01.02.2016, 19:50
Украинский порожняк в обход России привез китайцам 20 вагонов воздуха
Украинский порожняк в обход России привез китайцам 20 вагонов воздухаМеждународная военная политика
Демонстрационный поезд, призванный доказать, что Украина может обойтись без России и по части железнодорожного транзита, добрался через Закавказье и Казахстан до китайской границы. В Киеве заговорили о том, что смогут наконец лишить Москву денег за транзит.В реальности затея является финансово бессмысленной, а потому мертворожденной.

Экспериментальный контейнеровоз с украинскими товарами, везущий их по «Шелковому пути» в обход России, достиг китайской границы, сообщило в понедельник агентство «Новости-Казахстан». «Вчера поезд уехал в Китай», — сказал собеседник агентства в Алма-Атинском отделении железной дороги. Накануне поезд достиг казахской станции Достык, — последней перед границей Китая, сообщило РИА «Новости». «31 января в 07.12 по местному времени поезд был расформирован на станции Достык. Это — конечная точка нового маршрута «Шелкового пути». В дальнейшем грузы будут отправлены в крупные промышленные города КНР — Чжэнчоу, Чунцин, Ляньюган», — пообещало министерство инфраструктуры Украины.


«Говорил: порожняком пойдем»

Как ранее признались в Киеве, два десятка вагонов первого состава шли практически без груза, — чтобы, как заявлялось, отработать всю процедуру и выявить проблемные моменты.

Ранее сообщалось, что поезд «потерялся» в степях Казахстана. Позднее, со слов источника в одной из местных транспортных компаний, выяснилось, что проблемный момент возник в субботу на станции Балхаш Карагандинской области, где состав был отцеплен — «из-за того, что за него не заплатили». Правда, эту информацию официально никто не подтвердил. Но в итоге путь занял 17 суток вместо расчетных двух недель.

Советник президента Украины, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявил, что маршрут выгоден Киеву и политически, и экономически. «В политическом аспекте это событие доказывает: раз Россия выбрала войну, то Россия от этого очень много потеряет», — сказал советник. — Надеемся, в будущем железные дороги между Китаем и западной Европой принесут и большую экономическую пользу.

«Грузы по железной дороге, если все-все улажено, из Китая в Евросоюз могут пройти где-то за неделю, а грузы, которые везут на больших судах вокруг всей Азии, плывут где-то 45 дней. Если посмотреть на карту, то очевидно, что самые большие товарные потоки по железной дороге должны идти через Украину. А если через Россию — проблема, то они в принципе могут идти и в обход России», — заявил советник президента.

Впрочем, Кубилюс оговорился, что, конечно, надо еще подсчитать, насколько это будет выгодно, – возить в обход Росси через Черное и Каспийское моря, — и учесть при этом все технические проблемы».

На фоне осложнения торговли с Россией Украина тестирует обходной пусть доставки своих товаров в Азию по так называемому Транскаспийскому маршруту. Это конкурент проекта «Шелкового пути» в Евросоюз через Россию, причем его активно продвигают два российских партнера – КНР и Казахстан вместе с Грузией, Азербайджаном и Турцией.

Астана ранее отвергла разговоры о том, будто маршрут связан с попытками обхода России. Как пояснял казахский вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, его республика ищет различные пути доставки грузов в западную Европу из тихоокеанского порта Ляньюнган, поскольку там Казахстан владеет терминалом.

Напротив, в Киеве подчеркивают, что маршрут позволит лишить Россию платы за транзит. В отличие от Кубилюса, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский уже заверил, что рейс будет конкурентоспособен и по срокам (10-12 дней в одну сторону), и по цене — по сравнению с маршрутами через Россию. Для стартовавшего 15 января из Ильичевска поезда его министерство даже специально создало на своем сайте систему слежения.

Многие следившие за судьбой поезда блогеры не считают, что эксперимент удался. «Если учесть таможенные процедуры и пересечение границы, а также дальнейший путь по Китаю к приморским СЭЗ, которые и являются генератором контейнерного трафика, то можно сказать, что срок доставки таким вычурным путем «через два моря» из Украины в Китай составят примерно 23 суток, — написал в минувшие выходные блогер periskop в посте под заголовком «Поезд Украина — Пiднебесная: перемога или все-таки зрада?». — Против 14-15 классическим прямым путем через Казахстан — Россию без всяких паромов и дополнительных граничных барьеров».

О том же говорят и профессиональные экономисты. Руководитель департамента международных отношений Высшей школы экономики, директор центра Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин напоминает, что возить контейнеры по этому маршруту ничего не мешало и раньше – с 90-х годов.

«Это явно политический проект, поскольку финансово он совершенно невыгоден. Там два раза надо перекладывать контейнеры на паромы. Сначала поезд по Черному морю плывет, потом по Каспийскому. Это дорого и никому не нужно. Коммерчески гораздо выгоднее по-прежнему возить через Суэцкий канал. Основной поток из Китая в западную Европу так и идет, — и в Россию, кстати, тоже», — сказал он.

«Пекин поддерживает любые инициативы, ему не жалко. На одном из официальных китайских сайтов я видел сообщение про этот поезд – вот, мол, какое хорошее дело. Но не думаю, что они будут всерьез вкладывать силы и деньги в этот маршрут, это невыгодно», — заявил китаист.

Напомним, идею транспортного, энергетического и торгового коридора между Центральной, Южной Азии и Европы высказал еще в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин.

В середине января Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия заключили протокол о льготных тарифах на Транскаспийском маршруте. Но предполагается, что окончательно единые тарифные правила будут согласованы только к середине февраля.


Транссиб пока не тянет

Лукин не считает, что на фоне кризиса развивать транспортный коридор рано. «Не скажешь, что «возить нечего». У нас с Китаем был товарооборот в 80 млрд долларов. Да, сейчас, может быть, он упал процентов на 10-15, но грузопотоки – все равно огромные», — напомнил он.

Как известно, «Шелковый путь» одним из своих рукавов все равно проходит из Казахстана в Россию. «Маршруты пойдут и там, и там. Гораздо выгоднее маршрут через Казахстан и дальше, — в том числе, и в Россию, чтобы обойтись без Каспийского моря. Казахстан строит современные автотрассы и железные дороги. Россия должна сделать свой маршрут более удобным и дешевым, с лучшим обслуживанием, строить разные хабы», — призывает Лукин.

«У меня знакомые деловые люди, которые поставляют товары из Китая. Они говорят, что лучше всего даже не Черному, а еще севернее, по Балтийскому морю ввозить — через финский порт Котка и оттуда уже поездом в центральную Россию доставляют. Во-первых, на корабле дешевле – туда больше влезает контейнеров. Во-вторых, надежнее», — рассказал Лукин.

По Транссибу кое-что идет, но мало, признал эксперт. «В Китае – другая колея железной дороги, так что на границе несколько часов поезда так и так стоят, пока меняют колеса. Но для груза это не главное. Для груза главное – это пограничники и таможенники. Формально, по бумагам доставка по Транссибу на неделю быстрее, но на практике из-за бюрократии, расхлябанности получается дольше. Могут надолго застрять на границе, на таможне. Плюс воровство, — могут и украсть, если товар дорогой», — посетовал эксперт.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.