12.02.2015, 16:23
Украина заплатит высокую цену за американскую «щедрость»
Украина заплатит высокую цену за американскую «щедрость»Международная военная политика
40 миллиардов долларов – такую сумму в ближайшие годы готовы выделить Украине западные финансовые организации. Теперь об этом объявлено официально. «Новые заимствования лишь оттянут кончину украинской экономики и сделают этот процесс болезненным», – комментируют экономисты. Цена же условий, на которых будут выданы эти деньги, может и вовсе оказаться для Украины чудовищной.

После провала кредитной помощи от МВФ по программе stand-by Украина все-таки договорилась с фондом о новой программе т.н. расширенного кредитования (Extended Fund Facility – EFF). Переговоры на эту тему завершились, заявила глава МВФ Кристин Лагард.

Она сообщила, что Киев в общей сложности получит 40 млрд долларов за четыре года. Однако здесь речь идет не только о кредитах МВФ, а обо всех потенциальных донорах. Кредиты МВФ будут дополнены другим двусторонним и многосторонним финансированием, отмечает она.

МВФ же со своей стороны выделит Украине кредит лишь на 17,5 млрд долларов в течение четырех лет, как говорит Лагард. Первый транш Киев получит уже в марте этого года, заявил накануне минфин Украины. Это логично, потому что в апреле Украине придется вернуть первую в этом году крупную сумму госдолга – 1,5 млрд долларов. Долги понемногу придется отдавать все лето, а основную часть из 11-миллиардного долга – в начале осени.

«Изменение программы поддержки МВФ предоставит больше финансирования и больше времени», – говорит Лагард. Провалившаяся программа помощи stand-by, которую согласовали в апреле 2014 года, действительно более короткая, чем новая, однако по объему выделяемых денег различаются они не сильно. Старая программа предполагала выделение 17 млрд долларов в течение двух лет, которые в следующие три года Украина должна была отдать. По новой программе дают столько же – 17,5 млрд, только теперь помощь растягивается на вдвое больший срок, и отдавать их Киев начнет не с 2016-го, а с 2019 года (скорее всего, в течение шести лет). Таким образом, в реальности МВФ так не и решился дать Украине больше денег, а новая программа лишь облегчает условия их возврата.

Между тем Украина просила МВФ одобрить пакет помощи в 1,5 раза больший – на 25 млрд долларов. А ранее WSJ писала, что в фонде посчитали, что Украине требуется к одобренным 17 млрд еще как минимум 15 млрд долларов дополнительных вливаний, то есть 32 млрд. Но даже если все кредиторы вместе с МВФ действительно дадут 40 млрд долларов в течение четырех лет, этого все равно может оказаться недостаточно. Известный финансист Джордж Сорос оценивал необходимую для стабилизации экономической ситуации на Украине сумму в 50 млрд долларов. А российские эксперты оценивали потребность страны в деньгах при серьезном ухудшении экономической ситуации (что сейчас наблюдается) в целых 100 млрд долларов и более.

Стоит сказать, что Киев и МВФ подписали пока лишь предварительное соглашение, и, как замечает Лагард, новая программа помощи подлежит одобрению со стороны правления МВФ. Главным акционером фонда являются США, поэтому одобрение кредита зависит полностью от Вашингтона. Но даже это не сможет гарантировать Украине получения всей обещанной суммы, МВФ может в любой момент передумать.

Так, в прошлом году МВФ выдал Украине только 4,6 млрд долларов, меньше, чем обещал, и в декабре отказал в очередном транше, а потом и вовсе прикрыл программу stand-by. МВФ обвинил в провале Киев, который не выполнил все требования по жесткой экономии и коррупции в частности. А с другой стороны, все рецепты подъема экономики Украины, которые дал МВФ, не сработали: вместо восстановления украинская экономика попала в еще более глубокую яму. Разрыв торговых отношений с Россией и война в Донбассе не прошли бесследно.


Цена, которую Украина заплатит в обмен на кредиты МВФ

В условиях отсутствия финансов и постоянных потерь на Юго-Востоке кредитная помощь кажется единственной возможностью уберечь страну от полного финансового краха и нищеты. Однако это не так. 

Первая попытка МВФ вывести Украину из преддефолтного состояния и разогнать экономику провались в пух и прах. И вряд ли вторая попытка будет более удачной. Хотя бы потому, что сумма помощи относительно невелика, и ее будет хватать разве что на то, чтобы платить по внешним долгам вовремя. И Украине нужны средства на восстановление разрушенной экономики. Кроме того, есть риски, что полученные от МВФ средства Киев потратит на финансирование АТО (хотя уже есть надежды на мир на Донбассе).

