27.11.2015, 21:35
У Эрдогана руки по локоть в... нефти
У Эрдогана руки по локоть в... нефтиМеждународная военная политика
Турция занервничала, когда наши ВКС начали бомбить нефтяные караваны ИГ, заявил МИД России. И немудрено, ведь цена вопроса, от которого прямо зависит Турция, – сотни миллионов долларов. Где добывается пиратское черное золото ИГИЛ, как оно перевозится и по какой цене его продает своим клиентам самая опасная террористическая организация мира?

Турция начала «нервничать» после того, как ВКС России начали бомбить в Сирии караваны террористов с украденной нефтью, заявил в пятницу глава МИД Сергей Лавров.

«Конечно, это вряд ли является простым совпадением, что после этого наши турецкие соседи начали вести себя весьма и весьма нервно, мягко говоря», – отметил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Сирии Валидом Муаллемом. 

Ранее в тот же день министр информации Сирии Омран Аз-Зоуби заявил, что российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС из-за интересов компании сына президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, которой поставлялась нефть от группировки «Исламское государство».

Накануне президент России Владимир Путин заявил, что ему «с трудом верится» в незнание Анкары о нелегальных поставках нефти в Турцию из Сирии от террористов. Также Путин заявил, что «Россия давно фиксировала, что на территории Турции есть много нефти с месторождений, подконтрольных ИГ». В тот же день вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что доходы от поставок нефти из контролируемых боевиками ИГ районов Сирии в Турцию скапливаются на счетах тех, кто ответственен за уничтожение российского Су-24.

В среду председатель российского правительства Дмитрий Медведев, комментируя инцидент с Су-24, заявил об имеющихся у Москвы данных о прямом финансовом интересе ряда чиновников Турции в закупке нефтепродуктов у ИГ.

Как же фукнционирует эта нефтяная контрабанда? 


Черные кладовые «халифата»

По сведениям западных источников, большая часть сирийской нефти ИГИЛ добывается на месторождениях в провинции Дейр эз-Зор на востоке страны. Именно в этой провинции, в относительной близости к границе Ирака, находится скважина аль-Омар, дающая до 15 тыс. баррелей ежедневно, по данным сирийской правительственной газеты Al Watan. Примечательно, что рабочий коллектив данного объекта после прихода ИГИЛ остался в целом прежним.

Помимо уже упомянутого месторождения аль-Омар у боевиков в провинции Дейр аз-Зор есть и другие. Месторождение аль-Танак, находящееся на востоке провинции, может посоперничать с аль-Омар, по разным оценкам, здесь может добываться до 17 тыс. баррель в день. Нефть здесь можно купить за 40 долларов за баррель.

Месторождение объемом примерно в 600 тысяч баррелей в день аль-Таим находиться чуть западнее, ближе к важнейшему логистическому объекту ИГИЛ – дороге, соединяющий юго-восток Сирии и юг Турции (дорога также идет на север Ирака). К этим же нефтяным полям относится месторождение аль-Харата объемом в 1000 баррелей в день.

Всего, по данным The Guardian, на территориях Сирии, контролируемых «халифатом», находится шесть крупных нефтяных месторождений.


45 долларов в базарный день

Лондонская The Financial Times, оценивая оборот нефтяной торговли ИГИЛ, полагает, что она составляет примерно 34 тыс. - 40 тыс. баррелей в день. Один баррель продается по цене от 20 до 45 долларов, отмечает издание. Судя по данным Associated Press, опубликованным 23 октября, ИГИЛ ежемесячно получает по 50 млн долларов от продажи нефти с месторождений, находящихся под ее контролем.

На турецко-сирийской границе, к северу от района крупнейшего сирийского города Алеппо на подконтрольных боевикам территориях находится по разным оценкам до трех крупных «нефтяных рынка». Сообщается, что именно здесь происходит окончательная покупка и продажа нефти. Контрабандные пути игиловской нефти в Турцию проходят севернее и западнее Алеппо – именно по этим дорогам черное золото на нефтевозах попадает в Турцию.

Под контролем ИГ по-прежнему остается участок граничащей с Турцией территории между городами Дабик и Джарабулус. Колонны нефтевозов до недавнего времени шли из Сирии практически непрерывным потоком с юго-востока на северо-запад – что подтверждают и российские данные, упомянутые президентом Владимиром Путиным на встрече с Франсуа Олландом.


«Турки дали свободный проход»

Американский журнал Newsweek еще в середине 2014 года опубликовал интервью с бывшим боевиком ИГИЛ, который в открытую признался, что «мы («моджахеды» ИГИЛ) рассматриваем Турцию в качестве главного союзника». «Турки нам дали свободный проход через свою границу и прямо заявили, что пока тут «царствует» Турция, у вас не будет никаких проблем», - сказал в интервью изданию бывший член ИГИЛ. О том, что «основной поток нефти ИГИЛ идет в сторону Турции», писала, со ссылкой на собственные источники, и британская The Guardian.

