22.06.2015, 17:56
Украину отрезают от транзита
Украину отрезают от транзитаМеждународная военная политика
Газовые потоки из России обойдут «незалежную» с двух сторон.

«Газпром» обнародовал планы, благодаря которым концерн сможет отказаться от украинского транзита газа после 2019 года. Как оказалось, российский газ пойдет в Европу в обход Украины по двум маршрутам — южным, через Турцию и Грецию, и северным, через Германию.

В пятницу, 19 июня Россия и Греция подписали меморандум о создании совместного предприятия для реализации проекта «Южноевропейский газопровод» (SEP) на территории Греции. Труба в Греции — продолжение проекта «Турецкий поток». Как заявил министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис, строительство газопровода по греческой территории профинансирует российский «ВЭБ Капитал». Цена вопроса — 2 млрд евро.

А днем ранее, 18 июня, «Газпром» сообщил на Петербургском экономическом форуме о планах строительства нового газопровода в Европу мощностью 55 млрд куб. м, который будет дублировать маршрут «Северного потока». Как пояснил в интервью Reuters глава «Газпрома» Алексей Миллер, две дополнительные нитки газопровода пройдут по акватории Балтийского моря, а конечной точкой поставки станет Германия.

Партнерами концерна по строительству новой трубы будут немецкая E. ON, англо-голландская Shell и австрийская OMV. С ними «Газпром» подписал меморандум о намерениях. Предполагается, что монополия получит в совместном предприятии не менее 51%. По оценке Миллера, третья и четвертая нитки «Северного потока» будут стоить не больше 9,9 млрд евро.

Как заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, новые нитки «Северного потока» не подпадают под действие Третьего энергопакета, потому что труба пройдет по дну моря, а наземной части у газопровода не будет.

«Турецкий поток», кстати, под действие Третьего энергопакета может тоже не подпасть, поскольку Анкара не является «полноценным» членом ЕС (она лишь ассоциированный член). В теории, Турция могла бы закупать у России газ в оговоренном объеме 63 млрд кубометров в год, а затем продавать его Греции и Болгарии по ценам, против которых Брюссель возразить не сможет, и по правилам пресловутого Третьего энергопакета.

Все это говорит об одном: как и предупреждали российские власти, Киев ждет энергетическая катастрофа. Которую Украина в нее нынешнем виде может и не пережить. Если учесть, что реализовывать строительство южного и северного газопроводов можно поэтапно, отказ от украинского транзита обойдется России примерно в 10 млрд евро — сумма, прямо скажем, не запредельная по российским государственным меркам.

Успеет ли «Газпром» реализовать эти планы до конца 2019 года, когда истекает действующий транзитный договор с Киевом? И что будет в этом случае с «незалежной»?

— Оба маршрута пока не являются в полной мере проработанными, — отмечает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — В южном направлении «Газпром» намерен довести газ до границы Турции и Греции, а дальше инфраструктуру должны создать европейские операторы и компании в соответствии с правилами Третьего энергопакета. Кто конкретно будет финансировать и осуществлять строительство — вопрос открытый. Продолжение «Турецкого потока» может пройти как по территории Греции, так и по альтернативным маршрутам.

Но представители «Газпрома» уверяют, что участие Афин в проекте - вопрос практически решенный, разве нет?

— На самом деле, речь идет всего-навсего о меморандуме с греками, который еще предстоит перевести в плоскость практической реализации. И есть определенная конкуренция между различными проектами доставки российского газа.

Пока ясно одно: 31 декабря 2019 года истекает транзитный контракт с Украиной, и продлить его на разумных условиях невозможно. Поэтому нужно думать и о продолжении «Турецкого потока», и об увеличении поставок газа через «Северный поток».

— Можно ли согласовать и реализовать эти проекты за оставшиеся четыре года?

— Вполне, времени достаточно. Если, конечно, целенаправленно работать в этом направлении. Понятно, «Газпрому» будет пытаться вставлять палки в колеса Европейская энергетическая комиссия. Но, с другой стороны, европейцы сами понимают, что их энергетическая безопасность под угрозой. Раз так, у «Газпрома» есть шансы убедить партнеров в ЕС.

— Во сколько обойдется России отказ от украинского транзита?

— Алексей Миллер, когда озвучил стоимость строительства третьей и четвертой ниток «Северного потока» — около 10 мдрд евро — наверняка исходил из сметы первой очереди проекта. Но надо понимать: полная стоимость будет выше, поскольку требуют расширения инфраструктурные мощности — и на территории России, и на территории ЕС. «Газпрому» предстоит дополнительно оплатить российскую часть этого расширения.

