17.03.2015, 21:09
Украина просит новые кредиты
Украина просит новые кредитыМеждународная военная политика
Уже одобренных заимствований от МВФ Киев считает недостаточными.

Долгожданный кредит от МВФ не спасет украинскую экономику. Об этом в интервью The Wall Street Journal заявила глава Минфина Украины Наталья Яресько. «Пакет, который у нас есть, стабилизирует финансовую банковскую систему, но его недостаточно для серьезной перезагрузки роста и стимулирования роста», – сказала Яресько. Единственный выход из сложившего положения, по её мнению, это просить у международных институтов дополнительные заимствования. «Я ищу большей поддержки», – сказала она.

Напомним, до 2018 года Украина должна получить от МВФ 17,5 млрд. долларов. Первый транш в 5 млрд. уже поступил в страну. Киевские власти преподносят это как большой успех. Однако очевидно, что полученных средств не хватит вообще ни на что, зато Украина рискует оказаться в долговой яме, из которой не будет уже никакого выхода.

Из пяти полученных миллиардов 2,7 млрд. будут направлены на выплаты предыдущих долгов, в том числе за российский газ. Оставшиеся 2,3 млрд. адресованы Нацбанку для пополнения золотовалютных резервов. Но только вот темпы трат этих резервов значительно перекрывают новые поступления. В прошлом году они составляли 20 млрд. долларов, к 1 марта нынешнего года в копилке осталось всего 5,6 млрд. В прошлом году на выплату прежних долгов ушло 14 млрд. В 2015-м Киев должен отдать 11 млрд., но резервов для этого уже почти не осталось.

Кстати, интересна структура украинского внешнего долга, общая сумма которого составляет сегодня 39,4 млрд. долларов. Из 11 млрд., которые должен отдать в этом году Киев, 4 млрд. предназначены для обслуживания прежних обязательств перед МВФ. Получается, что Международный валютный фонд дает новые кредиты ради получения процентов по старым, тем самым загоняя Украину в долговую кабалу.

Около 17,3 млрд. долларов Украина должна по еврооблигациям, из них 3 млрд. приходится на Россию. А вот остальное – на частных кредиторов. И тут интересно, что только в конце 2013 года, когда на Западе уже окончательно взяли курс на свержение Януковича и загон Украины в пучину хаоса, американский инвестиционный фонд Franklin Templeton Investments скупил украинских облигаций аж на 6 млрд. долларов. Напрашивается вывод, что Украину специально решили загнать в безвыходное положение.

Зато разного рода международные спекулянты ставят совершенно невыносимые условия для населения. К 2025 году пенсионный возраст для мужчин и женщин на Украине должен быть поднят до 65 лет (сейчас он составляет 60 лет). Правительство страны уже обязалось закрыть пять процентов средних школ и почти 500 вузов из ныне действующих 802. Суммарно тарифы на газ для населения только в этом году должны вырасти почти в шесть раз, на электричество – в 3,5 раза, а пенсии (около тысячи гривен или менее 3000 рублей по нынешнему курсу) уже заморожены. На три процента должно быть сокращено количество работающих в бюджетной сфере, а число госслужащих – на 20%. Но, по правде говоря, все эти меры экономии могут дать только незначительный эффект. Скажем, закрытие двух третей высших учебных заведений даст только 300 млн. гривен (чуть более 10 млн. долларов), а повышение пенсионного возраста, по расчетам МВФ, - 1,6 млрд. гривен (около 60 млн. долларов).

Западные кредиторы рассчитывают окупить свои вложения именно за счет дележа оставшихся ресурсов Украины. В стране уже приняты законы, разрешающие приватизацию плодородного чернозема и использование генетически модифицированных семян. Казус кроется в том, что такие семена невозможно получить самостоятельно, их надо приобретать у монополистов – американских фирм Monsanto и DuPont. Западные корпорации открыто говорят, что планируют приобрести государственную компанию по добыче и транспортировке газа и нефти «Нафтогаз Украины» и ряд других крупных предприятий страны.

В принципе, Украина могла бы рассчитаться с долгами и не соглашаться на чудовищные условия Запада за счет развития промышленного производства. Но киевские власти сделали всё, чтобы такой возможности у государства не было. Падение промышленного производства только в четвертом квартале прошлого года составило 15,2%, в январе 2015-го – 21,3%. И главная причина этого – разрыв торговых отношений с Россией. Чистые потери от сокращения экспорта в Россию составили уже более 9 млрд. долларов, что сопоставимо с долговыми обязательствами Украины на этот год.

Поэтому весьма странно звучат просьбы Натальи Яресько к Западу предоставить дополнительные кредиты на оживление украинской экономики.

– Безусловно, кредита МВФ не хватит, чтобы перезапустить украинскую экономику, но насколько я понимаю, такой цели МВФ и не ставит, – говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. – Кредит – это, скорее, некая форма взятки украинской бюрократии, она нужна для поддержания госаппарата, а не для перезапуска экономики.

Для того чтобы экономика быстро заработала, денег надо в десятки и даже в сотни раз больше. Да и встает вопрос, кто будет поднимать народное хозяйство. Нынешние чиновники на Украине к этому явно не расположены. Сейчас Киев думает только о том, как выпросить побольше денег и рассовать их по карманам олигархов.

— Но кредиты надо будет отдавать.

