31.05.2015, 08:57
Транзитный тупик «незалежной»
Транзитный тупик «незалежной»Международная военная политика
Украина призывает Запад поучаствовать в модернизации ГТС.

Украина призывает инвесторов из Германии вложиться в модернизацию газотранспортной системы (ГТС) «незалежной». Об этом 29 мая заявил украинский премьер Арсений Яценюк во время встречи с главой германского МИД Франком-Вальтером Штайнмайером.

По мнению Яценюка, немецкий бизнес мог бы поучаствовать и в приватизации энергетических объектов Украины, «которые должны быть проданы на прозрачных конкурсах».

Премьер напомнил, что вопросы сотрудничества с немецкими инвесторами будут обсуждаться в ходе украинско-немецкого саммита, который пройдет в июне в Берлине. И что в планах украинского кабмина – «проведение инвестиционных форумов в США и Франции».

Напомним: в сентябре 2014 года на Украине вступил в силу закон о реформировании газотранспортной системы. В рамках реформы управление ГТС должно перейти от государства к компании-оператору, в которой до 49% акций смогут приобрести зарубежные инвесторы из США, Евросоюза или Европейского энергетического сообщества. Участие России в консорциуме по управлению ГТС украинское правительство исключило, что сразу вызвало негативную реакцию Москвы.

Кроме того, новый закон предполагает создание компании-оператора (также с возможным участием резидентов США, ЕС и ЕЭС), которая будет управлять подземными газохранилищами.

Украинский «Нафтогаз» даже сообщал, что ведет переговоры с рядом претендентов на долю в ГТС, и прозрачно намекал, что среди них фигурирует американская Chevron, однако компания комментировать слухи отказалась.

Для справки: пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 288 млрд кубометров газа в год, на выходе – 178,5 млрд кубометров, в том числе в страны Европы – 142,5 млрд. Сейчас в ЕС, транзитом через Украину, поставляется около 63 млрд кубометров «голубого топлива». В модернизации ГТС действительно нуждается: на текущий момент ее изношенность составляет до 65%, в зависимости от участка. По различным оценкам, реконструкция обойдется в 10–15 млрд долларов.

Интерес Киева к западным инвесторам понятен. Если Европа и США серьезно вложатся в модернизацию ГТС, у них появится не только политический, но и экономический стимул сохранить украинский транзит. В этом случае Запад гарантированно приложит максимум усилий, чтобы заблокировать строительство альтернативных газовых «ниток» из РФ в Европу – например, тот же проект «Турецкий поток», который сегодня усиленно лоббирует Россия.

В результате, Украина не только сохранит источник доходов в виде платы за транзит «голубого топлива», но и получит дополнительные возможности, чтобы диктовать РФ условия, в том числе политические.

Вопрос только в том, нужен ли ЕС и США такой ненадежный партнер, как Украина. «Незалежная» балансирует на грани дефолта, и едва ли кто-то сегодня может гарантировать политическую стабильность киевского режима. Если в «незалежной» случиться новый майдан, и к власти придут ультрарадикальные националисты, кто поручится, что они не пожелают национализировать ГТС, приватизированную «преступным режимом Петра Порошенко»?

Видимо, это и объясняет тот факт, что до сих пор разговоры об участии западных инвесторов в модернизации ГТС так и не перешли в практическую плоскость. С другой стороны, это дает шанс Москве переиграть и Киев, и Запад.

Как на деле выглядят перспективы украинского транзита, будут ли держаться за него до последнего Европа и США?

– Вариант с привлечением западных инвесторов изначально был тупиковым, – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Проблема в том, что Киев не продает ГТС напрямую – он предлагает создать управляющую компанию, которая ГТС владеть не будет. В этой компании иностранным инвесторам украинские власти готовы передать лишь 49% акций ГТС, а контрольный пакет – 51% – оставить в собственности украинского государства.

На таких условиях – в фирму-пустышку – вкладывать деньги никто не станет. Поэтому ни о каких инвестициях, немецких или американских, в данном случае говорить не приходится.

Единственный вариант, при котором эта схема могла бы заинтересовать Запад – если управляющая компания будет еще и следить, чтобы деньги, которые Украина получает за транзит, банально не разворовывались, а шли на модернизацию «трубы». Дело в том, что за все годы независимости Украины деньги за транзит российского газа шли на что угодно, только не на поддержание ГТС в рабочем состоянии.

Тем не менее, разговоры вокруг возможных вложений Запада в украинскую ГТС не прекращаются. Чего хотят западные инвесторы?

– Запад дал Украине в долг немалые суммы. Все понимают, что расплатиться по кредитам Киев не может. Поэтому Германия и США хотят забрать за долги все украинские активы, которые сочтут нужными, причем по дешевке – на иных условиях у страны-банкрота активы не покупают.

