26.01.2015, 13:01
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолет
Трансформер Як-130: из «летающей парты» в ударный самолетМеждународная военная политика
Летать в любых погодных условиях, на максимальных режимах, имитировать поведение любого истребителя мира и при этом оставаться самым безопасным самолетом - все это может новейший учебно-тренировочный Як-130. В этом году эти машины впервые примут участие в параде Победы над Красной площадью Москвы в составе новой пилотажной группы «Крылья Тавриды».

Самую молодую в ВВС России пилотажную группу создали по решению Сергея Шойгу на базе Борисоглебского учебного авиацентра. Свое название она получила после успешного выступления в небе над Севастополем 9 мая прошлого года. Несколько месяцев летчиков из Воронежской области к выступлению готовили пилоты известной на весь мир группы «Стрижи», выступающей на МиГ-29. Вместе с ними, пилоты Як-130 освоили сложный пилотаж на средних и малых высотах: «Петлю Нестерова», фигуры «Ухо» и «Бочка», другие маневры. И хотя новый учебно-боевой самолет официально называют «летающей партой», высший пилотаж в исполнении группы Як-130 оказался не менее зрелищным и технически сложным, чем выполняемый истребителями марок «Су» или «МиГ». 


    


Як-130 - главная новинка российских ВВС. Создавать машину начали еще в 80-е годы в качестве основного учебно-боевого самолета, способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Но развал СССР, казалось бы, поставил крест на работе. Как говорят конструкторы, у военных не стало денег на закупку современной техники.

Спасти проект попытались в середине 90-х годов, договорившись с итальянской фирмой «Аэромакки» о совместной доводке и производстве этого самолета, получившего название Як-130-АМ. Итальянцы должны были сделать для самолета бортовое оборудование и выступить агентами по продаже машины на мировом рынке. Права собственности поделили 50 на 50. Но в итоге итальянцы вышли из проекта и создали собственный самолет М-346. Сегодня он - главный конкурент Як-130 на внешнем рынке. В российскую армию Як-130 начал массово поступать в 2013 году. Всего Минобороны планировало купить не менее 55 таких машин. Однако после начала эксплуатации контракт был расширен.

«В 2014 году Вооруженным силам были поставлены 41 самолет Су-30СМ и Як-130, - сообщил министр обороны Сергей Шойгу во время недавней поездки в Иркутск, где производят эти самолеты. - В 2015 году план производства военных самолетов в рамках гособоронзаказа, а также на экспорт увеличен на 50%».

Простота управления, а главное, безопасность обучения летчика стали главными причинами увеличения заказа на Як-130. В Борисоглебском учебном центре шутят, что по своим «потребительским» качествам новый учебный самолет похож на iPhone: надежный, простой в управлении и самое главное, максимально ориентированный на конкретного потребителя и его запросы. Бывший главком Военно-воздушных сил, Герой России Владимир Михайлов после первого полета на Як-130 отозвался о новом учебном самолете: «Более простой в управлении и покладистой машины раньше никогда не видел. Даже закрылки при посадке сам выпустил...». 


Конечно же генерал слукавил, учебно-тренировочный полет не бывает простым, а самолет покладистым. Другое дело, что, как и в популярном гаджете, в Як-130 заложены технические решения, делающие его максимально понятным для обучаемого пилота. Машина полностью цифровая. Поэтому прямо в полете можно изменить режим его выполнения под имитацию любого современного истребителя. Готовиться летчик пилотировать Су-35 - Як-130 будет летать по одному, будет в будущем пилотировать МиГ-35 - полетит по другому. Конечно, как говорят инструкторы, «почувствовать» «большой» истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления Як-130 позволит.

При этом, как отмечают в ВВС, процесс обучения будет полностью предсказуемый, как для обучаемого пилота так и инструкторов. Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез 1-2-секундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно угадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, самолет может быть посажен по радиосигналу с земли. Як-130 способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

Впрочем, Як-130 может решать не только учебные задачи. «Летающую парту» при необходимости можно легко переоборудовать в легкий истребитель или штурмовик. «Як» имеет 9 точек подвески: 6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная, на которых может нести до 3000 килограммов боевой нагрузки, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы калибра 250 и 500 килограмм, разовые бомбовые кассеты, другое авиационное вооружение. 


    


Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например, уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали «МиГ» или «Су». Кроме того, яковлевской машине все равно, где базироваться. Будет это бетонный аэродром с нормальной системой обслуживания или грунтовый. Самолет практически автономен. Это качество позволяет организовать его базирование максимально приближенно к районам боевых действий и обеспечить оперативное применение в районах, не оснащенных в авиационном отношении.

