13.11.2014, 16:48
Тринадцатый подвиг Hercules
Тринадцатый подвиг HerculesМеждународная военная политика
Соединенные Штаты намерены атаковать врагов беспилотными «паразитами».

Агентство перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона объявило о поиске технологий для создания летающих авианосцев, способных нести сразу несколько беспилотников. В качестве авиаматки военные США рассматривают давно и хорошо отработанный «транспортник» C-130 Hercules от Lockheed Martin. Об этом говорится в пресс-релизе, на днях опубликованном на сайте Агентства.

- Мы хотим найти способ сделать небольшие самолеты более эффективными. В этом смысле перспективной представляется идея вовлечения в проект уже существующих крупных воздушных судов с с минимальными изменениями в конструкции базовых машин, чтобы они могли стать летающими авианосцами, - отметил руководитель программы DARPA Дэн Пэтт.

Предполагается, что такой авианосец будет использоваться как для взлета, так и для посадки дронов. Что, по мнению американских военных, существенно расширит возможности ведения воздушных операций.

Готовый к полетам экспериментальный образец DARPA рассчитывает получить в течение четырех лет. В качестве потенциальных подрядчиков ведомство надеется увидеть компании, которые ранее не участвовали в подобных тендерах.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС запаса Владимир Анохин убежден: американцы реанимировали сказочный проект для вытягивания денег из налогоплательщиков.

- Американцы в 30-х годах пытались приспособить под авиаматку дирижабль USS Akron (ZRS-4). СССР, в свою очередь, даже принял на вооружение авиационный проект «Звено-СПБ»,(на советском бомбардировщике ТБ-1, а потом ТБ-3, устанавливались истребители И-4, И-5 и И-16). В 1941 году «Звено» в составе двух бомбардировщиков ТБ-3ВН и нескольких истребителей И-16 даже поучаствовало в нескольких боевых эпизодах в небе над Румынией . Советский союз работал над проектом РС (в грузоотсеке самолёта-носителя Ту-95Н размещался сверхзвуковой бомбардировщик с атомной бомбой)… Так что, идея создания авиаматки не нова: в истории авиации она много раз приходила и уходила. Почему? Потому что масштабы воздушных операций со временем расширялись, а возможности радиуса действия активной авиации были достаточно ограничены, но после появления воздушных топливозаправщиков потребность в такого рода решении окончательно отпала.

Сегодня из-за развития средств нападения значение любого авианосца сильно обесценилось. Во-первых, радиус действия истребителей 4 –го и 5-го поколений достаточно велик, во-вторых, эта громадина всегда подвержена активному нападению. Скажем, в свое время много говорили о том, как эффективны корабли-авианосцы, но после того, как были созданы подводные лодки – «убийцы авианосцев», они не очень-то и уверенно чувствуют себя в океане. Тоже касается и авиаматок, где могут базироваться непилотируемые аппараты.

У С-130 маленькая грузоподъемность – порядка 18 955 килограмм, поэтому только из этого можно сделать вывод, что это - завиральная идея, считает заслуженный летчик-испытатель СССР, первый Герой РФ Анатолий Квочур.

- Американцы просто не знают - куда им девать деньги. Что касается России, то авиаматка нам не нужна: мы защищаем свои границы, не собираемся бомбить радикалов «Исламского государства» или еще кого-то. Для защиты своих рубежей нам хватит своих самолетов с пилотами, а в случае серьезной агрессии против страны, - в цель полетят стратегические ракеты.

Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин замечает: хороший тактический американский беспилотник, благодаря дозаправке в воздухе, может бесконечно долго держаться в воздухе.

- И тут, конечно, не надо никаких Hercules, чтобы транспортировать дроны. БПЛА взлетели, отработали, встретились с беспилотным танкером в зоне дозаправки, после чего продолжили полет.

К тому же, у американцев есть следующая концепция: вместо авиационной группы в 90 пилотируемых аппаратов – самолетов и вертолетов – расположить на корабле-авианосце, скажем, 100 ударных X-47 Pegasus, внешне схожих с пилотируемыми Northrop B-2 Spirit. Управляемые операторами, они могут осуществлять не только разведку, но и ударные миссии на территории противника, причем из-за их малоразмерности и радиолокационной малозаметности с ними крайне трудно бороться средствам ПВО. То есть таким образом можно экономно, без потерь в живой силе вести войну с государством до его изнурения, формально не вторгаясь на территорию. Скажем, как это делают Штаты в Пакистане: тамошние власти в ответ на полеты БПЛА заявляют протест, а американцы разводят руками, мол, наших военных в небе над Пакистаном не было и нет.

Но базировать ударные беспилотники на летающем авианосце – это утопия. Мало того, что их нужно посадить, так еще требуется заправить и повесить на БПЛА боевую нагрузку, чтобы он могли продолжить задание. Я уж не говорю о стоимости подобного проекта.

— В России в последнее время тоже пытаются развивать беспилотники, хотя военные летчики выступают против…

- В Штатах американские летчики тоже говорят: «Зачем нам дроны?» Причина проста – пилоты боятся, что БПЛА отобьют у них хлеб. Скажем, в царской России перевозчики грузов по рекам тоже бунтовали против строительства Николаевской железной дороги…

От роботизации никуда не уйдешь, за этим - будущее. А летчики все равно останутся в небе – выполнять интеллектуальные функции, скажем, производить селекцию сложноопознаваемых для компьютерных систем целей и т.д. Другое дело, что здоровых людей в мире становится все меньше…

Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что инициатива DARPA достаточно здравая.

