14.03.2016, 11:43
«У летчиков в крови довести машину до посадки»
«У летчиков в крови довести машину до посадки»Международная военная политика
Сирийские ВВС потеряли истребитель МиГ-21УС. Судьба пилотов до конца не ясна. По одной информации, первому удалось выжить при катапультировании, а второй погиб при попытке посадить самолет. Боевики утверждают, что сбили самолет, который атаковал мирные территории. Эксперты признают, что МиГ-21УС – машина очень старая, но летчик мог погибнуть из-за стремления спасти истребитель.

В Сирии недалеко от аэродрома в провинции Хама упал истребитель МиГ-21УС ВВС Сирии. В отличие от самолета головной модели – МиГ-21 – этот истребитель учебно-боевой, поэтому его кабина рассчитана на двух пилотов, а не одного.


Упал при невыясненных обстоятельствах

Версий произошедшего несколько. Сирийский военный источник сообщил агентству Sputnik, что один из пилотов успешно катапультировался и приземлился в районе деревни аль-Магир. Эта территория находится под контролем сирийских правительственных сил. Второй летчик не выжил. «Второй пилот предпринял попытку совершить аварийную посадку на военном аэродроме Хама. Посадка была неудачной, и пилот погиб», – сказал источник.

По последней информации, которую распространили сирийские СМИ, МиГ-21УС не был сбит, а причиной его падения стали технические неисправности.

Ранее источник в сирийской армии сообщал, что боевики убили первого пилота во время спуска с парашютом. А сам самолет боевики подбили из наземных зенитных установок во время рейда на город Кфар-Набуда, который контролируется вооруженной оппозицией.

Члены группировки «Ахрар аш-Шам» – основные союзники «Джебхат ан-Нусры» – заявили, что это они сбили МиГ. Как сообщают «Вести», исламисты опубликовали и видео, которое якобы это подтверждает. Эксперты, в свою очередь, признали ролик «грубой подделкой». В нем виден момент катапультирования одного из пилотов, а также клубы пыли, которые, возможно, поднялись после падения самолета.

В свою очередь командование сирийских ВС утверждает, что продолжает военные операции к востоку от провинции Хама против террористов «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в РФ), на которые договоренности о перемирии не распространяются. В этой провинции идут тяжелые бои между сирийскими правительственными войсками и террористами. В четверг сирийская армия уничтожила более 70 боевиков.

Инцидент с МиГ-21УС произошел за сутки до возобновления переговоров в Женеве по вопросам урегулирования ситуации. Они начнутся 14 марта и продлятся 10 дней.


«МиГ-21 – это очень старая машина»

Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин отмечает, что в районе, где мог быть сбит истребитель, идут активные боевые действия, и заход на посадку – наиболее опасный этап полета. В таких условиях трудно говорить об уровне подготовки летчиков, поэтому здесь более важен вопрос «о наземной ситуации, чем воздушной». «Во-вторых, МиГ-21 – это очень старая машина. Самолет выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год. Естественно, она подвержена большей опасности уничтожения с земли, чем остальные типы самолетов. А раз было два летчика, то это учебный самолет. Значит, осуществлялся какой-то учебный боевой вылет. Могла вестись подготовка летчика своими силами. Поэтому здесь ничего удивительного нет, что они не смогли сориентироваться в сложной боевой обстановке», – сказал Анохин.

По его словам, стандарты подготовки сирийских пилотов были заложены Россией, потому что они обучались в российских центрах подготовки иностранных специалистов.

Летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов, который летал на МиГ-21, напомнил, что в стране было два училища по подготовке иностранных летчиков: одно в Краснодаре, а другое – во Фрунзе (сейчас – Бишкек). «Но сейчас в Сирии война, уровень подготовки у них достаточно высокий. Они летают очень часто и постоянно. В уровне их подготовки не надо сомневаться», – сказал Маликов.

Что касается ситуации с катапультированием одного летчика и решения другого посадить машину, то здесь может быть много версий. Анохин склонен считать, что летчик решил спасти самолет, но, «видимо, не хватило умения, и неизвестно, в каком состоянии был сам самолет». «Возможно, летчик совершил ошибку в принятии решения и погиб именно из-за этого. Если один катапультировался, то и второй мог, но, видимо, это был инструктор, который обучал курсанта и переоценил свои силы», – полагает эксперт.

С ним соглашается Маликов, подчеркивая, что «у летчиков в крови довести машину до посадки», тем более аэродром – это охраняемая территория, в отличие от другой местности, где иногда трудно разобраться, под чьим контролем она находится. «Это все понимаемо – прилететь на аэродром, домой, сохранить машину, которую можно подремонтировать», – говорит он.


«Пилот хотел совершить героический поступок»

Анохин убежден, что система катапультирования в самолете должна была быть полностью исправной. По его словам, на этой модели самолетов она «отработана давно, и я не помню ни одного случая отказа катапультных систем в МиГ-21». «Получается, что пилот хотел совершить героический поступок. Это желание спасти машину. Но нам трудно судить о соотношении принятого им решения с состоянием самолета. Видимо, повреждения были существенными, если один из пилотов катапультировался».

По словам Маликова, система катапультирования МиГ-21 уступает по функционалу тем, что стоят на более новых самолетах. Она, например, не позволяет катапультироваться при нулевой скорости, как у Су-34. «Если, например, остановился двигатель, то пилот мог сесть до полосы, но любая неровность на большой скорости – критическая», – отметил он.

