15.12.2014, 21:54
Украине пора признать сланцевое поражение
Украине пора признать сланцевое поражениеМеждународная военная политика
Мечта Украины о том, чтобы заменить российское топливо собственным сланцевым газом, развеяна в пух и прах. Американская Chevron уходит из сланцевых проектов на западе Украины. За ней может последовать и Shell, которая занималась сланцем на востоке страны. Европа уже признала, что сланцевый газ не конкурент газпромовскому. Пора это сделать и Украине.

Украинское правительство рассчитывало, что уже в 2017 году с помощью двух крупных инвесторов – Chevron и Shell – начнет промышленную добычу сланцевого газа на двух перспективных месторождениях: Олесском на западе и Юзовском на востоке. Однако обе компании спустя год после подписания соглашений с Киевом так и не приступили к реальным работам.

В понедельник стало известно, что американская Chevron в одностороннем порядке отправила правительству Украины уведомление о намерении выйти из проекта по разработке углеводородов на Олесской площади (Львовская и Ивано-Франковская области Украины). Это подтвердили в пресс-службе американской компании. Год назад (в ноябре 2013 года) правительство Украины, компания «Надра Олесская» и Chevron подписали соглашение о разделе продукции (СРП) по добыче углеводородов на Олесской площади. На первом этапе, в первые два–три года, Chevron планировала направить на сейсмику, разведку и бурение скважин порядка 350 млн долларов. 

Прогнозные ресурсы Олесской площади оценивались в 2,98 трлн кубометров газа. Ежегодная добыча газа на этом участке могла бы составлять 5–10 млрд кубометров, надеялись участники проекта. Для сравнения: в 2013 году Украина купила у Газпрома рекордно низкие объемы газа – 13 млрд кубометров.

О проблемах со сланцевыми проектами на Украине чуть ранее заявила также британско-нидерландская компания Shell. Это вторая компания, от которой Киев ждал добычи сланцевого газа на своей территории. С ней Украина подписала год назад такое же соглашение о СРП от добычи на Юзовском месторождении, которое находится на территории Донецкой и Харьковской областей. Этот проект должен был стать крупнейшим инвестиционным проектом в истории Украины.

По базовому сценарию Shell собиралась инвестировать более 10 млрд долларов, а по оптимистичному – более 50 млрд долларов. В случае успеха поисковых работ на Юзовском участке Украина планировала через пять–шесть лет выйти на объемы добычи газа в несколько млрд кубометров в год, а через 10 лет – на объемы в 8–10 и более млрд кубометров газа.

Однако две недели назад руководство Shell на Украине заявило, что компания не достигла желаемого прогресса в разведке Юзовского месторождения газа. Работам мешают боевые действия в Донбассе. Правда, в Shell уверяют, что пока не уходят из страны. Они отказываются от работ в Донецкой области, но намерены продолжить их в Харьковской области. Здесь пока было исследовано фоновое состояние экологической и социальной среды, но работы на месторождении еще не ведутся.

Нельзя исключать, что Shell может последовать примеру Chevron и также разорвать инвестсоглашение с Украиной. Потому что развивать эти проекты стало экономически невыгодно. 


Причины

Официально в Chrevron не пояснили причины возможного выхода из украинского сланцевого проекта. Однако неофициально сообщается, что американской нефтегазовой компании не понравились новые правила игры, которые придумала Украина.

В августе минифин Украины повысил в два раза плату за пользование недрами при добыче газа. Причем это касается всех проектов, в том числе в рамках соглашения о разделе продукции (СРП), принцип которых заключается в перечислении государству части добытой продукции вместо денежных платежей.

«Очевидно, платить экстремально высокие налоги и одновременно отчислять часть добытого ресурса ни один инвестор не захочет», – заявил источник «Интерфакс-Украина». При текущей системе налогообложения в отрасли подписание новых СРП выглядит вообще нереальным, добавил он.

Формальным же поводом для разрыва инвестсоглашения Chevron с Киевом стало то, что правительство Украины, а именно минфин, не реализовало в установленный срок до 18 ноября взятые на себя обязательства по приведению своих нормативных актов в соответствие с действующим законодательством Украины, указывает источник.

Хотя в правительстве Украины уверяли, что выполнили все условия, которые дают возможность Chevron приступить к разведке и добыче сланцевого газа на Олесской площади.

Инвестиции в сланцевые проекты на Украине изначально были крайне рискованными для бизнеса. А теперь стали очевидно невыгодными. Причины – как в экономической ситуации на Украине, которая находится на грани дефолта, так и в нерешенном конфликте в Донбассе. И, конечно, нежелание инвестировать в сланцевые проекты на Украине подкреплено ростом налогов и требованием отчислять часть добытого сырья в пользу государства.

«Chevron и Shell выходят из проектов, так как понимают, что у правительства Украины нет на эти проекты денег и в ближайшее время не появится. Страна находится в состоянии войны, и вести там добычу очень рискованно», – говорит Дмитрий Кипа из QB Finance.

