06.07.2016, 11:22
«Убийца западных подлодок» возвращается с новейшей авиабомбой
«Убийца западных подлодок» возвращается с новейшей авиабомбойМеждународная военная политика
Минобороны РФ решило не просто не отказываться от озвученных ранее планов по возобновлению производства противолодочного вертолета-амфибии Ми-14, но и пообещало оснастить его самым современным оружием, в том числе новейшей противолодочной авиабомбой «Загон-2».

Долгих семь лет рождения

В случае, если эти планы действительно удастся воплотить (в мае 2016 года замминистра обороны Юрий Борисов заявлял, что работы по этому вопросу уже ведутся), то практически со стопроцентной гарантией можно сказать, что производство новых Ми-14 будет развернуто на Казанском вертолетном заводе. Ведь именно там, в Казани и только там Ми-14 и выпускался серийно в 70−80-х годах.

На самом деле, о необходимости такой винтокрылой амфибии как Ми-14 говорили уже в 60-х. Как любят выражаться историки, бурное развитие подводного флота на Западе привело к тому, что СССР срочно потребовалась эффективная винтокрылая машина, способная в любое время суток и в любое время года бороться с подводными лодками. Да, к тому времени, у нас уже был, например, поднявшийся в небо еще в 1949 году сверхлегкий вертолет связи и наблюдения ВМФ Ка-10, противолодочная «несушка» Ка-15, военно-морская модификация сухопутного Ми-4, наконец — первый советский противолодочный вертолет корабельного базирования Ка-25, который американцы почему-то прозвали «Гормоном». Однако к тому времени потребовались машины уже другого класса — и по грузоподъемности, и по дальности полета, да и по прочим летно-техническим характеристикам.

Проектировать будущий Ми-14 начали в 1962 году. За его основу был взят транспортно-десантный Ми-8 — на тот момент еще только появившийся, а позже — самый массовый двухдвигательный вертолет в мире… Герметичное днище-лодка вместо традиционного грузового пола, боковые поплавки-«жабры», запуск двигателей не от бортовых аккумуляторов, а с помощью вспомогательной силовой установки, и — впервые в СССР! — убирающееся шасси.

Работы над Ми-14 затянулись сразу по нескольким причинам. С одной стороны, военные постоянно меняли и дополняли техзадание (говорят, сначала вообще предполагалось создание двух разных вертолетов — поискового и собственно ударного, и лишь позже было решено объединить эти функции), с другой — саму машину изобрели раньше, чем новые двигатели для нее. Плюс — под Ми-14 создавалась новая поисково-прицельная система. Да и сами испытания проходили непросто: по словам непосредственных участников, на определенной стадии испытателям приходилось сначала пройти курс аквалангиста, и только потом приступать непосредственно к испытаниям — в маске и с аквалангом…

В итоге только на испытания этого вертолета ушло более семи лет, и лишь в мае 1976 года морской многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования Ми-14 (заметно отличавшийся от самого себя, первоначального) был принят на вооружение. Основных модификаций у него было несколько: собственно противолодочный, способный нести противолодочную торпеду или глубинные бомбы, либо уж, если придется, ядерную бомбу (называлась мощность в 1 килотонну); спасательный (он же транспортный) и вертолет-тральщик (поиск и уничтожение морских мин, буксировка тралов).

«Они уважительно называли машину лайнером»

«Чем Ми-14 запомнился летчикам? Во-первых, большой дальностью и продолжительностью полета: он мог находиться в воздухе пять с половиной часов, совершать перелеты на расстояние до 1100 км или два часа вести гидроакустический поиск на удалении до 300 км от береговой черты. Во-вторых, возможностью выполнять штатную посадку на воду. По воспоминаниям летчиков, они уважительно называли машину лайнером — за удобную компоновку кабины, незначительную вибрацию, размеры, время полета, надежность», — писали СМИ. Оглядываясь сегодня назад, можно смело утверждать, что «четырнадцатая Миля» стал не просто первой в Советском Союзе, но и, пожалуй, единственной полноценной винтокрылой амфибией такого класса, способной садится и взлетать с водной поверхности. А в случае острой необходимости — и передвигаться по этой поверхности. Широко известно показательное в этом плане происшествие с Ми-14, принадлежавшем Польше. Экипаж экстренно приводнившегося из-за неполадок вертолета получил приказ покинуть борт с помощью спасательных средств. Командир успел направить вертолет к берегу, а сам на ходу тоже пересел в спасательную лодку. И покинутый всеми Ми-14 самостоятельно несколько часов «рулил» по спокойной морской глади, почти добравшись до берега. Почти — потому, что у него просто закончилось горючее.

