03.12.2014, 01:02
«Турция будет гораздо более приемлемым партнером»
«Турция будет гораздо более приемлемым партнером»Международная военная политика
«Через 2,5 года мы обеспечим доставку газа для ЕС в газовый хаб на границе Турции и Греции, а дальше пусть делают что хотят. Хотите – обеспечивайте себя сами инфраструктурой для транспортировки газа внутри ЕС. Не хотите – значит, газ не получите», – такими словами эксперт по энергетике Алексей Гривач объяснил отказ России от «Южного потока».

Накануне Россия признала бессмысленным и отказалась от строительства «Южного потока», с которым связывала так много надежд и против которого так ополчились в ЕС и на Украине. Вместо этого Газпром планирует построить газопровод по другому маршруту – в Турцию – и открыть газовый хаб на границе Турции и Греции, члена ЕС.

В чем смысл такого решения, поможет ли новый проект избавиться от Украины как рискованного транзитера для поставок газа в Европу и не помешает ли Газпрому трубопроводный проект Азербайджана рассказал замгендиретора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
 
— Отказ Газпрома от «Южного потока» в пользу газопровода в Турцию одни расценили как проигрыш России перед ЕС. Другие – как такой тактический ход России: дождаться, чтобы Европа сама начала просить Газпром построить «Южный поток». Третьи – что это объявление газовой войны Европе. Какова ваша оценка?

- Это вынужденное решение, дань политическому моменту, очень сложным отношениям с Западом, недоумению по поводу поведения ЕК в отношении «Южного потока», который был лучшим вариантом из возможных для Европы.

Именно поэтому несмотря на то, что руководство Газпрома сейчас делает жесткие заявления по закрытию проекта, мы не то чтобы рассчитываем, но не исключаем, что Европа может одуматься, и тогда можно было бы реанимировать «Южный поток». Но когда инвестиции в трубу в Турцию будут сделаны, возврат будет уже невозможен.

— То есть, пока Газпром не начал строить второй «Голубой поток», у ЕС еще есть время одуматься. Как быстро Россия сможет запустить строительство газопровода в Турцию?

- Этот процесс будет достаточно быстрым, потому что здесь не нужны никакие согласования с третьими странами. Уже есть один «Голубой поток», есть значительная часть инфраструктуры на российской территории. Нужно только быстро исследовать трассу. Я думаю, что в течение года уже можно будет приступить к мероприятиям. Кроме того, закуплена часть труб под «Южный поток», которые, вероятно, можно будет выкупить. И точно так же мощности по укладке можно будет переконтрактовать для новой инфраструктуры.

Тот же «Южный поток» планировали построить всего за два года. Дедлайн у нас 2019 год.

— Стоит построить второй «Голубой поток» только для Турции, или все же целесообразно появление трубы в Турцию мощностью, аналогичной «Южному потоку», в 63 млрд кубометров, в расчете на поставки голубого топлива потребителям Южной Европы?

- Вместо «Южного потока», безусловно, нужно строить другую трубу. Потому что если не построить ничего, то тогда мы останемся с серьезной зависимостью от транзита через территорию Украины. Мы даем четкий сигнал, что те, кто добивался блокировки «Южного потока», не достигли своей главной цели, а именно – сохранить потребности России в транзите газа через Украину.

— Проблемы с «Южным потоком» возникли из-за Третьего энергопакета ЕС, по которому ЕК требовала, чтобы Газпром, построив на свои деньги трубу, отдал половину ее мощностей другим поставщикам. Эта проблема не решается благодаря созданию газового хаба на границе Турции и Греции, ведь Греция тоже член ЕС, и там действуют те же нормы Третьего энергопакета...

- Если бы газ шел по территории Греции, которая является членом ЕС, и дальше, то возникли бы те же проблемы, что и с «Южным потоком» сейчас. Но президент России не случайно заявил о создании газового хаба на границе Турции и Греции. В данном случае, как я понимаю, концепция выглядит следующим образом. Через 2,5 года мы обеспечим доставку газа для ЕС в газовый хаб на границе Турции и Греции, а дальше пусть делают что хотят. Хотите – обеспечивайте себя сами инфраструктурой для транспортировки газа внутри ЕС. Не хотите – значит, газ не получите.

