29.10.2014, 16:19
У Арктики в плену
У Арктики в пленуМеждународная военная политика
Почему Россия слабо развивает транспортный флот самого перспективного водного пути?

Об освоении Арктики её и огромной важности для развития России не говорил у нас в стране в последние годы, кажется, только ленивый. На ней «завязаны» сегодня многие важные экономические проекты страны. Не удивительно, что всё, связанное с этим северным регионом, привлекает внимание всего мира.

Не стал исключением и международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», прошедший в Архангельске на минувшей неделе. Он собрал около 200 специалистов - как экспертов из ключевых российских министерств (энергетики, промышленности и торговли, морского флота - interpolit.ru), так и представителей ведущих «арктически-заинтересованных» компаний. Не только отечественных - «Газпрома», «Лукойла», «Атомфлота» - но и зарубежных. Из последних наиболее заинтересованными оказались те фирмы, которые специализируются на добыче и переработке нефти и газа. В частности, норвежские и французские. А также транспортники. Морские арктические перевозки – одно из самых, как считается, перспективных на сегодня направлений для многих государств.

А где морские перевозки – там и флот. Северный морской путь (СМП) всё более востребован в мире. Для многих государств он становится едва ли не самым привлекательным. Не говоря уже о России. Вопрос в том, насколько сама хозяйка кратчайшего морского пути из Западной Европы на Дальний Восток и в Азию, готова к транспортному его освоению?

Этот вопрос корреспондент «СП» задала, ознакомившись с итогами международного форума, нескольким известным в своей области специалистам.

Один из них - Владимир Арутюнян, начальник управления флота ФГУП «Атомфлот». Он был основным докладчиком по данной теме в Архангельске. Мой звонок застал его на рабочем месте в Мурманске. Как признался Владимир Грачавич, «за изучением и осмыслением прозвучавших на форуме докладов, а также дискуссий с коллегами».

— Как мне сказали организаторы, ваше выступление оказалось самым пессимистичным. Неужели всё так плохо с нашим арктическим флотом?

- Я бы сказал несколько иначе: всё не слишком хорошо. Потому что тот флот, который у нас имеется, практически полностью себя исчерпал. А современного, способного выполнять те серьезные задачи, которые ставит перед нами в Арктике президент РФ Владимир Путин, пока нет. Мы тут сильно запаздываем.

— Разве совсем ничего не строится? В мае текущего года я общалась с директором Выборгского судостроительного завода, он говорил о возрождении судостроительной промышленности, работающей, в том числе, на Арктику, о ледоколах нового поколения…

- Ледоколов тоже пока недостаточно. Особенно если иметь в виду перспективы строящегося сейчас ускоренными темпами нового порта у поселка Сабетта на Ямале. Уже в 2017 году грузооборот там должен составить 5 млн. тонн в год с перспективой увеличения до 15-16 млн. тонн в год. Процесс отгрузки на данном уникальном для нашей страны промышленном комплексе будет, как предполагается, непрерывным. Потребуется задействовать не менее 5-7 ледоколов. А у нас на всем арктическом побережье сейчас столько не работает. Да, новый современный атомный ледокол сейчас строится, но работы на нем планируется завершить только к 2018 году… Если же говорить о флоте транспортном, который должен перевозить по Арктике грузы, то его строительством никто не занимается. А то, что ещё имеется, дожило с советских времен, в ужасном состоянии, потому что отработало свой ресурс.

Некоторые специалисты говорят, что для работы в арктических морях и перевозки грузов можно использовать так называемые суда с бульбами. Это суда с выступающей частью корпуса, они перемещаются в основном на буксирах, что создает немалые проблемы для грузоотправителей и грузополучателей. Надо понимать, что арктические воды всё более востребованы у разных зарубежных государств. Для меня совершенно очевидно, что тот, кто займет эту нишу, будет первым во всем. И я боюсь, что иностранцы сделают всё быстрее нас.

Не все специалисты согласны с В. Г. Арутюняном. Считают, что тот «несколько сгущает краски». Так, директор государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, к слову, не раз сам бывавший в Арктике, убежден, что «арктический флот у нас не только есть, но и развивается».