Летом прошлого года депутат парламента Турции от оппозиционной Народно-республиканской партии Али Эдибоглу заявил стамбульскому изданию Taraf: «Нефть на сумму 800 миллионов долларов, которую ИГИЛ получила в регионах, которые группа оккупировала в этом (2014) году, продается в Турции». Отметим, что депутат был избран от провинции Хатай, которая вдается в сирийскую территорию. На границе с этой провинцией и был сбит российский Су-24.

По словам Эдибоглу, сторонники ИГИЛ «проложили трубы от деревень рядом с турецкой границей в Хатай». «Такие же трубы есть также (в приграничных районах турецких провинций) Килис, Урфа и Газиантеп. Они перекачивают нефть в Турцию и умело переводят ее в наличные деньги. Они берут нефть с НПЗ по нулевой стоимости. Используя примитивные средства, они очищают нефть в районах, близких к турецкой границе, а затем продают ее через Турцию». «Это приносит доход в 800 миллионов долларов», - вновь подчеркнул депутат.

Иранский телеканал Press TV в одной из недавних публикаций на своем сайте со ссылкой на западных экспертов, что турецко-саудовский союз, так или иначе, поддерживает ИГИЛ и активно участвует в нефтяном бизнесе этой террористической организации. Примечательно, что саудовская пресса, находящаяся под жестким государственным контролем, практически ничего не писала о совместном нефтяном бизнесе Турции и «Исламского государства».


Семейный бизнес?

Оппоненты президента Эрдогана распространяют – в том числе в СМИ – версию, согласно которой в нефтяном бизнесе с ИГ прямо заинтересовано ближайшее окружение главы государства. Называется имя 34-летнего Билала Эрдогана – третьего сына президента. Билал - крупный бизнесмен, получивший образование в США (вернулся в Турцию лишь в 2006 году), сейчас он, помимо прочего, является совладельцем крупной судоходной компании BMZ Ltd.

Зампредседателя Народно-республиканской партии Турции Гюрсель Текин в одном из недавних интервью утверждал, что BMZ Ltd, во-первых, ведет дела с ИГИЛ, а во-вторых является семейным бизнесом Эрдоганов.

Текин утверждал, что в Бейруте и турецком порту Джейхан у судоходных компаний Билала Эрдогана в портах Бейрута и Джейхана есть особые причалы, куда танкерами доставляется контрабандная нефть. Последнее утверждение, впрочем, вызывает особые сомнения, учитывая то, что побережье Сирии, от ливанской до турецкой границы контролирует правительственная армия – а с правительством Асада Эрдоган и его окружение никаких дел не имеют.


Свободная охота

Источники в восточных провинциях Сирии отмечают: после того, как 30 сентября началась операция российских ВКС, боевики вынужденно диверсифицируют логистику. Увеличивается количество веток экспорта нефти, идущих на север, в Турцию. Снижается интенсивность, турецкий покупатель (на той стороне сирийско-турецкой границы) вынужден ждать дольше и получать меньше черного золота. Это резко снижает объемы, а значит - и прибыль. Одним словом, полагает источник, после того как Россия начала операцию против ИГИЛ и других террористических организаций, турецко-игиловский бизнес оказался в кризисе.

Напомним, что изначально российские ВКС наносили авиудары по объектам военной инфраструктуры и собственно по боевикам. 13 ноября был удар впервые нанесен по нефтевозам ИГИЛ с сырой нефтью – это произошло в уже упомянутой провинции Дэйр-эз-Зор.

18 ноября начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов сообщил, что только за предшествующие дни российская авиагруппа уничтожила 500 бензовозов, которые использовались ИГ для вывоза нефти из Сирии – правда, в данном случае имелся в виду иракский маршрут. «Сегодня принято решение, в соответствии с которым российские боевые самолеты вылетели на так называемую свободную охоту», - сообщил Картаполов.


«Куда делась нефть?»

По сведениям на довоенный 2010 год, Сирия добывала 368 тыс. баррелей нефти в сутки, при доказанных запасах в 2,5 млрд баррелей. Это данные US Energy Information Administration (EIA), независимого агентства в составе федеральной статистической системы США. «Черное топливо» вывозилось через порты Банияс, Тартус и Латакия. В нефтедобыче участвовали такие «киты» как Shell Oil и Total, а также российская «Татнефть».

«До начала войны в Сирии добывалось порядка 350 тыс. баррелей в сутки (в 2010 – 386 тыс., в 2011 – 333 тыс.), а в прошлом, 2014 году это уже было порядка 40 тыс. баррелей в сутки (на территории, контролируемой правительством), - говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Куда делось остальное?».

Часть людей, которые работали на месторождениях, бежали, «часть были убиты, где-то что-то разрушено», однако если нефтедобыча на месторождениях на всей территории страны упала, то явно не в разы, отмечает собеседник. «Но здесь другое интересно: Исламское государство - это и Ирак, и Сирия. Кроме того, если мы посмотрим шире, то вдруг обнаружится, что и в Ливии есть люди, которые присягнули Исламскому государству и устроили там свой филиал, и в Нигерии есть такой филиал притом, что Нигерия – один из крупных центров нефтедобычи Африки и мира. Можно предположить, что месторождения, принадлежащие Исламскому государству, есть и там», - отмечает Фролов.