– Насколько я понимаю логику людей, которые контролируют власть на Украине, они не рассматривают себя внутри своей страны. Это явные временщики, которые хотят побольше урвать, а потом уехать жить в теплые края.

— Получается, что в МВФ тоже не рассчитывают на возврат долгов.

– МВФ на самом деле очень часто дает деньги, не рассчитывая на их возврат. МВФ – это не банк в классическом понимании. Скорее, это политический инструмент, нежели финансовый. Деньги сейчас выдают для поддержки антироссийских настроений на Украине. Хотя формально долг будет копиться и рано или поздно он будет предъявлен будущему украинскому правительству.

– В нынешнем виде кредит МВФ не может изменить структуру украинской экономики, – считает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Проблема в том, что у Украины растет внешний долг. Он скоро может составить более 100% ВВП. То есть, Украина просто не генерирует прибыль, чтобы выплачивать внешние долги. Кредит МВФ - это не поддержка украинской экономики, это поддержка украинских кредиторов. Даже если 17,5 млрд. долларов придут на Украину, то основная часть этих средств пойдет на выплату прежних долгов. А в последующем долговая нагрузка будет только расти.

Денежных средств МВФ не хватит даже на стабилизацию финансовой системы. Два-три миллиарда, которые пойдут в золотовалютные резервы, погоды не сделают, а вот кассовый разрыв останется.

Очевидно, что Украине нужно много средств. Но прежде всего стране нужна другая экономика. Основная часть крупной промышленности находилась в Донбассе. Порошенко говорил о том, что Украина лишилась 20% своего промышленного потенциала, а 9% этого потенциала уничтожены вообще. Надо всё это восстанавливать.

Пока же в Киеве решили идти по пути сокращения пенсий и зарплат, увеличения тарифов на услуги ЖКХ. Соответственно, сокращается рынок, люди всё меньше денег готовы отдавать за товары и услуги. Украина рискует повторить опыт Греции. Там сокращались госрасходы, в результате падал экономический рост, а это, в свою очередь, приводило к сокращению поступлений в бюджет.

— На спасение экономики Греции с населением 10 миллионов человек были потрачены сотни миллиардов, а Украине с населением свыше 40 миллионов выделяют намного меньшие суммы.

– У Греции на момент начала кризиса были более высокие долги. И выделяемые средства тоже шли не на развитие, а на оплату долгов. Но ситуация на Украине более плачевная. У Греции не было трат, связанных с военным конфликтом. Ей не нужно было восстанавливать разрушенные объекты. Восстановление одного крупного предприятия на Украине требует миллиардов долларов, а этих объектов масса, взять хотя бы крупный транспортный узел в Дебальцево.

У Греции был более высокий потенциал, связанный с внешней торговлей. Никто для Греции не перекрывал рынки. А вот основным потребителем продукции украинских предприятий была Россия, сейчас это сотрудничество перекрыто киевской властью. Украине надо решать еще и политические проблемы. Их не решит МВФ, он не создаст для Украины экспортный рынок.

— Получается, что кредит МВФ – это капля в море для украинской экономики.

– Глава украинского Минфина правильно говорит, что решаются вопросы финансово-кредитной сферы, но не экономики. Для перезапуска экономики нужны совсем другие суммы, на порядки превышающие кредит МВФ.

– Очень сложно сказать, какая сумма нужна для спасения Украины, – говорит эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев. – Есть два обстоятельства, которые не позволяют делать прогноз. Первое связано с потерей промышленного производства в связи с дезинтеграцией Украины, то есть с уходом Крыма и войной в Донбассе.

Второе обстоятельство – сам факт военных действий. Неясно, сколько украинская власть собирается «вбухать» в военную кампанию. Очевидно, что на эти цели пойдет не одна сотня миллионов долларов. Средства пойдут на закупку вооружения, питания для армии, подготовку личного состава. Понятно, что всё это не будет способствовать стабилизации экономической жизни в стране.

— Возможно ли вообще в нынешних условиях заставить работать украинскую экономику?

– В принципе, нет ничего невозможного. Запустить экономику потенциально можно даже на кредит МВФ. Но на что потратит деньги киевская власть? В лучшем случае, на то, чтобы добиться чисто статистических показателей. Для этого можно направить средства на развитие сферы услуг. Скажем, за счет вложений в транспорт и телекоммуникации можно добиться формальных показателей. Но это не будет означать, что украинская экономика перестроилась.

Для развития страны необходимо выйти на качественно иной уровень управления народным хозяйством, надо сделать рывок. Речь идет о создании новых отраслей, новых производств. Сегодня это очень проблематично.

— На ваш взгляд, какую цель преследует киевская власть, когда увеличивает запросы на кредиты за рубежом?

– Мне кажется, что долговременного планирования у Киева нет. Правда, во власти на Украине есть разные группы интересов. Есть Порошенко и другие олигархи, которые владеют собственностью в стране. Они будут вынуждены работать на украинском поле, уйти с него они не могут. Есть политики «новой волны» вроде Турчинова и Яценюка, которые похожи на фанатиков.

Пока же не видно, что власти понимают цель проводимых реформ, цель своей политики, пути интеграции в европейскую экономику, о чем постоянно говорят. Пока планирование сводится к тому, что вычисляют, сколько необходимо денег для сохранения нынешнего режима. То есть, речь идет о том, хватит ли сумм от МВФ на то, чтобы остаться у власти до начала 2016 года и окончательно не свалить страну в полный хаос.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.