Вообще, Ми-14 пользовался за рубежом огромной популярностью — оно и понятно. Есть данные, что из 273 построенных вертолетов, 150 ушли в Болгарию, Польшу, Румынию, КНДР, Вьетнам, Ливию, Сирию, Йемен, на Кубу - то есть экспорт даже превышал внутренние поставки. Кстати, о Ливии. Когда в 1981 году там пропал истребитель МиГ-21, на его поиски были брошены «четырнадцатые» и их французские аналоги — «Супер Фрелоны». Советские вертолеты отработали четко, как часы и выполнили задачу, чего не скажешь о «французах», успевших из-за жары за два дня получить множество неисправностей. Еще более убедительно наши вертолеты показали себя на состоявшихся вскоре после того учениях с участием подводных лодок. «Наши машины обнаружили субмарину, постоянно поддерживали контакт, наносили „тактические" бомбовые удары (при этом собственно сброс бомб не происходит, а производятся лишь все процедуры, ему предшествующие), но, когда на смену пришли „Супер Фрелоны", контакт был безнадежно утерян, а лодка как бы в насмешку всплыла между двумя висящими вертолетами», — вспоминали участники тех событий. И несложно догадаться, вертолеты какой именно марки и модели ливийцы после этого решили приобрести дополнительно. Тем не менее, уже через несколько лет производство Ми-14 в Казани было прекращено, а в 90-е эти противолодочные вертолеты и вовсе были в России сняты с вооружения.

Что для русского хорошо, то…

Говоря о причинах такой неожиданной «немилости», нужно в первую очередь держать в голове особенности того времени. Разгар «демократической» России. Первоочередным аргументом звучит общий план сокращения вооруженных сил (рубеж 80−90-х — как раз небывалый расцвет этого процесса) и только потом — якобы устаревшая авионика «четырнадцатого». Одновременно появляются и другие, пусть и несколько «апокрифические» объяснения. Так, например, еще в 1987 году якобы после переговоров Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевым на хвостовые балки «четырнадцатых» стали наносить опознавательные черные пунктиры, поскольку американцы пожаловались, что не могут их засечь даже с помощью спутников. А в конце 80-х в советских территориальных водах Ми-14 вроде как без лишнего шума «зажали» и едва не уничтожили таинственную субмарину. А уж этого наши «западные друзья» простить уж точно не могли…

Ясно одно, в июле 2015 года на известие о возможном возобновлении производства Ми-14 в России, одним из первых отреагировало сетевое издание «The Diplomat» (штаб-квартира находится в Токио). «Ближе к концу холодной войны в конце 1980-х годов Ми-14 получил известность после того, как он успешно обнаружил западную подлодку (предположительно американскую) в советских территориальных водах. Якобы из-за сильного давления со стороны США, Россия была вынуждена отказаться от всего своего Ми-14 флота в 1996 году… Вооруженный ядерной противолодочной бомбой, этот вертолет грозит серьезными проблемами для западных подлодок», — напомнили авторы статьи. Тогда за Ми-14 и закрепился статус «убийцы западных подлодок». А тут еще выяснилось, что в Сирии несколько «четырнадцатых» местные умельцы волне удачно приспособили под бомбардировки наземных позиций террористов.

Подходящий момент для возвращения

Представляя на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге «проект возобновления производства уникального вертолета-амфибии типа Ми-14», холдинг «Вертолеты России» поначалу акцент на «убийцу подлодок» не делал. «Это многоцелевой вертолет, который может приводняться, рулить на воде, взлетать с водной поверхности. При наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков холдинг готов модернизировать вертолет-амфибию с применением современных разработок и возобновить его производство. Этот вертолет может значительно расширить возможности спасательных и экстренных служб, а также найти применение в ВМФ», — отмечали в пресс-службе холдинга. Но к октябрю 2015 года все встало на свои места. Как заявил тогда журналистам РИА «Новости» замгендиректора «Вертолетов России» Андрей Шибитов, с 2016 года они готовы начать опытно-конструкторские работы по возобновлению производства именно противолодочных вертолетов Ми-14 — «облик обновленного вертолета уже определен и вскоре будет представлен Минобороны РФ».

Теперь же выяснилось, что модернизированная версия Ми-14 будет оснащена новыми двигателями, современным электронным оборудованием и улучшенной системой наведения, «вертолет сможет дольше оставаться в воздухе и лучше держаться на воде». А также он, скорее всего, получит на вооружение новейшую противолодочную авиабомбу «Загон-2».

«За подводными лодками авиабомба охотится при помощи специальной акустической головки самонаведения. Она может почувствовать цель на глубине до 600 метров. Акустическая головка авиабомбы „Загон-2" работает по принципу локации, отправляет сигнал и принимает его в случае отражения. Устройство снабжено механизмом самоликвидации, в случае отсутствия обнаружения цели в заданном временном промежутке. Одной такой мины хватит, чтобы пробить корпус любой подводной лодки и потопить её. При этом противник даже не успеет понять, что произошло, ведь авиабомба Загон-2 не имеет двигателя. Фактически устройство падает под весом собственной тяжести, а значит, абсолютно бесшумна, при этом с приличной скоростью — 18 метров в секунду. Именно поэтому бомба опасней любой современной торпеды», — пишет один из порталов.

На контрасте сразу вспоминается, как в 70-х на первых Ми-14, по слухам, створки бомболюка приходилось герметизировать кустарным способом, просто замазывая щели пластилином.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  17.12.2017
Американский журнал The National Interest обеспокоен тем, что в Российской армии появились снайперские винтовки, которые способны пробивать современные американские бронежилеты последних разработок. Причем перед ними бессильны не только композиционные вставки XSAPI, но и ESAPI, которые должны останавливать бронебойные пули калибра 7,62×63 мм.
Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.