26.01.2015, 13:01
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолет
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолетМеждународная военная политика
Летать в любых погодных условиях, на максимальных режимах, имитировать поведение любого истребителя мира и при этом оставаться самым безопасным самолетом - все это может новейший учебно-тренировочный Як-130. В этом году эти машины впервые примут участие в параде Победы над Красной площадью Москвы в составе новой пилотажной группы «Крылья Тавриды».

Самую молодую в ВВС России пилотажную группу создали по решению Сергея Шойгу на базе Борисоглебского учебного авиацентра. Свое название она получила после успешного выступления в небе над Севастополем 9 мая прошлого года. Несколько месяцев летчиков из Воронежской области к выступлению готовили пилоты известной на весь мир группы «Стрижи», выступающей на МиГ-29. Вместе с ними, пилоты Як-130 освоили сложный пилотаж на средних и малых высотах: «Петлю Нестерова», фигуры «Ухо» и «Бочка», другие маневры. И хотя новый учебно-боевой самолет официально называют «летающей партой», высший пилотаж в исполнении группы Як-130 оказался не менее зрелищным и технически сложным, чем выполняемый истребителями марок «Су» или «МиГ». 


    


Як-130 - главная новинка российских ВВС. Создавать машину начали еще в 80-е годы в качестве основного учебно-боевого самолета, способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Но развал СССР, казалось бы, поставил крест на работе. Как говорят конструкторы, у военных не стало денег на закупку современной техники.

Спасти проект попытались в середине 90-х годов, договорившись с итальянской фирмой «Аэромакки» о совместной доводке и производстве этого самолета, получившего название Як-130-АМ. Итальянцы должны были сделать для самолета бортовое оборудование и выступить агентами по продаже машины на мировом рынке. Права собственности поделили 50 на 50. Но в итоге итальянцы вышли из проекта и создали собственный самолет М-346. Сегодня он - главный конкурент Як-130 на внешнем рынке. В российскую армию Як-130 начал массово поступать в 2013 году. Всего Минобороны планировало купить не менее 55 таких машин. Однако после начала эксплуатации контракт был расширен.

«В 2014 году Вооруженным силам были поставлены 41 самолет Су-30СМ и Як-130, - сообщил министр обороны Сергей Шойгу во время недавней поездки в Иркутск, где производят эти самолеты. - В 2015 году план производства военных самолетов в рамках гособоронзаказа, а также на экспорт увеличен на 50%».

Простота управления, а главное, безопасность обучения летчика стали главными причинами увеличения заказа на Як-130. В Борисоглебском учебном центре шутят, что по своим «потребительским» качествам новый учебный самолет похож на iPhone: надежный, простой в управлении и самое главное, максимально ориентированный на конкретного потребителя и его запросы. Бывший главком Военно-воздушных сил, Герой России Владимир Михайлов после первого полета на Як-130 отозвался о новом учебном самолете: «Более простой в управлении и покладистой машины раньше никогда не видел. Даже закрылки при посадке сам выпустил...». 


Конечно же генерал слукавил, учебно-тренировочный полет не бывает простым, а самолет покладистым. Другое дело, что, как и в популярном гаджете, в Як-130 заложены технические решения, делающие его максимально понятным для обучаемого пилота. Машина полностью цифровая. Поэтому прямо в полете можно изменить режим его выполнения под имитацию любого современного истребителя. Готовиться летчик пилотировать Су-35 - Як-130 будет летать по одному, будет в будущем пилотировать МиГ-35 - полетит по другому. Конечно, как говорят инструкторы, «почувствовать» «большой» истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления Як-130 позволит.

При этом, как отмечают в ВВС, процесс обучения будет полностью предсказуемый, как для обучаемого пилота так и инструкторов. Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез 1-2-секундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно угадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, самолет может быть посажен по радиосигналу с земли. Як-130 способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

Впрочем, Як-130 может решать не только учебные задачи. «Летающую парту» при необходимости можно легко переоборудовать в легкий истребитель или штурмовик. «Як» имеет 9 точек подвески: 6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная, на которых может нести до 3000 килограммов боевой нагрузки, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы калибра 250 и 500 килограмм, разовые бомбовые кассеты, другое авиационное вооружение. 


    


Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например, уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали «МиГ» или «Су». Кроме того, яковлевской машине все равно, где базироваться. Будет это бетонный аэродром с нормальной системой обслуживания или грунтовый. Самолет практически автономен. Это качество позволяет организовать его базирование максимально приближенно к районам боевых действий и обеспечить оперативное применение в районах, не оснащенных в авиационном отношении.

Опыт применения Як-130 в российской армии быстро оценили и иностранные заказчики. Первым покупателем Як-130 стал Алжир, получивший на вооружение 16 машин. Позже были подписаны контракты на поставку 36 самолетов Як-130 в Сирию, 26 в Бангладеш и четырех машин в Белоруссию. В целом Як-130 предстает перед зарубежными покупателями как мощный авиационный комплекс меньшей размерности и, соответственно, стоимости, по сравнению с остальными тактическими самолетами, при этом способный на равных, а иногда и лучше них работать в зависимости от складывающейся ситуации. Появление новой пилотажной группы «Крылья Тавриды» как раз свидетельствует о том, что боевой потенциал Як-130 только предстоит раскрыть, выработав новые приемы применения «летающей парты» в реальных боевых условиях.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.