— Если сейчас пункт сдачи российского газа для потребителей Южной Европы находится на границе с Украиной, то через несколько лет он будет располагаться на границе Турции и Греции? 

- Да, потому что использовать Украину как транзитера мы не хотим.

— Газпром сможет прекратить транзит газа через территорию Украины? Никаких обязательств перед Украиной у нас нет?

- Нет. Потребуется только контрактная работа с европейскими покупателями, в соглашениях с которыми прописаны пункты сдачи российского газа.

— Не получит ли Россия в лице Турции вторую Украину?

- Такие риски есть. Но мы все-таки рассчитываем, что именно такую Украину, как мы имеем сейчас, из Турции мы все-таки не получим. Вряд ли Турция скатится в такую маргинальную ипостась.

— Мы только надеемся, или у нас есть основания так считать?

- Турция показывает себя как достаточно надежный партнер. Конечно, Турция отстаивает на переговорах свои интересы, но при этом она не занимается откровенным вредительством. ЕС считает, что те 30% европейского газового рынка, которые занимают поставки из России в ЕС, являются какой-то невероятной зависимостью, от которой надо срочно избавляться. А Турция, имея 60% российского газа в балансе, считает, что это вполне рабочая ситуация, поскольку никаких проблем с российским газом нет и российский газ является краеугольным камнем энергетической безопасности Турции и ее экономического роста. Более того, Анкара рассчитывает на увеличение поставок голубого топлива из России. Просто такие разные подходы.

Поэтому мы рассчитываем, что Турция будет гораздо более приемлемым партнером, даже став транзитером. Конечно, лучшим вариантом было поставить газ напрямую в Евросоюз по «Южному потоку», но, так как этот вопрос заблокирован по политическим причинам, нужна альтернатива. И она есть.

— Южным европейским странам тоже выгодней было бы построить и получать газ по «Южному потоку», а не через Турцию?

- Та же Болгария, Венгрия и Сербия помимо того, что могли бы импортировать газ напрямую, без посредников, получили бы инвестиции на несколько миллиардов евро. Их компании получили бы подряды на строительство инфраструктуры, обеспечили бы население новыми рабочими местами. Экономика стран – участников проекта получила бы мультипликационный эффект. Плюс транзитные платежи – а это сотни миллионов евро ежегодно.

И этих выгод они себя лишают из-за политической позиции ЕК, и теперь часть этих выгод получит Турция как новый транзитер. За это народы южных европейских стран должны благодарить свои правительства, а также Брюссель и Вашингтон, которые поставили южные страны в такой угол, откуда они не могут принимать решения в собственных национальных интересах.

— Через Турцию поставлять газ в Европу планирует также Азербайджан, который строит TANAP – Трансанатолийскую газотранспортную систему. И «Голубой поток», и TANAP придут в Анкару. Это не помешает планам Газпрома?

- В этом нет никакой проблемы. Новая строящаяся Трансанатолийская газопроводная система, наоборот, может быть использована Газпромом для поставок на юг Европы российского газа, который планировали транспортировать по «Южному потоку».

Если мощности будут простаивать, почему бы и нет? А то, что свободные мощности в TANAP будут – это непреложный факт (мощность трубы составит 30 млрд кубометров, но Азербайджан сможет поставлять в Европу максимум 10 млрд кубометров газа – прим. ВЗГЛЯД). Или, например, эти мощности могут быть использованы для того, чтобы поставить российский газ на запад Турции.

— У азербайджанского проекта другая ситуация. В отличие от «Южного потока», их газопровод выведен из-под действия норм Третьего энергопакета?

- Да, TAP как продолжение TANAP на европейской территории получил исключение из-под действия Третьего энергопакета на 22 года. ЕК и России предлагала подать заявку на это, но мы видим, как ведет себя ЕК, и имеем перед глазами опыт газопровода OPAL (продолжение «Северного потока» по территории Германии). По OPAL исключение из энергопакета сначала было выдано, но, когда газопровод был построен, отозвано. OPAL до сих пор фактически наполовину не загружен из-за политически мотивированного решения ЕК.

Мы видим, что исключение из-под норм Третьего энергопакета может быть выдано, а потом отозвано. Это не является гарантированным механизмом защиты российских инвестиций. Поэтому мы предлагали заключить отдельное соглашение по «Южному потоку», но не встретили понимания, а, наоборот, увидели блокирование строительства трубы.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.