Опыт применения Як-130 в российской армии быстро оценили и иностранные заказчики. Первым покупателем Як-130 стал Алжир, получивший на вооружение 16 машин. Позже были подписаны контракты на поставку 36 самолетов Як-130 в Сирию, 26 в Бангладеш и четырех машин в Белоруссию. В целом Як-130 предстает перед зарубежными покупателями как мощный авиационный комплекс меньшей размерности и, соответственно, стоимости, по сравнению с остальными тактическими самолетами, при этом способный на равных, а иногда и лучше них работать в зависимости от складывающейся ситуации. Появление новой пилотажной группы «Крылья Тавриды» как раз свидетельствует о том, что боевой потенциал Як-130 только предстоит раскрыть, выработав новые приемы применения «летающей парты» в реальных боевых условиях.

Категория: Мировой ВПК | 2507



Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

F-22 летает на украденной технологииМеждународная военная политика
Мировой ВПК  05.03.2016
20 лет назад американская компания Zoltek из Сент-Луиса, производящая композитные материалы на основе полимеров, подала судебный иск против Пентагона и его подрядчиков. Однако справедливости за 20 лет так и не добилась. И вот сейчас компания предпринимает новую попытку получить с военного ведомства США компенсацию за украденную технологию, которая позволяет таким гигантам американского ВПК как Lockheed Martin и Northrop Grumman получать миллиардные прибыли.
Тульский «Панцирь»Международная военная политика
Мировой ВПК  05.03.2016
До того как в Сирии появилась зенитно-ракетная система большой дальности С-400 «Триумф», воздушное пространство над российской авиабазой «Хмеймим» прикрывал зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1». С того момента, как они действуют в связке, пробить ПВО нашего аэродрома практически нет никакого шанса. Впрочем, в боевых возможностях ЗРПК тульского производства еще раньше могли убедиться партнеры России по военно-техническому сотрудничеству.
Китай берет Штаты на слабоМеждународная военная политика
Геополитика  05.03.2016
Авианосец, два крейсера и два эсминца Седьмого флота США приблизились к спорным островам в Южно-Китайском море. По заявлению представителей китайского руководства, Китай не оставит действий Соединенных Штатов без ответа и готов к любым вызовам. При этом особо подчеркивается важность укрепления российско-китайских отношений. Споры вокруг островов в Южно-Китайском море идут десятилетия. Речь идет о Парасельских островах (архипелаге Сиша), островах Наньша и Хуанъянь. Помимо Китая на острова претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Тайвань и Бруней.
Подводная защита РоссииМеждународная военная политика
Мировой ВПК  04.03.2016
Россия представляет угрозу для региона Тихого океана, а программа модернизации ее Военно-морского флота "сигнализирует о серьезности, с которой Москва рассматривает этот регион". Такое мнение выразил глава Тихоокеанского командования американских вооруженных сил адмирал Гарри Харрис. "Корабли и субмарины российского Тихоокеанского флота и авиация дальнего действия", по мнению адмирала, демонстрируют "послание России", в котором она заявляет, что "является тихоокеанской державой".


Не пожалеть бы о перемирииМеждународная военная политика
Конфликты  04.03.2016
Организованное Вашингтоном и Москвой соглашение о перемирии в Сирии не только многочисленные прокремлевские, но и большинство независимых СМИ расценили как большой дипломатический успех Кремля. На самом деле, на успех это не очень похоже. Вполне вероятно, что Москва совершила грубую ошибку, причем как в военном, так и в политическом плане. Единственной целью России в Сирии должно было стать полное возвращение страны под контроль Асада с предоставлением очень широкой автономии курдам.
ИГИЛ зарывается в песокМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
«Исламское государство» меняет стратегию в Сирии. «Халифат» решил больше не вести боевые действия против курдов на севере, а сосредоточить свои усилия на центральной Сирии, укрепив подконтрольные ему провинции Дейр-эз-Зор и Ракка, а также город Пальмира. Такая мера позволит контролировать восток страны за счет перехвата двух автострад, которые ведут в Ирак, и течение реки Евфрат. Об этом 2 марта сообщил французский бюллетень «TTU» (перевод статьи опубликовал авторитетный российский военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий).
Саудовская Аравия как государство будет уничтожено в ЙеменеМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
Как сообщило йеменское информагентство Saadah News, в конце февраля в крупнейшем городе Таиз встретились высокопоставленные полевые командиры хуситов и представители местных отрядов. На совещании также присутствовали губернатор Таиза Абдель-Мухаммад Аль-Джунди и генерал-майор Абу Али Хаким Аль-Хуси, начальник 4-й военного округа. Племенное ополчение побережья Таиза подтвердило свое согласие на участие вместе с армией Йемена в наступательной операции на юго-западе провинции против «агрессоров из коалиции».