- Разместить БПЛА в самолете – не сложнее, что просто поместить в его отсеке любой груз. Понятно, что делается это для увеличения радиуса действия дронов – и ударных, и разведывательных. К тому же, существуют совсем маленькие беспилотники. Что касается удобной мишени из авиаматки, то тут смотря в каких конфликтах ее использовать: авианосцу ведь необязательно летать над территорией противника, подставляясь под средства ПВО. Так что, я не вижу никаких проблем с осуществлением этой идеи, тем более что в таком виде США просто будут отрабатывать концепцию применения.

В США ранее уже создавались системы, базирующиеся на других летательных аппаратах - как воздушные мишени, так и разведывательные беспилотники, говорит российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.

- У беспилотников, использующих воздушный старт, есть своя ниша. Это задачи разведки и доразведки, корректировки огня и т.д. при помощи относительно небольших, нередко одноразовых аппаратов. Думаю, что в реальности концепция применения беспилотников с воздушного носителя будет выглядеть так: небольшое число – два-четыре разведывательных БПЛА, возможно, высокоскоростных, устанавливаются на внешней подвеске пилотируемого самолета, размерности Hercules. При подлете к району боевых действий, где активна система ПВО противника, чтобы исключить возможность собственного поражения, самолет выпускает один или несколько беспилотников, которые, войдя в указанный район осуществляют разведку целей и определение их координат с последующей передачей этой информации на ударные средства как воздушного, так и наземного базирования.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  08.12.2017
Республиканец Майк Галлахер, член комитета Конгресса по вооруженным силам, бьет во все колокола - американская аэрокосмическая промышленность использует недопустимо много цветных и редких металлов, ввозимых из-за границы. По его мнению, Пентагон, строя планы победоносных войн, почему-то в упор не видит этой опасности. Когда же правдоруб Галлахер пытается привлечь внимание к зависимости от импорта из Китая и России, штабные офицеры, отвечающие за логистику, избегают с ним встреч, а, если оказываются в Конгрессе, обходят его кабинет на цыпочках.
Мировой ВПК  08.12.2017
Командование ВКС, высоко оценив боевые качества российского новейшего истребителя-бомбардировщика Су-34 в Сирии, на основании полученного опыта предложило ОКБ Сухого улучшить их. Благо, такая возможность имеется. Прежде говорилось о том, что улучшенная модификация должна появиться в 2020 году. Однако по поступившим из ОПК сведениям это может произойти и раньше. В настоящий момент Су-34 начал тестироваться с новыми авиационными средствами поражения и рядом новых или доработанных систем бортового радиоэлектронного оборудования.
Геополитика  05.12.2017
В Норвегии маленькая неприятность. По сути, мелочь по сравнению с мифической угрозой вторжения российской армии. Выяснилось, что Министерство обороны Норвегии платит США за то, чтобы они шпионили на территории независимого королевства. Старший консультант Министерства обороны королевства Ларс Гьямбл сообщил журналистам о том, что недавно закупленные у компании «Локхид Мартин» новейшие истребители-бомбардировщики F-35 Lightning II тайно передают на серверы производителя, расположенные в Форт-Уэрте, штат Техас, секретную информацию.
Мировой ВПК  04.12.2017
Военный обозреватель издания The National Interest Дейв Маджумдар слетал в командировку в элитное 1-е истребительное крыло ВВС США, где эксплуатируются самые лучшие американские истребители F-22 Raptor. И вернулся с совершенно обескураживающими сведениями. Главная новость состоит в том, что война США с Россией и Китаем неизбежна. «Дело было во время учений по проверке боевой готовности. В отличие от крупных учений типа Red Flag или тех, что проводит Школа вооружений ВВС США на этапе обучения выполнению боевой задачи, когда главным образом отрабатываются навыки пилотирования, учения по проверке боевой готовности имеют целью выяснить, насколько то или иное подразделение готово к выполнению боевой задачи. По сути дела, это генеральная репетиция и проверка готовности к войне», — пишет Маджумдар.
Конфликты  01.12.2017
Обстановка в Сирии становится все более запутанной. Неудивительно, ведь судьбу почти уничтоженного гражданской войной государства решает уже почти весь мир. Причем, наиболее влиятельные силы, из тех кто этим занят, находятся далеко от границы арабской республики. После ряда побед на юге сирийской провинции Дэйр-эз-Зор, местные военные, а также их российские коллеги заявили об уничтожении Исламского государства. Это обстоятельство вновь напомнило о главном сирийском вопросе — что будет после войны?
Конфликты  29.11.2017
Лишившись шансов продвинуться вглубь восточных районов Дэйр-эз-Зора, сирийская армия, вероятно, будет активно выполнять другие задачи. Добравшись до Евфрата и освободив все прилегающие к нему с запада города и деревни, правительственные войска были остановлены курдскими отрядами, которых на противоположном берегу реки поддерживают в первую очередь Соединенные Штаты Америки.
Конфликты  27.11.2017
Сирийская арабская армия совместно со своими союзниками продолжает зачищать от Исламского государства западный берег Евфрата и прилегающие районы. После взятия Абу-Кемаля войска не смогли продвинуться восточнее из-за интенсивных боевых действий в окрестностях города и севернее. За это время проправительственным силам, разделенным на два фронта, почти удалось соединиться близ Абу-Кемаля. А это значит, что все отряды Исламского государства в Хомсе и на западе Дэйр-эз-Зора оказались окружены. Это большой успех, но военное руководство арабской республики, вероятно, не удовлетворено.