15.08.2016, 11:59
«Турецкий поток» встает поперек горла Киеву
«Турецкий поток» встает поперек горла КиевуМеждународная военная политика
Скорое возобновление проекта по строительству газопровода «Турецкий поток» противоречит интересам Украины, а с нею — и всей Европы. Такое суждение 12 августа высказал министр иностранных дел страны Павел Климкин.

Главный украинский дипломат резонировал, что нынешняя власть в Киеве строго соблюдает все соглашения об ассоциации с Евросоюзом, безоговорочно приняв на себя все европейские правила и обязательства в энергетической сфере.

На этом чуть ли не святом фоне опять «виновата» Россия, — она стремится «обойти Украину и создать газовый хаб на территории Турции». А он-де, по вердиктам г-на Климкина, «не подпадает под требования ЕС».

В чем же конкретно это состоит, глава украинского МИД не пояснил. Наряду с этим, — видимо, чтобы сделать отдельный реверанс в сторону Турции, — министр поспешил добавить, что реализация «Турецкого потока» не приведет к ухудшению отношений Киева и Анкары.

Как уже сообщалось, 9 августа на встрече президента России Владимира Путина с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом в Санкт-Петербурге, была достигнута договоренность возобновить замороженный в конце 2015 года проект «Турецкий поток». Эрдоган подчеркнуто пошел навстречу хозяину встречи, проинформировав Путина, что Анкара готова профинансировать прокладку сухопутной части трубопровода в равных долях.

Напомним, полгода назад «Турецкий поток», что называется, был положен на полку — вслед за ухудшением российско-турецких отношений из-за сбитого турецкими ВВС бомбардировщика Су-24. В конце июня президент Эрдоган направил главе российского государства письмо, в котором извинился за трагический инцидент. Завершившиеся на днях переговоры с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге стали наглядной иллюстрацией, с какой динамикой налаживаются двухсторонние отношения России и Турции.

Запланировано, что «Турецкий поток» пройдет по дну Черного моря в Турцию. (И этот важнейший стратегический момент проекта, судя по всему, — едва ли не основное, что выводит из себя сегодняшних киевских правителей). Далее магистраль направится в сторону Греции, на границе которой будет возведен хаб для транспортировки топлива в Европу.

— Тут надо уточнить. Во-первых, в нынешнем виде «Турецкий поток» не предполагает пока создания никакого хаба, о чем беспокоится глава украинского МИД, — говорит заместитель директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Проект призван обеспечить поставку газа непосредственно в Турцию. Во-вторых, Европейского союза, думаю, не касаются двухсторонние экономические отношения между Россией и Турцией. Они, как известно, две суверенные страны, которые вправе проводить ту взаимовыгодную политику, которую считают целесообразной, — без оглядки на какую-либо третью сторону. При этом важно отметить, что газопровод никоим образом не направлен против ЕС.

В перспективе, кстати, часть российского газа через территорию Турции может транспортироваться и в страны Евросоюза, которые, вне всякого сомнения, нуждаются в топливе. Поэтому утверждать, что проект противоречит интересам ЕС, могут, пожалуй, разве что представители сегодняшней Украины.

На самом деле они пытаются отстоять свои интересы, связанные исключительно с тем, чтобы сохранить для себя транзит российского газа. Но делают это не путем улучшения качества предоставляемых услуг по обеспечению этого транзита и модернизации промышленной инфраструктуры, не посредством притока инвестиций в эту инфраструктуру и не выполнением всех взятых обязательств по контрактам, а через примитивную политическую демагогию.

— То, что мы услышали от г-на Климкина, — это «чистая политика», очередная плохо подготовленная провокация, если хотите, — считает представитель экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. — Причем налицо необдуманность такого рода заявления. Господин министр не учел, что Турция не входит в ЕС и в ближайшее время туда не войдет точно. Вообще, это очень похоже на очередную провокацию нынешней киевской верхушки, пытающейся постоянно находить поводы, чтобы вставлять России палки в колеса.

Киев серьезно беспокоит, что в конце 2019 года истекает транзитный договор с РФ о поставках нашего газа в Европу через украинскую территорию. Украина имеет возможности получать весьма солидные транзитные средства. Кроме того, в случае нехватки нашего же газа, купленного у европейцев по реверсу, украинская сторона не сможет «по старой доброй привычке» отбирать его из трубопроводной системы, попросту говоря, воровать у нас. Также Киев прекрасно понимает, что если будет запущен «Турецкий поток», полностью загружен «Северный поток» (по нему российский газ поставляется напрямую в Европу) и построен «Северный поток-2», то Украина окончательно лишится своего транзитного статуса, чего ей — особенно в сегодняшних условиях развала украинской экономики — очень бы не хотелось. Те объемы «голубого топлива», которые добываются внутри страны, крайне малы и не в состоянии обеспечить внутренние потребности украинского рынка.

Почему Еврокомиссия, с вашей точки зрения, поддерживает такого рода заявления?

— На Еврокомиссию, кстати, и рассчитаны такого рода демарши. Киев прекрасно понимает: всё то, что всякий раз озвучивается Климкиным и его коллегами, попадает в самую точку и приветствуется еврокомиссарами. Дело в том, что Еврокомиссии невыгодно, чтобы Россия укреплялась; да и проблемы европейских государств ее, по большому, счету не волнуют, несмотря на все красивые декларации. Необходимо помнить, что этот институциональный механизм на территории Европы в первую очередь отстаивает интересы не Европы, а Вашингтона. Поэтому надавив в свое время на Болгарию, Еврокомиссия продемонстрировала, насколько прослеживается именно этот приоритет. Всем памятно, почему болгарская сторона вдруг не дала ход газотранспортному проекту «Южный поток», предшественнику «Турецкого потока». Пойдя на поводу у Еврокомиссии, Болгария потеряла около 400 млн евро в год, которые могла бы получать за транзит российского сырья. Сейчас, правда, болгары вдруг приняли решение реанимировать «Южный поток». Это решение во многом вызвано тем, что Эрдоган начал сближаться с Россией.

Таким образом, Украина пытается всеми силами не позволить нашему государству диверсифицировать источники поставки газа европейским клиентам, которые, кстати, весьма нуждаются в российском топливе. По прогнозам, к 2030 году потребность Европы в природном газе возрастет примерно на 150 млрд. кубометров.

Шефа украинской дипломатии, который, судя по всему, считает себя продвинутым газовиком, особенно встревожил хаб на территории Турции, который якобы не будет отвечать требованиям стандартов ЕС.

— Мы постоянно сталкиваемся с тем, что украинские политики не понимают реалии газового рынка. В конце прошлого — начале текущего года многим наблюдателям запомнилось еще одно громкое заявление Киева, что Украина в одностороннем порядке поднимает ставку на транзит нашего газа. Хотя это недопустимо с точки зрения международного права, поскольку нарушает нормы, закрепленные в договоре.

Что касается газового хаба, то им называют газораспределительный центр. С территории такой специализированной торговой точки товар может поставляться по нескольким маршрутам разным потребителям. Претензии главы украинского МИД к стандартам (экологическим, технологическим и прочим) газового хаба на территории Турции на данный момент абсолютно безосновательны по той простой причине, что Климкин делит шкуру неубитого медведя: газораспределительный центр еще не построен. Это во-первых. А во-вторых, нынешние возможности отечественной газовой отрасли позволяют избежать каких-либо пробелов в технологической оснастке проектов, обеспечивая их полное соответствие современным стандартам.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?