13.11.2014, 16:48
Тринадцатый подвиг Hercules
Тринадцатый подвиг HerculesМеждународная военная политика
Соединенные Штаты намерены атаковать врагов беспилотными «паразитами».

Агентство перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона объявило о поиске технологий для создания летающих авианосцев, способных нести сразу несколько беспилотников. В качестве авиаматки военные США рассматривают давно и хорошо отработанный «транспортник» C-130 Hercules от Lockheed Martin. Об этом говорится в пресс-релизе, на днях опубликованном на сайте Агентства.

- Мы хотим найти способ сделать небольшие самолеты более эффективными. В этом смысле перспективной представляется идея вовлечения в проект уже существующих крупных воздушных судов с с минимальными изменениями в конструкции базовых машин, чтобы они могли стать летающими авианосцами, - отметил руководитель программы DARPA Дэн Пэтт.

Предполагается, что такой авианосец будет использоваться как для взлета, так и для посадки дронов. Что, по мнению американских военных, существенно расширит возможности ведения воздушных операций.

Готовый к полетам экспериментальный образец DARPA рассчитывает получить в течение четырех лет. В качестве потенциальных подрядчиков ведомство надеется увидеть компании, которые ранее не участвовали в подобных тендерах.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС запаса Владимир Анохин убежден: американцы реанимировали сказочный проект для вытягивания денег из налогоплательщиков.

- Американцы в 30-х годах пытались приспособить под авиаматку дирижабль USS Akron (ZRS-4). СССР, в свою очередь, даже принял на вооружение авиационный проект «Звено-СПБ»,(на советском бомбардировщике ТБ-1, а потом ТБ-3, устанавливались истребители И-4, И-5 и И-16). В 1941 году «Звено» в составе двух бомбардировщиков ТБ-3ВН и нескольких истребителей И-16 даже поучаствовало в нескольких боевых эпизодах в небе над Румынией . Советский союз работал над проектом РС (в грузоотсеке самолёта-носителя Ту-95Н размещался сверхзвуковой бомбардировщик с атомной бомбой)… Так что, идея создания авиаматки не нова: в истории авиации она много раз приходила и уходила. Почему? Потому что масштабы воздушных операций со временем расширялись, а возможности радиуса действия активной авиации были достаточно ограничены, но после появления воздушных топливозаправщиков потребность в такого рода решении окончательно отпала.

Сегодня из-за развития средств нападения значение любого авианосца сильно обесценилось. Во-первых, радиус действия истребителей 4 –го и 5-го поколений достаточно велик, во-вторых, эта громадина всегда подвержена активному нападению. Скажем, в свое время много говорили о том, как эффективны корабли-авианосцы, но после того, как были созданы подводные лодки – «убийцы авианосцев», они не очень-то и уверенно чувствуют себя в океане. Тоже касается и авиаматок, где могут базироваться непилотируемые аппараты.

У С-130 маленькая грузоподъемность – порядка 18 955 килограмм, поэтому только из этого можно сделать вывод, что это - завиральная идея, считает заслуженный летчик-испытатель СССР, первый Герой РФ Анатолий Квочур.

- Американцы просто не знают - куда им девать деньги. Что касается России, то авиаматка нам не нужна: мы защищаем свои границы, не собираемся бомбить радикалов «Исламского государства» или еще кого-то. Для защиты своих рубежей нам хватит своих самолетов с пилотами, а в случае серьезной агрессии против страны, - в цель полетят стратегические ракеты.

Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин замечает: хороший тактический американский беспилотник, благодаря дозаправке в воздухе, может бесконечно долго держаться в воздухе.

- И тут, конечно, не надо никаких Hercules, чтобы транспортировать дроны. БПЛА взлетели, отработали, встретились с беспилотным танкером в зоне дозаправки, после чего продолжили полет.

К тому же, у американцев есть следующая концепция: вместо авиационной группы в 90 пилотируемых аппаратов – самолетов и вертолетов – расположить на корабле-авианосце, скажем, 100 ударных X-47 Pegasus, внешне схожих с пилотируемыми Northrop B-2 Spirit. Управляемые операторами, они могут осуществлять не только разведку, но и ударные миссии на территории противника, причем из-за их малоразмерности и радиолокационной малозаметности с ними крайне трудно бороться средствам ПВО. То есть таким образом можно экономно, без потерь в живой силе вести войну с государством до его изнурения, формально не вторгаясь на территорию. Скажем, как это делают Штаты в Пакистане: тамошние власти в ответ на полеты БПЛА заявляют протест, а американцы разводят руками, мол, наших военных в небе над Пакистаном не было и нет.

Но базировать ударные беспилотники на летающем авианосце – это утопия. Мало того, что их нужно посадить, так еще требуется заправить и повесить на БПЛА боевую нагрузку, чтобы он могли продолжить задание. Я уж не говорю о стоимости подобного проекта.

— В России в последнее время тоже пытаются развивать беспилотники, хотя военные летчики выступают против…

- В Штатах американские летчики тоже говорят: «Зачем нам дроны?» Причина проста – пилоты боятся, что БПЛА отобьют у них хлеб. Скажем, в царской России перевозчики грузов по рекам тоже бунтовали против строительства Николаевской железной дороги…

От роботизации никуда не уйдешь, за этим - будущее. А летчики все равно останутся в небе – выполнять интеллектуальные функции, скажем, производить селекцию сложноопознаваемых для компьютерных систем целей и т.д. Другое дело, что здоровых людей в мире становится все меньше…

Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что инициатива DARPA достаточно здравая.

- Разместить БПЛА в самолете – не сложнее, что просто поместить в его отсеке любой груз. Понятно, что делается это для увеличения радиуса действия дронов – и ударных, и разведывательных. К тому же, существуют совсем маленькие беспилотники. Что касается удобной мишени из авиаматки, то тут смотря в каких конфликтах ее использовать: авианосцу ведь необязательно летать над территорией противника, подставляясь под средства ПВО. Так что, я не вижу никаких проблем с осуществлением этой идеи, тем более что в таком виде США просто будут отрабатывать концепцию применения.

В США ранее уже создавались системы, базирующиеся на других летательных аппаратах - как воздушные мишени, так и разведывательные беспилотники, говорит российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.

- У беспилотников, использующих воздушный старт, есть своя ниша. Это задачи разведки и доразведки, корректировки огня и т.д. при помощи относительно небольших, нередко одноразовых аппаратов. Думаю, что в реальности концепция применения беспилотников с воздушного носителя будет выглядеть так: небольшое число – два-четыре разведывательных БПЛА, возможно, высокоскоростных, устанавливаются на внешней подвеске пилотируемого самолета, размерности Hercules. При подлете к району боевых действий, где активна система ПВО противника, чтобы исключить возможность собственного поражения, самолет выпускает один или несколько беспилотников, которые, войдя в указанный район осуществляют разведку целей и определение их координат с последующей передачей этой информации на ударные средства как воздушного, так и наземного базирования.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.