01.12.2015, 14:00
Турция пытается закупорить Босфор для Черноморского флота РФ
Турция пытается закупорить Босфор для Черноморского флота РФМеждународная военная политика
Турция, формально не нарушая режим Черноморских проливов, создает препятствия для российских судов: рядом с кораблем ВМФ России, проходящим проливы, «случайно» оказывается турецкая подлодка. Накануне появились сообщения, что другие турецкие субмарины демонстративно следят за крейсером «Москва» у берегов Сирии. Эксперты говорят о «намеках» Анкары в ответ на вероятное ограничение в России турецкого судоходства.

Корабли и суда Военно-морского флота России не испытывают никаких проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы, заявил РИА «Новости» во вторник военно-дипломатический источник.

При этом, как сообщалось ранее, у гражданских судов под российским флагом возникли затруднения, и складывается впечатление, что не без участия турецкой стороны.

По данным системы отслеживания перемещения морского транспорта онлайн, в минувшее воскресенье российские суда перемещались зигзагами и кругами, долго ожидая разрешения зайти в пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря. Так, судно «Братск» ожидало разрешения с 10.00 до 19.00, «Волгобалт» – с 3.00 до 17.00. Лишь поздно вечером 29 ноября суда под российским флагом все же зашли в Босфор.

При этом, как констатировал украинский Центр транспортных стратегий, линии движения судов остальных стран в этот день этим не отличались.

Судя по сообщениям в турецкой прессе, «сюрпризы» ожидали и корабли ВМФ России. Портал Haberler.com сообщает, что транспорт «Яуза» во время прохождения пролива Дарданеллы встретила турецкая субмарина. Это произошло утром 30 ноября в районе города Чанаккале.

«Что касается турецкой подводной лодки, то нет ничего экстраординарного в том, что она встретилась с нашим транспортом – эти лодки регулярно проходят пролив в обе стороны, так же как и остальные корабли ВМС Турции», – пояснил военно-дипломатический источник РИА «Новости».

Следует отметить, что в понедельник в стамбульских СМИ появилась информация, что в районе расположения российского гвардейского ракетного крейсера «Москва» (прикрывающего нашу авиабазу Хмеймим в Сирии), находятся по меньшей мере две турецких субмарины. Как сообщалось ранее, после того как турки сбили российский Су-24, крейсер был направлен в район, близкий к зоне действия наших ВКС, с целью усилить противовоздушную оборону в регионе.

Что касается турецких субмарин, то, судя по данным генштаба Турции, речь идет о подлодках «Долунай» и «Буракреис», патрулирующих восточную часть Средиземноморья. На вооружении субмарины «Буракреис» в числе прочего находятся противокорабельные крылатые ракеты «Гарпун» с дальностью действия свыше ста километров.

Если система ПВО крейсера «Москва» является достаточно совершенной, то серьезных средств противолодочной борьбы у корабля нет, поскольку борьба с подлодками в задачи крейсера не входит – корабли такого класса предназначены для уничтожения крупных надводных кораблей противника. Однако он действует в составе соединения, так что его есть кому прикрыть.

Кроме того, очевидно, что в районе присутствуют и российские подлодки, данные о которых, в отличие от турецких, не афишируются. Турецкие же подводные лодки, по мнению экспертов, осуществляют демонстративное слежение. На подобную демонстрацию похожи и неожиданные сложности при прохождении зоны проливов.


Проливы особого значения

Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря, и пролив Дарданеллы, ведущий из Мраморного моря в Средиземное, – зона с особым международным режимом.

По понятным геополитическим, военно-стратегическим и экономическим причинам проливы, «запирающие» Черное море, всегда были сферой особого внимания России и западных держав. Так было и во времена Османской империи, и после Первой мировой войны, когда победившая Антанта объявила район Черноморских проливов (включая Константинополь-Стамбул) «международной нейтральной зоной». Международная конвенция, принятая в швейцарском Монтрё в 1936 году, восстановила суверенитет Турецкой республики над Босфором и Дарданеллами, установив их специальный статус.

