26.01.2015, 13:01
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолет
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолетМеждународная военная политика
Летать в любых погодных условиях, на максимальных режимах, имитировать поведение любого истребителя мира и при этом оставаться самым безопасным самолетом - все это может новейший учебно-тренировочный Як-130. В этом году эти машины впервые примут участие в параде Победы над Красной площадью Москвы в составе новой пилотажной группы «Крылья Тавриды».

Самую молодую в ВВС России пилотажную группу создали по решению Сергея Шойгу на базе Борисоглебского учебного авиацентра. Свое название она получила после успешного выступления в небе над Севастополем 9 мая прошлого года. Несколько месяцев летчиков из Воронежской области к выступлению готовили пилоты известной на весь мир группы «Стрижи», выступающей на МиГ-29. Вместе с ними, пилоты Як-130 освоили сложный пилотаж на средних и малых высотах: «Петлю Нестерова», фигуры «Ухо» и «Бочка», другие маневры. И хотя новый учебно-боевой самолет официально называют «летающей партой», высший пилотаж в исполнении группы Як-130 оказался не менее зрелищным и технически сложным, чем выполняемый истребителями марок «Су» или «МиГ». 


    


Як-130 - главная новинка российских ВВС. Создавать машину начали еще в 80-е годы в качестве основного учебно-боевого самолета, способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Но развал СССР, казалось бы, поставил крест на работе. Как говорят конструкторы, у военных не стало денег на закупку современной техники.

Спасти проект попытались в середине 90-х годов, договорившись с итальянской фирмой «Аэромакки» о совместной доводке и производстве этого самолета, получившего название Як-130-АМ. Итальянцы должны были сделать для самолета бортовое оборудование и выступить агентами по продаже машины на мировом рынке. Права собственности поделили 50 на 50. Но в итоге итальянцы вышли из проекта и создали собственный самолет М-346. Сегодня он - главный конкурент Як-130 на внешнем рынке. В российскую армию Як-130 начал массово поступать в 2013 году. Всего Минобороны планировало купить не менее 55 таких машин. Однако после начала эксплуатации контракт был расширен.

«В 2014 году Вооруженным силам были поставлены 41 самолет Су-30СМ и Як-130, - сообщил министр обороны Сергей Шойгу во время недавней поездки в Иркутск, где производят эти самолеты. - В 2015 году план производства военных самолетов в рамках гособоронзаказа, а также на экспорт увеличен на 50%».

Простота управления, а главное, безопасность обучения летчика стали главными причинами увеличения заказа на Як-130. В Борисоглебском учебном центре шутят, что по своим «потребительским» качествам новый учебный самолет похож на iPhone: надежный, простой в управлении и самое главное, максимально ориентированный на конкретного потребителя и его запросы. Бывший главком Военно-воздушных сил, Герой России Владимир Михайлов после первого полета на Як-130 отозвался о новом учебном самолете: «Более простой в управлении и покладистой машины раньше никогда не видел. Даже закрылки при посадке сам выпустил...». 


Конечно же генерал слукавил, учебно-тренировочный полет не бывает простым, а самолет покладистым. Другое дело, что, как и в популярном гаджете, в Як-130 заложены технические решения, делающие его максимально понятным для обучаемого пилота. Машина полностью цифровая. Поэтому прямо в полете можно изменить режим его выполнения под имитацию любого современного истребителя. Готовиться летчик пилотировать Су-35 - Як-130 будет летать по одному, будет в будущем пилотировать МиГ-35 - полетит по другому. Конечно, как говорят инструкторы, «почувствовать» «большой» истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления Як-130 позволит.

При этом, как отмечают в ВВС, процесс обучения будет полностью предсказуемый, как для обучаемого пилота так и инструкторов. Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез 1-2-секундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно угадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, самолет может быть посажен по радиосигналу с земли. Як-130 способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

Впрочем, Як-130 может решать не только учебные задачи. «Летающую парту» при необходимости можно легко переоборудовать в легкий истребитель или штурмовик. «Як» имеет 9 точек подвески: 6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная, на которых может нести до 3000 килограммов боевой нагрузки, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы калибра 250 и 500 килограмм, разовые бомбовые кассеты, другое авиационное вооружение. 


    


Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например, уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали «МиГ» или «Су». Кроме того, яковлевской машине все равно, где базироваться. Будет это бетонный аэродром с нормальной системой обслуживания или грунтовый. Самолет практически автономен. Это качество позволяет организовать его базирование максимально приближенно к районам боевых действий и обеспечить оперативное применение в районах, не оснащенных в авиационном отношении.

Опыт применения Як-130 в российской армии быстро оценили и иностранные заказчики. Первым покупателем Як-130 стал Алжир, получивший на вооружение 16 машин. Позже были подписаны контракты на поставку 36 самолетов Як-130 в Сирию, 26 в Бангладеш и четырех машин в Белоруссию. В целом Як-130 предстает перед зарубежными покупателями как мощный авиационный комплекс меньшей размерности и, соответственно, стоимости, по сравнению с остальными тактическими самолетами, при этом способный на равных, а иногда и лучше них работать в зависимости от складывающейся ситуации. Появление новой пилотажной группы «Крылья Тавриды» как раз свидетельствует о том, что боевой потенциал Як-130 только предстоит раскрыть, выработав новые приемы применения «летающей парты» в реальных боевых условиях.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?