Владимир Анохин также выразил убеждение, что заявления представителей группировки, сбившей самолет, о том, что тот якобы бомбил мирные поселения, не соответствуют действительности. По его словам, МиГ-21 – истребитель и предназначен для воздушного боя. «Если он еще и учебный, то он не может в полной степени выполнять боевые задачи. Всегда, когда дают по шее бандюкам, это не говорит о том, что они бомбили мирные поселения. На МиГ-21 нет системы объективного контроля, которая могла опровергнуть заявления этой группировки», – пояснил эксперт.

Такую же точку зрения разделяет и Маликов. По его словам, если в одном месте может находиться мирный человек, то через тридцать метров – бандит с автоматом. «С воздуха это никак не разглядишь. А в городе это практически не определить. При любой войне нужно понимать, что потери будут и среди мирного населения. В Сирии же нет четкой определенной границы: эта территория контролируется четко боевиками, а эта – правительственными войсками. Сами люди чуть ли не простынями показывают, что свои», – подчеркнул он.

Что касается защищенности самолетов, которые используют в Сирии российские ВКС, то они, уверен Владимир Анохин, защищены куда лучше, нежели сбитый МиГ-21УС. Тем не менее при посадке самолеты становятся более уязвимыми перед зенитными орудиями, именно поэтому Россия использует для их подстраховки вертолеты, которые прикрывают районы ближних боевых действий. «Есть очень много факторов, влияющих на безопасность этапа захода на посадку. Во время боевых вылетов самолеты используют системы постановки помех для ракет, тепловые ловушки. Оборона нашей базы в Сирии строится на собственной защите самолета как такового и той системы обороны аэродрома, которая у нас складывалась годами. Это сочетание наземных районов, которые перекрыты той же морской пехотой, и контроль вертолетной группировки, которая прикрывает самый опасный участок – снижение по глиссаде», – пояснил Владимир Анохин.

Категория: Конфликты

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Русский «Медведь»: боевое крещение 64 года спустяМеждународная военная политика
Мировой ВПК  13.11.2016
Основному стратегическому бомбардировщику ВКС России исполнилось 64 года. Мы вспоминаем историю самолета, взлетевшего при Сталине и впервые участвовавшего в боевых действиях во время сирийской кампании ВКС России в 2015 году. 11 ноября 1952 года с подмосковного аэродрома в Жуковском в воздух впервые поднялся Ту-95 — советский бомбардировщик-ракетоносец, который до сих пор остается основным стратегическим бомбардировщиком Воздушно-космических сил России.
Тайна «Проекта 279»Международная военная политика
Мировой ВПК  12.11.2016
В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279. И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.
Самолёт несостоявшегося апокалипсисаМеждународная военная политика
Мировой ВПК  12.11.2016
Шестьдесят лет назад, 11 ноября 1956 года, в воздух впервые поднялся сверхзвуковой бомбардировщик Convair B-58 Hustler. Этот самолёт, к счастью, никогда не применялся в бою, но именно ему довелось стать одним из наиболее ярких символов апогея холодной войны — эпохи, когда были возможны самые удивительные проекты.
«Ледяной червь» Америки ударил по Северной ЕвропеМеждународная военная политика
Геополитика  08.11.2016
В Дании политики ломают голову над вопросом — как заставить США убрать ядерные отходы с Гренландии. В 1960-е годы глубоко под материковым льдом на северо-востоке острова были вырыты километровые туннели для американской военной базы Camp Century. Там США собирались разместить ядерные ракеты, но в итоге отказались от проекта. Как пишет местное издание Jyllands-Posten, сейчас этот военный пережиток прошлого стал настоящей головной болью для политиков в Кристиансборге (резиденция датского парламента).


Сможет ли НАТО потопить «Адмирала Кузнецова»?Международная военная политика
Конфликты  12.11.2016
Как уже сообщалось, 9 ноября недалеко (по морским меркам) от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося в Средиземном море, была обнаружена дизель-электрическая подводная лодка Королевских ВМС Нидерландов проекта «Валрус». Лодка была обнаружена на расстоянии 20 километров от российской авианосной группы. Этот случай не единственный. Вокруг группы кораблей, в которую входят авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения, постоянно кружат с разведывательной целью субмарины НАТО. И началось это уже на второй день похода — 16 октября.
Россия выбирает момент для массового удара по сирийским боевикамМеждународная военная политика
Конфликты  10.11.2016
«Адмирал Кузнецов» и сопровождающие его корабли подошли к Сирии на расстояние, достаточное для нанесения анонсированных массовых ракетно-бомбовых ударов. Однако после избрания Трампа политическая обстановка в мире резко меняется. Уместна ли в подобном контексте масштабная демонстрация возможностей российского оружия в Сирии? США ожидают в ближайшее время нанесение Россией массированных авиа- и ракетных ударов по целям в Сирии с использованием палубной авиации крейсера «Адмирал Кузнецов», заявили в четверг в Пентагоне. По данным американских военных источников, базирующиеся на авианосце палубные истребители Су-33 и Миг-29К с боекомплектом уже начали полеты над Сирией, но еще не участвовали в боях, передает «Интерфакс».
Египетские военные высадились в ТартусеМеждународная военная политика
Конфликты  09.11.2016
Ряд оппозиционных источников подтверждают распространенную 2 ноября просирийскими СМИ информацию о том, что военный контингент из Египта прибыл на российскую военно-морскую базу в Тартусе. Отмечается, что группа египетских офицеров вроде как будет перенимать опыт в оперативном планировании и в тактических методах ведения боевых действий и т. д. Ранее просирийские источники сообщали, что официальная цель египтян — прохождение военных тренировок под руководством российских советников. Тогда в военных ведомствах Египта, Сирии и РФ эту информацию не комментировали.