Торговые суда всех стран имеют право свободно проходить через проливы, как в мирное, так и в военное время. Государства Черноморского бассейна, к которым относится и Россия, могут в мирное время проводить через зону проливов военные корабли любого класса.

Для военных кораблей нечерноморских государств (не исключая и США) введены ограничения: в черноморские воды могут проходить только мелкие надводные корабли, их общий тоннаж в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн, они не могут находиться в акватории более 21 дня. Впрочем, заметим, что американцы спокойно нарушают эти пункты – во время «крымской весны» ракетный фрегат ВМС США «Тейлор», курсировавший в Черном море, на 11 суток превысил максимально допустимый срок по конвенции Монтрё.

Далее из текста конвенции следует: если Турция находится в состоянии войны или считает, что ей непосредственно угрожает война, ей дается право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Если Турция не участвует в данной войне (например, она была нейтральной во время Второй мировой), то проливы закрываются для любых военных кораблей воюющих держав. Впрочем, история знает случай нарушения и этого пункта: в 1944 году через проливы в Черное море прошли два немецких военных корабля.

Итак, свободный проход гражданских судов конвенция гарантирует в любом случае – и Турция обязана соблюдать это обязательство. Но «непредвиденные задержки» под него не подпадают.


Турки уже останавливали наше судоходство

Поскольку проливы находятся под суверенитетом Турции, она регулирует проход судов как военного, так и гражданского флота, отмечает председатель Движения поддержки флота, капитан 1-го ранга Михаил Ненашев.

Он подчеркнул, что «в перспективе турецкие власти могут использовать проливы Босфор и Дарданеллы в противостоянии с Россией под видом регулирования загруженности движения в них». Проливы узковатые, а интенсивность движения в них высокая, напомнил собеседник.

При этом он отметил, что похожие ситуации возникали и раньше: Турция заявляла, что в проливе проходит танкер особого водоизмещения и надо стоять и ждать, проходит время, наши суда стоят, ждут, но никакого танкера нет. «Сразу становится ясно, что это надуманная причина, чтобы ставить препятствия для нашего судоходства», – отметил эксперт.

Он напомнил, что турки останавливали наше судоходство под надуманными предлогами не только в период напряженных отношений с Россией, но и в период ухудшения отношений нашей страны с США, в том числе во времена холодной войны, в 70-80-е годы. При этом «турки за последние 70 лет не чинили препятствий американцам», указал собеседник, добавив, что и в свете недавних событий во времена кризиса с Грузией, событий на Украине американцы спокойно проходили через проливы.

Присутствие турецких подлодок рядом с крейсером «Москва» эксперта не удивило. «У турок в регионе много морских сил, подводные лодки, эсминцы и другие, поэтому нет ничего необычного в том, что в прилегающих морских пространствах находятся турецкие корабли», – заметил эксперт. По его мнению, Турция стремится «задействовать военно-морские силы в этом образовавшемся по их вине противостоянии, потому что они хотят показать зубы, в том числе и с помощью морского потенциала», отметил собеседник.

«Однако для нас это еще одна возможность потренировать свои силы и средства, чтобы быть готовым к обороне, нанесению вероятному противнику такого урона, чтобы у него не было желания пробовать. Так что наши моряки все угрозы – подводные, воздушные, надводные – учитывают и на тренировках отрабатывают», – указал эксперт.

Михаил Войтенко в свою очередь полагает: курсированием турецких подлодок в районе крейсера «Москва» Турция намекает, что все действия России в Сирии находятся в ее руках. Это может представлять огромную опасность, «если дело дойдет до горячего», заметил собеседник и добавил: «Но будем надеяться, что до этого все же не дойдет». Эксперт напомнил, что такой сценарий полностью противоречит интересам прежде всего России: тогда будут мгновенно закупорены турецкие проливы, а с ними и весь Черноморский флот вместе с Севастополем и Крымом. Кроме того, Сирия окажется отрезанной от всех видов снабжения, «разве что будут продовольствие и воду самолетами доставлять», пояснил эксперт.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.