Но даже если говорить только о территориях Ирака и Сирии, контролируемых ИГ то западные источники дают скромные объемы добычи – примерно 140 тыс. баррелей в день, отмечает собеседник. «Внимание, вопрос: куда делось остальное? Я полагаю, что добывается больше нефти», - сказал он.


«Маленькие заводики», сделанные в Турции

По словам Фролова, есть сведения, что на территории так называемого Исламского государства действуют небольшие нефтеперерабатывающие производства. «Откуда взялись эти мини-НПЗ? Оттуда же, откуда берут небольшие НПЗ на других территориях – их, скорее всего, завезли через Турцию».

Те компании, которые перерабатывают нефть в Иракском Курдистане – официальные компании, подчиняющиеся местному легитимному руководству – закупали все это у Турции и через Турцию, напоминает эксперт. А учитывая общность границы и одинаковые проблемы в плане доставки оборудования как у Исламского государства, так и у иракского Курдистана, можно сделать смелое, но верное предположение, что эти НПЗ шли через Турцию.


Неприхотливое топливо войны

«Нефть, подвергнутая примитивной переработке, можно использовать даже в военной технике, она не очень прихотлива,- отмечает Фролов. - Или вы можете в виде прямогонного бензина продать это некоему трейдеру, он перевозит это на территорию Турции, там это уже обеляется, то есть это покупает некое официальное, более понятное мировому сообществу лицо и перепродает».

Другой вариант - не через Турцию, «есть и другие варианты, но Турции ближе всего, у нее есть выход к морю, и она является самым логичным маршрутом». «Тем более, что о поддержке Турцией боевиков говорилось очень давно, с начала этого конфликта это ни для кого не было секретом», - отметил эксперт.

По минимальным оценкам, в этом бизнесе крутятся несколько сотен миллионов долларов ежемесячно, рассказал Фролов. «А если мы учтем, что часть нефти продается в виде продуктов переработки, то объем денежной массы повышается: вы слили мазут, остаток, и перепродали нефть покупателям, которые уже что-то с ней делают, - полагает эксперт. - И, скорее всего, они ее везут дальше».


«Белый» продукт для Европы

«Основные нефтеперерабатывающие мощности расположены не в Турции, - поясняет эксперт. - В Европе они расположены. У них как раз сейчас недозагрузка. У них избыток перерабатывающих мощностей в последние несколько лет, не по всем товарным позициям, но в целом свободные мощности есть. Понятно, что проще к ним вести, у них хорошая переработка, а главное – продукт будет «белый». Если бы Турция вдруг неожиданно вышла бы и сказала: «Эй, мир, покупай наш бензин, наше дизельное топливо» - «А откуда вы его взяли?» - «Давайте это для вас будет сюрпризом», - то ее бы не поняли».

Есть разные пути доставки нефти с территории Сирии в Турцию: и колонны грузовиков, и люди, которые перетаскивают нефть едва ли не пешком. «Если бы можно было бы прокинуть мощную трубу, они бы это сделали. Но эта задача сложнее, и такую трубу тяжелее восстанавливать. Прокладывают небольшие нефтепроводы из Сирии в Турцию, чтобы она просто пересекла границу. Здесь взорвали, там проложили», - отмечает Фролов.


«Это нельзя было отследить?»

Поэтому, замечает Фролов, - нужно просто не выпускать нефть с месторождений и не пускать дальше к нефтепроводам. «Это уже к вопросу о деятельности наших спецслужб и наших военных, а в первую очередь – тех спецслужб и военных, которые борются там с Исламским государством уже много времени, - подчеркивает эксперт. - Они объясняли, почему они не бомбят месторождения: это оставило бы без средств к существованию миллионы местных жителей, когда Исламское государство уйдет».

Но, продолжает собеседник, «есть дроны, есть спутники, а если у вас есть колонна автоцистерн, ее можно отследить». «А трубопровод где-то начинается, те же самые цистерны, допустим (если с них сливают, чтобы дальше гнать по трубе), должны куда-то подъезжать, - отмечает Фролов. - В какой-то точке они останавливаются, ритм их движения изменяется. Это нельзя было отследить год назад, два года назад? Сейчас в том числе наши западные коллеги начали обвинять Турцию, что она наживается. Хочется спросить: друзья, а вы не знали, как это все выглядит, не знали, что нефть куда-то идет, кто эту нефть потом покупает? Зайдите на сайты, которые показывают местоположение тех или иных судов и посмотрите, почему, например, судно для перевозки нефтепродуктов с украинской пропиской подходит к территории, которая контролируется боевиками? Оно подошло изучить красоты местные?».

Или, задается вопросом Фролов, «его только на сайте видно, а когда дроны летают, разведка работает – судна нет». «Это значит, что коллеги Турции прекрасно обо всем знали, их это устраивало. Почему их перестало устраивать сейчас? С чего это они вдруг? Это немного другой разговор и, честно говоря, долгий», - заключил Фролов.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?