перспективе это возможно. Страны Европейского Союза, например, уже не раз показывали, что в украинском вопросе могут принимать политические решения в ущерб экономическим интересам своих стран и граждан. Но в долгосрочной перспективе Киев, как политический центр, рискует стать «нерукопожатным».

С одной стороны, Украина не соблюдает международные договоренности, будь то соглашения 21 февраля, которые визировали министры иностранных дел европейских стран или Минские договоренности, как первые, так отчасти и вторые. С финансовыми обязательствами происходит то же самое.

Конечно, можно продолжать кивать и говорить, как важно и верно то, что делает Киев. Но все понимают, что вести дела с таким партнером тяжело, потому что он, грубо говоря, «кидает» по любому поводу. С учетом того, что международная экономика к стабильному росту не вернулась, средств в ней больше не становится. И направлять имеющиеся финансы на поддержку такого ненадежного и безответственного режима – себе дороже.

— Насколько велики риски дефолта Украины?

- Макроэкономисты говорят, что валютный транш МВФ часто является предтечей дефолта. Ситуация в августе 1998 года в России полностью это подтвердила. Тогда выделенные средства полностью растворились в банковской системе буквально за четыре-пять дней. От дефолта транш МВФ Россию не спас.

Учитывая состояние украинских финансов и то, что проблему коррупции в этой стране победить не удалось, транши МВФ разойдутся если не быстрее, то в аналогичные сроки. И на что будут потрачены эти деньги пока не совсем ясно. Поэтому Украина находится в списке наиболее вероятных кандидатов на дефолт. Хотя говорить о том, что он неизбежен, пока преждевременно. Остается надеяться, что это событие не случится, потому что оно, прежде всего, скажется на рядовых украинцах, для которых последние год-полтора и так были достаточно тяжелыми.

Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко объясняет, что переговоры о реструктуризации долга – это уже технический дефолт, но до дефолта полноценного дело может не дойти.

- Министерство финансов Украины предложило держателям украинских еврооблигаций списать часть долга. Но они от этого предложения отказались. Кредиторы считают, что ситуация в стране позволяет возвращать средства. Долги списывали после Второй мировой войны, что вполне логично, после больших катастроф и катаклизмом. Но в нашем случае держатели облигаций не видят предпосылок для списания.

Но переговоры ведутся. Кредиторы предлагают реструктурировать задолженность без списания. Теперь Киеву нужно торговаться. Мы не знаем, какие условия обсуждаются, в прессу эта информация не попадала. Скорее всего, уступить придется много.

До конца мая нужно завершить переговоры, а реструктурировать долг нужно до конца июня. Так что время еще есть. Переговоры вести тяжело, понятно, что владельцы еврооблигаций хотят получить преференции. Возможно, это более высокие проценты или компенсация потерь. Не исключено, что они хотят получить конвертационные облигации с амортизацией. Это значит, что срок их погашения наступает раньше, чем основной.

Все эти переговоры ведутся тайно. Bloomberg сообщил только о ситуации с еврооблигациями. Но ведь есть и другие долги. Например, Украина должна российским банкам, но какая там ситуация – неизвестно. Есть средства, которые страна должна ЕБРР и другим европейским банкам. Но и в этом случае никто не делал официальных заявлений и непонятно, что там происходит.

— Bloomberg подсчитал, что реструктурировать нужно около 21 миллиарда долларов…

- Весь внешний долг Украины составляет 45 миллиардов, а часть, которая погашается до 1 января 2018 года – значительно меньше. Конечно, есть еще и значительные корпоративные долги. Но по ним Украина, как государство, не несет ответственности. Это бизнес, и договорятся они с кредиторами или нет, касается только его владельцев.

— Удастся ли в итоге договориться о реструктуризации?

- Мне кажется, какой-то компромисс будет. Владельцы облигаций хотят максимальных преференций, а Киев хочет максимально сэкономить. Они могут сойтись на каком-то среднем варианте.

Мнений по этому вопросу очень много. У нас вообще есть такие депутаты, которые предложили ничего не платить. Просто принять закон, что мы никому долгов возвращать не будем. Это смешно, но такие заявления будут и в дальнейшем.

На самом деле для кредитного сообщества украинские долги – болезненный вопрос. Многие кредиторы недовольны ситуацией. Они хотели бы какой-то ясности, чтобы реструктуризация прошла четко, ясно и выгодно для них.

— Как бы вы оценили риск дефолта Украины?

- Реструктуризация долгов по всем правилам – это уже технический дефолт. Фактически его мы сегодня и наблюдаем. Я бы не сказал, что это что-то страшное или необычное. Это обыкновенная процедура. Другой вопрос, что сейчас Киеву нужно торговаться, договариваться и искать выход.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин считает, что сам по себе отказ кредиторов от списания долгов – еще не повод для паники.

- В сообщении Bloomberg не говорится ничего особенного. Пять кредиторов Украины работают над сделкой по реструктурированию долгов. Для этого был создан специальный комитет, который должен разработать план. То есть пока никто ни от чего не отказался, переговоры ведутся.

Да, это трудный и тяжелый процесс, где все торгуются и пытаются что-то получить. Киеву не хочется отдавать деньги, но, видимо, придется. Кредиторы надеются достичь соглашения. Россия ведь тоже рассчитывает получить свои три миллиарда в полном объеме. Хотя кредитные риски очень высоки.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.