Сланцевые проекты потеряли привлекательность также из-за ситуации на мировом топливном рынке. Андрей Люшин из «Локо-Банка» считает, что падение мировых цен на нефть стало решающим фактором при отказе Chevron от разработки сланцевого месторождения на Олесском участке. При стоимости барреля ниже 75 долларов разработка месторождений сланцевой нефти нецелесообразна, указывает он.

Дмитрий Кипа говорит о планке в 80 долларов за баррель, при которой добыча сланцевого газа обретает нулевую рентабельность. И то при условии, что буровое оборудование уже имеется, как это было в США, когда там начали разрабатывать сланцевые месторождения. «У них было большое количество бурового оборудования, которое появилось в результате консервации собственных нефтяных месторождений – их оставили как стратегический запас на будущее, а нефть стали импортировать», – объясняет Кипа. На Украине, конечно, такого оборудования нет, его необходимо еще закупать, что поднимает планку рентабельности проектов.

Иван Андриевский из Российского союза инженеров считает, что добыча сланцевого газа на Украине нерентабельна при ценах на нефть ниже 100 долларов за баррель. Сейчас же нефтяные котировки находятся в районе 60–63 долларов за баррель. При этом появились опасения, что ОПЕК вместе с Саудовской Аравией не будет предпринимать никаких мер для стабилизации цен даже при падении стоимости нефти до 40 долларов за баррель. Работа с отрицательной рентабельностью – сомнительная перспектива для бизнеса, даже под политическим гнетом.

Тем более что эти сланцевые месторождения еще досконально не изучены. Никто пока толком не знает ни о реальных объемах сланцевого газа на Украине, ни о возможности его промышленной добычи. Польша тоже в свое время рассчитывала, что американцы и другие иностранные компании начнут добывать сланцевый газ на ее территории. Но, пробурив несколько разведочных скважин и оценив перспективы добычи, американские и другие проекты прикрыли. Скважины оказались полупустыми, порода – сложной. К слову, Олесская газовая площадь на Западной Украине – это часть месторождения, которое захватывает Польшу. Поэтому риски не вернуть инвестиции, вложенные в этот украинский проект, высоки. 


К лучшему

Впрочем, у жителей Украины есть повод для радости. Если сланцевый проект будет реализован, то «в стране возникнут такие проблемы, по сравнению с которыми так называемая энергетическая независимость отойдет даже не на второй план», говорил лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, который изначально считал сланцевые проекты на Украине провальными. Он беспокоился, что разработка этих месторождений приведет к экологической катастрофе.

Население Украины в тех районах, где собирались добывать сланцевые энергоресурсы, уже не раз высказывалось против этих проектов из-за страха экологов. И эти опасения более чем обоснованны. «Добыча сланцевого газа очень грязная с точки зрения окружающей среды, потому что предполагает закачивание большого количества воды, содержащей агрессивную химию, под землю. В нефтедобыче тоже так делают, но там месторождения окружены непроницаемыми породами, а в случае со сланцем – и само месторождение, и окружающая его порода очень хорошо проницаемы. Если бы проект продолжался – окружающей среде был бы нанесен непоправимый ущерб, и это могло бы вызвать и протесты населения», – говорит Дмитрий Кипа.

Не случайно Виктор Медведчук в пример приводит серьезные баталии в Европе относительно добычи сланцевых ресурсов. Франция первой полностью запретила сомнительные сланцевые проекты именно из-за угрозы экологической катастрофы. Второй стала Болгария.

«В Германии продолжается дискуссия, подогреваемая отечественными энергетиками и химиками, но которая все так же далека от позитивного решения в пользу сланцевой добычи. Даже на родине сланцевой технологии – в США – наблюдается разочарование в нетрадиционных углеводородах, связанное со скорым истощением скважин. И только Украина остается идеальным полигоном для продолжения экспериментов англо-голландской компании», – возмущался Медведчук в своем блоге.

В США ситуация с этим проще, потому что залежи сланцевых пород в основном находятся на пустынных или малонаселенных территориях. Для густонаселенных маленьких европейских государств, где используется каждый кусочек земли, экологические риски от применения технологий гидроразрыва пласта намного выше.
Евросоюз уже признал, что сланцевый газ не избавит Европу от зависимости от российских энергоресурсов. Пора уже это признать и украинскому правительству. Возможно, тогда Киев вместо мечтаний займется решением насущных энергетических проблем.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Мировой ВПК  05.12.2016
В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.
Геополитика  05.12.2016
После телефонного разговора с главой Тайваня Дональд Трамп совершил очередной «антикитайский» шаг, опубликовав твит с жесткой критикой экономической и военной политики Пекина. Однако ошибкой было бы считать это как дипломатической неопытностью, так и безответственным популизмом. Избранный президент США точно знает, что делает.
Мировой ВПК  05.12.2016
Причины аварии ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс МС-04» пока еще до конца не выяснили. Рано. Но многие из тех, кто знаком с состоянием дел в «Роскосмосе», считают, что выяснять их поздно. Потому что в принципе они известны. И если данную конкретную причину данной конкретной аварии выявят и устранят, то далеко не факт, что уже выявленные причины «пролёта» России мимо космоса окажутся устранены.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.