Многое зависит и от того, в какой пропорции пойдет газ по «Турецкому потому» и «Северному потому». Должен заметить, что увеличение мощности «Северного потока» ориентировано не столько на замещение украинского транзита, сколько на обеспечение энергетического баланса Европы в условиях падения добычи газа в Великобритании, Нидерландах, а в перспективе — и в Норвегии. Ресурсы газа в Северной Европе истощаются, а значит, нужны дополнительные источники снабжения газом европейского рынка.

— Какой маршрут более выгоден «Газпрому» — северный или южный?

— Здесь все зависит не от чисто экономических расчетов, а от позиции европейских партнеров — их активности, готовности инвестировать, а также готовности решать проблему политического давления со стороны Брюсселя.

Если Греция и другие страны, которые заинтересованы в развитии транзитных мощностей через Балканы, будут во главу угла ставить общеевропейские политические задачи, и ориентироваться на Брюссель, проекта «Южноевропейский газопровод» просто не будет. Если так произойдет, будет сделана ставка исключительно на расширение «Северного потока», и на помощь Германии.

— Получается, не мытьем так катаньем Украина лишится транзита. Как это отразится на «незалежной»?

— В том, что транзита через Украину после 2019 года не будет, сомнений нет. Много ли на этом потеряет Киев? До 2014 года на транзите украинские власти зарабатывали около 3 млрд долларов в год. Сейчас сумма сократилась до 2 млрд долларов, но и это — для Украины деньги немалые. Думаю, эти средства были бы Киеву и впредь нелишними, но украинские политики, по сути, сами от них отказались, взяв курс на конфронтацию с РФ.
Киев до последнего был убежден, что его газотранспортная система (ГТС) — это предприятие, которое будет приносить деньги вечно. И которое позволит, когда возникнет необходимость, оказывать давление на Россию. Жизнь показала, что это была ошибочная ставка…

— Строительству новых газопроводов в Европу мешает геополитическая обстановка, — уверен декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Напомню, что прокладка двух первых ниток «Северного потока» началась в 2010 году, когда политическая конъюнктура была совершенно иной, и Запад всячески помогал России в реализации проекта.

Сейчас ситуация гораздо сложнее. Скажем, «Турецкий поток» заводится в Европу через слабые — политически и экономически — балканские страны, на которые Евросоюз и США могут без особых проблем влиять. Более того, сейчас проблемным партнером выглядит и сама Турция. Напомню, что на парламентских выборах, которые состоялись в начале июня, правящая турецкая Партия справедливости и развития хотя и добилась большинства мест в меджлисе, но не абсолютного. Это значит, что в ближайшие несколько лет Турция останется парламентской республикой, а Реджеп Тайип Эрдоган -президентом, который будет вынужден прислушиваться к голосам оппозиции.

По большому счету, Эрдоган потерпел поражение и потерял «контрольный пакет» власти в Турции. Раз так, у США — напротив — появились дополнительные возможности давить на Анкару. И, надо думать, Вашингтон ими воспользуется, чтобы изменить позицию Эрдогана по «Турецкому потоку».

Неясна ситуация и с южным маршрутом, по которому пойдет газопровод дальше — по территории Европы. Греция, Сербия и Македония подают разнонаправленные сигналы: то соглашаются на строительство газовой «нитки», то кивают на Брюссель.

Проект по увеличению мощности «Северного потока» тоже целиком завязан на политику. США до сих пор не оставляют попыток спровоцировать повторение «холодной войны». А в такой ситуации реализация проектов между потенциальными противниками осложняется в разы.

Наконец, в повестке дня остаются проблемы, связанные с Украиной. Всем сторонам очевидно, что Вашингтон достаточно легко может спровоцировать обострение украинского кризиса, вплоть до боевых действий на границе с Крымом. Это разом поднимет градус и в российско-западных противоречиях, что опять-таки поставит под удар планы строительства газовых «ниток».

— Насколько критично для самой Украины остаться без транзита?

— На Украине дела с экономикой обстоят настолько плохо, что, думаю, деньги за транзит ее не спасут. Куда больше, чем на транзит, Киев рассчитывает на финансовую помощь со стороны Запада. Понятно, нормально жить на эти деньги «незалежная» не сможет, но Запад до сих пор готов на многое, лишь бы удержать действующий киевский режим на плаву…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.