26.01.2015, 13:01
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолет
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолетМеждународная военная политика
Летать в любых погодных условиях, на максимальных режимах, имитировать поведение любого истребителя мира и при этом оставаться самым безопасным самолетом - все это может новейший учебно-тренировочный Як-130. В этом году эти машины впервые примут участие в параде Победы над Красной площадью Москвы в составе новой пилотажной группы «Крылья Тавриды».

Самую молодую в ВВС России пилотажную группу создали по решению Сергея Шойгу на базе Борисоглебского учебного авиацентра. Свое название она получила после успешного выступления в небе над Севастополем 9 мая прошлого года. Несколько месяцев летчиков из Воронежской области к выступлению готовили пилоты известной на весь мир группы «Стрижи», выступающей на МиГ-29. Вместе с ними, пилоты Як-130 освоили сложный пилотаж на средних и малых высотах: «Петлю Нестерова», фигуры «Ухо» и «Бочка», другие маневры. И хотя новый учебно-боевой самолет официально называют «летающей партой», высший пилотаж в исполнении группы Як-130 оказался не менее зрелищным и технически сложным, чем выполняемый истребителями марок «Су» или «МиГ». 


    


Як-130 - главная новинка российских ВВС. Создавать машину начали еще в 80-е годы в качестве основного учебно-боевого самолета, способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Но развал СССР, казалось бы, поставил крест на работе. Как говорят конструкторы, у военных не стало денег на закупку современной техники.

Спасти проект попытались в середине 90-х годов, договорившись с итальянской фирмой «Аэромакки» о совместной доводке и производстве этого самолета, получившего название Як-130-АМ. Итальянцы должны были сделать для самолета бортовое оборудование и выступить агентами по продаже машины на мировом рынке. Права собственности поделили 50 на 50. Но в итоге итальянцы вышли из проекта и создали собственный самолет М-346. Сегодня он - главный конкурент Як-130 на внешнем рынке. В российскую армию Як-130 начал массово поступать в 2013 году. Всего Минобороны планировало купить не менее 55 таких машин. Однако после начала эксплуатации контракт был расширен.

«В 2014 году Вооруженным силам были поставлены 41 самолет Су-30СМ и Як-130, - сообщил министр обороны Сергей Шойгу во время недавней поездки в Иркутск, где производят эти самолеты. - В 2015 году план производства военных самолетов в рамках гособоронзаказа, а также на экспорт увеличен на 50%».

Простота управления, а главное, безопасность обучения летчика стали главными причинами увеличения заказа на Як-130. В Борисоглебском учебном центре шутят, что по своим «потребительским» качествам новый учебный самолет похож на iPhone: надежный, простой в управлении и самое главное, максимально ориентированный на конкретного потребителя и его запросы. Бывший главком Военно-воздушных сил, Герой России Владимир Михайлов после первого полета на Як-130 отозвался о новом учебном самолете: «Более простой в управлении и покладистой машины раньше никогда не видел. Даже закрылки при посадке сам выпустил...». 


Конечно же генерал слукавил, учебно-тренировочный полет не бывает простым, а самолет покладистым. Другое дело, что, как и в популярном гаджете, в Як-130 заложены технические решения, делающие его максимально понятным для обучаемого пилота. Машина полностью цифровая. Поэтому прямо в полете можно изменить режим его выполнения под имитацию любого современного истребителя. Готовиться летчик пилотировать Су-35 - Як-130 будет летать по одному, будет в будущем пилотировать МиГ-35 - полетит по другому. Конечно, как говорят инструкторы, «почувствовать» «большой» истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления Як-130 позволит.

При этом, как отмечают в ВВС, процесс обучения будет полностью предсказуемый, как для обучаемого пилота так и инструкторов. Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез 1-2-секундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно угадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, самолет может быть посажен по радиосигналу с земли. Як-130 способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

Впрочем, Як-130 может решать не только учебные задачи. «Летающую парту» при необходимости можно легко переоборудовать в легкий истребитель или штурмовик. «Як» имеет 9 точек подвески: 6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная, на которых может нести до 3000 килограммов боевой нагрузки, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы калибра 250 и 500 килограмм, разовые бомбовые кассеты, другое авиационное вооружение. 


    


Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например, уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали «МиГ» или «Су». Кроме того, яковлевской машине все равно, где базироваться. Будет это бетонный аэродром с нормальной системой обслуживания или грунтовый. Самолет практически автономен. Это качество позволяет организовать его базирование максимально приближенно к районам боевых действий и обеспечить оперативное применение в районах, не оснащенных в авиационном отношении.

Опыт применения Як-130 в российской армии быстро оценили и иностранные заказчики. Первым покупателем Як-130 стал Алжир, получивший на вооружение 16 машин. Позже были подписаны контракты на поставку 36 самолетов Як-130 в Сирию, 26 в Бангладеш и четырех машин в Белоруссию. В целом Як-130 предстает перед зарубежными покупателями как мощный авиационный комплекс меньшей размерности и, соответственно, стоимости, по сравнению с остальными тактическими самолетами, при этом способный на равных, а иногда и лучше них работать в зависимости от складывающейся ситуации. Появление новой пилотажной группы «Крылья Тавриды» как раз свидетельствует о том, что боевой потенциал Як-130 только предстоит раскрыть, выработав новые приемы применения «летающей парты» в реальных боевых условиях.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.