- Может быть, развивается не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, но на месте точно не стоит, - говорит Виктор. - Активно строятся ледоколы, в том числе, атомные, без которых в тех суровых краях не обойтись. Серию танкеров строит, насколько я знаю, «Совкомфлот». Спущено на воду, кажется, уже семь судов из запланированных к 2018 году пятнадцати. Было бы, как говорится, что вывозить!

— Говоря о застое с арктическим флотом, Владимир Арутюнян имел в виду, как я поняла, обычные транспортные корабли, необходимые для доставки грузов по Северному морскому пути.

- За последние 10-15 лет ситуация изменилась. Суда для традиционных грузов стали менее востребованы. Так не только у нас, но во всем мире. На первое место вышли нефть, газ, руда, а для них нужен специализированный транспорт. Его строят у нас по заказам заинтересованных компаний - «Газпрома», «Роснефти», некоторых других.

— С другой стороны, там, на Крайнем Севере, в российских портовых поселках, живет немало людей. Не на танкере же доставлять им питание, одежду…

- Населенных пунктов в тех суровых краях осталось немного. Те, что остались, малолюдны. Все необходимое проще, то есть, дешевле, доставлять, во-первых, по хорошо развитой речной системе, а во-вторых, на дизель-электроходе «Сомов». Раз-два в год «Сомов» ходит по СМП, выполняя как раз задачу снабжения населения.

— Свой первый рейс это судно совершило, если не ошибаюсь, в далеком 1975 году.

- Да, оно старенькое, участвовало в десятках Антарктических экспедиций и несчетное количество раз Арктических. Но ещё вполне надежное. Ситуация, как я сказал, с «транспортниками» сейчас изменилась. В большей степени востребованы специализированные суда. Многое станет ясным после того, как на полную мощность в порту Сабетта на Ямале заработает завод по переработке сжиженного газа. В нем заинтересованы как Россия, так и её западные партнеры. Он даст, как предполагается, толчок к развитию северных территорий. Но, опять-таки, потребуется ли для тех территорий именно транспортный арктический флот? Время покажет.

В чем я соглашусь с коллегой Арутюняном, так это в том, что темпы развития данного флота оставляют желать лучшего. Но я сравниваю с тем, как было лет 20-25 назад. Теперь точно не хуже. Развитие идет, это важно. Спасибо нефти и газу!

Ещё один наш собеседник – Владислав Голдин, профессор кафедры регионоведения и международных отношений Северного (Арктического) федерального университета им. М. Ломоносова.

- Арктический флот у нас есть, что бы там кто не говорил, - убежден Владислав Иванович. – Другое дело, что если мы и в дальнейшем хотим главенствовать в Арктике, то, безусловно, должны его развивать ускоренными темпами. Прежде всего, строя суда с ледостойкой обшивкой корпуса. Это сейчас одно из самых перспективных в мире направлений в судостроении. И над этим, насколько я знаю, отечественные корабелы уже работают. Сразу нужно решать и другую острейшую проблему: портов приписки наших новых кораблей. Это должны быть, безусловно, российские порты, а не офшоры. Вообще, чтобы успешно осваивать Арктику, проблемы нужно решать на государственном уровне и в комплексе. А для начала - изменить отношение к нашим северным территориям. Они должны превратиться в комфортные для проживания узлы арктического освоения.

— Владислав Иванович, насколько востребован мировыми державами Северный морской путь?

- Всё более и более востребован. Насколько я помню, в последние годы существования СССР грузооборот по СМП доходил до 6 млн. тонн ежегодно. В перестроечное десятилетие он снизился. Сейчас опять «набирает обороты». Недавно президент РФ Владимир Путин озвучил цифру в 5 млн. тонн, к которой нужно стремиться отечественному арктическому флоту. В перспективе же реально довести эту цифру до 50 и даже до 100 млн. тонн. Динамика сейчас положительная. Очень заинтересованы в Северном морском пути китайцы, Япония, Норвегия.

— И те, и другие говорят при этом о проблемах с логистикой…

- Да, есть такая проблема. Логистика пока одно из самых слабых мест у нас в «Арктических делах». Скажем, отправил Китай груз из Шанхая в норвежский Тронхейм. А возвращаться, что ж, порожними? Не выгодно! Нужны порты для новых загрузок. Севморпуть должен быть эффективным. Только тогда он оправдает себя в полной мере.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».