Думаю, если на Украине и будет создана компания по управлению ГТС с западным участием, она будет просто забирать деньги за транзит на собственные нужды, и не станет инвестировать в «трубу». Деньги в этом случае уйдут не украинским олигархам, а западным так называемым инвесторам.

Что касается остальных украинских активов, они будут постепенно «распилены» между инвесторами из разных стран – например, химические и металлургические заводы. Кончится тем, что Украина неминуемо распадется – среди этих западных покупателей просто нет политических сил, которые были бы заинтересованы в развитии и росте «незалежной».

— Такая ситуация дает нами шанс пролоббировать альтернативные пути поставки газа в Европу?

– Российская сторона прекрасно понимает, что перспективы у Украины плачевные, и украинскому транзиту необходимо искать альтернативу. Либо заходить в Европу с севера – расширять «Северный поток», либо с юга – через «Турецкий поток».

На сегодня Еврокомиссия, под давлением США, считает, что Россия все равно должна поставлять газ через Украину, платить за транзит Киеву, и таким способом участвовать в финансировании нынешнего украинского режима.

Москва, понятно, не испытывает от этого восторга. Хотя бы потому, что украинская «труба» – сегодня это очевидно – и дальше не будет модернизироваться, и рано или поздно от нее придется отказаться по причине износа. А поскольку это неизбежный момент, лучше готовиться к нему заранее, и не доводить дело до крайности.

— Обещание «Газпрома» прекратить с 2018 года украинский транзит будет выполнено?

– Я сильно в этом сомневаюсь. К этому времени, думаю, построят две нитки «Турецкого потока». Первая будет ориентирована чисто на Турцию, а по второй можно будет пустить газ, который сейчас идет через Украину в Болгарию, Румынию и Грецию.

Главная проблема, в случае отказа от украинского транзита, – это Италия. В Италию российский газ нужно либо заводить через Венгрию и Австрию, либо строить трубу на юг страны. В любом случае, речь идет о масштабном строительстве, и совершенно непонятно – кто это будет делать, и на какие деньги.

— Может получиться, что в 2018 году поставки российского газа в Европу сократятся, потому что европейцы наладят альтернативные поставки?

– Газ Европе фактически неоткуда брать, кроме как из России. Поэтому поставки российского газа как минимум не снизятся, скорее – наоборот – возрастут. Собственная добыча «голубого топлива» в ЕС неуклонно снижается, а надежды на поток американского сланцевого газа выглядят все более иллюзорными.

— Когда наступит критический момент, когда Европа поймет: настаивать на сохранении украинского транзита – себе дороже?

– Запад сейчас всеми силами поддерживает действующий режим на Украине, чтобы использовать его как инструмент противостояния с РФ. Но положение дел таково, что рано или поздно украинский народ, доведенный нищетой до отчаянья, либо начнет массово бежать из страны, либо попытается отстаивать свои права с оружием в руках. В этой ситуации – масштабной гражданской войны – всем на Западе станет ясно: поддерживать на Украине больше некого и нечего. Вот тогда, на мой взгляд, Европа и начнет горячо поддерживать альтернативные маршруты поставки российского газа…

– Россия твердо намерена отказаться от украинского транзита, и для Украины критически важна судьба ГТС, – отмечает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. – План Киева выглядит разумным: продать ГТС немцам, те с Россией как-нибудь договорятся – и транзит будет сохранен. Как известно, у Германии хорошие и давние отношения с «Газпромом», и – в теории – украинский план мог бы ждать успех.

Проблема, однако, в том, что для подобных договоренностей нужны хорошие отношения между всеми сторонами. Поэтому этот фокус у Киева не пройдет, как бы ему ни хотелось и деньги получить, и избавиться от необходимости думать о будущем ГТС.

Надо учитывать и еще момент. Поначалу Украина представлялась Германии вполне привлекательным рынком, и вполне перспективным партнером. Но чем дальше, тем меньше испытывают немцы энтузиазма в отношении «незалежной». В том числе потому, что совершенно непонятно: насколько устойчив президент Порошенко и действующий кабмин.

Немцы видят, что на Украине сохраняется высочайший уровень коррупции, и царит классическая неразбериха – правая рука не знает, что делает левая. Плюс к тому, над страной маячит осязаемая угроза дефолта.

В этих условиях инвестор на Украину может прийти только спекулятивный. Тот инвестор, который хочет купить задешево активы в ситуации, когда они почти ничего не стоят, а потом продать их задорого. Но такой инвестор будет ждать, когда ситуация на Украине станет совсем паршивой, а цены на активы достигнут дна. Что же касается серьезных инвесторов – Украина до них пока не дозрела…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.