«На наш взгляд, новые заимствования лишь оттянут на некоторое время кончину украинской экономики и сделают этот процесс болезненным. Страна не готова к реформам, которые ей навязывает МВФ и, которые носят для нее разрушительный характер», - считает Анна Кокорева из «Альпари». «Думаю, МВФ понимает кому и на что выделяет средства, от того их так мало. Вряд ли Украина сможет вернуть эти средства. Кроме того, не исключено что в стране произойдет новый политический переворот, смена власти, которая скажет «не мы брали и не нам возвращать», - рассуждает она.

Одно можно сказать с уверенностью уже сейчас – обнищание простых украинцев продолжится в любом случае. Это та цена, которую уже пообещал заплатить Киев за кредиты от МВФ.

В частности, МВФ потребовал поднять цены на энергоносители для украинцев до уровня, близкого к рыночному, рассказала Лагард. И Кабмин Украины согласился с этим условием. Неофициально ранее сообщалось, что МВФ потребовал поднять стоимость газа на Украине в 4-6 раз, сократить около 230 тыс. бюджетников, в том числе врачей и учителей, а также поднять пенсионный возраст до 65 лет плюс урезать бюджет на 48 млрд гривен.

Кроме того, Нацбанк Украины по указке МВФ продолжил в этом году поднимать ключевую ставку, что начал делать еще в 2014 году. Это ускоряет девальвацию гривны и инфляцию. Курс гривны на прошлой неделе опустился до 23-24 гривен за доллар, и теперь экономисты ждут курса в 35-50 гривен за доллар, а инфляция, которая уже сейчас составляет 25%, разгонится до 40% и выше.

«По нашим оценкам, МФВ будет стараться оказать помощь, при этом постепенно будет перетягивать на себя рычаги управления, будет давать очень настойчивые рекомендации по ставкам, внешним займам. Фонд займет позицию главного и сильного в этих внешнеэкономических отношениях», - говорит зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.

Экономисты согласны, что велика вероятность, что уровень жизни украинцев упадет кратно, разваленная экономика так и не сумеет восстановиться, и в конце концов Украину ждет греческий сценарий. Как известно, в Грецию инвестировали колоссальное количество денег, посадили государство и население на жесткую экономию, но деньги были проедены, а жить греки лучше не стали.

Когда Украине придет время слезать с кредитной иглы, она тоже начнет требовать списания своих долгов. «Ведь понятно, что разрушенная экономика не сможет оплатить ни проценты, ни основную часть долга. Самыми пострадавшими при этом будут рядовые граждане, которые оплатили из своего кармана девальвацию национальной валюты», - говорит Люшин.

Ко всем прочему, в обмен на финансовую помощь Украина полностью потеряет независимую внешнюю политику, добавляет он.

На самом деле, на Украине ситуация еще хуже, чем в Греции. «Афины несмотря на огромный долг в 320 млрд евро чувствует себя гораздо лучше. Да, в стране безработица и промышленность стоит, но в Греции нет разрухи, и у нее есть выбор: находится дальше в составе ЕС или же отделиться и наладить сотрудничество с другими странами», - говорит Кокорева. Кроме того, в отличие от Украины, Греция сохранила целостность государства. Потеря же Украиной ряда регионов уже невосполнима и несет непоправимый ущерб для ее экономики, отмечает Кокорева.

Киев мог с легкостью отказаться от всего этого, если бы предпочел дефолт сейчас вместо неочевидной кредитной зависимости на ближайшие четыре года. Дефолт порой является лучшим вариантом с экономической точки зрения.

Страна, объявившая дефолт, как правило, переоформляет выплаты по текущим долгам на 10–20 лет вперед. Хотя при этом теряет доверие кредиторов и инвесторов. Но кредиторы Украине и сейчас не сильно доверяют (МВФ кредитует исключительно из геополитических соображений).

Для населения дефолт означает мгновенное обнищание. Для банков, корпораций и граждан восстановительный период довольно тяжелый. У компаний не будет денег для того, чтобы вести нормальную финансовую и торговую деятельность, что означает тотальную безработицу, инфляцию и нищету.

Но зато экономика получает необходимую передышку, потому что внешние долги, по сути, обнуляются. И вместо того, чтобы думать о том, где взять деньги на оплату долгов, появляется возможность заняться реальным восстановлением экономики, причем уже сейчас. Сидение же на кредитной игле лишь затягивает начало этого перелома в лучшую сторону, кредитных денег Украине все равно хватит лишь на оплату долгов, но никак не на развитие экономики. Поэтому ближайшие четыре года страна может надеться лишь на выживание, но не на улучшения.

Поэтому нынешней ситуации дефолт (вместе с миром) для Украины был бы лучшим вариантом во многих смыслах, в том числе и с точки зрения сохранения своей государственности.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).