01.06.2016, 09:04
Тихоокеанский флот: срочное погружение
Тихоокеанский флот: срочное погружениеМеждународная военная политика
Еще лет пять мы будем вынуждены строить подлодки, спроектированные около сорока лет назад.

Во вторник на «Адмиралтейских верфях» Санкт-Петербурга спущена на воду шестая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Колпино». Как и пять предыдущих субмарин этой серии, больше известных как «Варшавянки», она предназначена для пополнения Черноморского флота. И войдет в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок, местом постоянного базирования которой еще в 2014 году определен Новороссийск.

Реально на Черном море в составе 4-й отдельной бригады ПЛ сегодня лишь три боевых корабля, которые можно использовать по предназначению - недавно построенные теми же «Адмиралтейскими верфями» подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Алроса» (проект 877 В «Палтус»). Последняя из перечисленных служила еще Советскому Союзу, спущена на воду в 1989 году и уже несколько лет проходит модернизацию и восстановление технической готовности в 13-м судоремонтном заводе в Севастополе. Возвращение в боевой состав планируется не ранее 2017 года.

Еще две «Варшавянки» («Старый Оскол» и «Краснодар») уже переданы флоту и находятся на различных стадиях испытаний. «Старый Оскол» — заканчивает работу в глубоководных полигонах Северного флота, отстрелялась высокоточными крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» и вот-вот отправится к месту постоянного базирования.

Есть основания полагать, что сложнее обстоят дела с «Краснодаром». Спущенный на воду год назад, он должен был прийти на Черноморский флот нынешним летом, как и «Старый Оскол» предварительно отстрелявшись «Калибрами» в Заполярье. Но не исключено — задержится на Балтике из-за внепланового ремонта. Причина — неподтвержденное официально столкновение под водой с польской дизель-электрической подводной лодкой «Ожел» в апреле нынешнего года. В результате, по сведениям специализированного сайта FlotProm, на нашем корабле повреждены выдвижные устройства (перископы и антенны). Утром 4 мая в сопровождении двух буксиров российская подлодка вернулась к заводскому причал в Санкт-Петербург. Ее рубку тут же обнесли строительными лесами. И о том, когда ее увидит Новороссийск, теперь можно лишь гадать.

Пока все по плану с пятой черноморской «Варшавянкой», названной «Великим Новгородом». Она спущена на воду в марте 2016 года. В Черное море должна войти предстоящей осенью.

Еще в прошлом году считалось, что на этом строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, хотя и исключительно удачных, но все же относящихся к давно устаревшему третьему поколению (работа над этими субмаринами началась еще в 70-е годы прошлого века), в России будет закончено. И мы, махом перескочив через четвертое поколение, приступим сразу к созданию неатомных субмарин пятого поколения. Прежде чем попытаться объяснить эту странность, отметим, что и названные планы Минобороны с недавних пор полетели в тартарары. Еще 16 января начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников заявил, что, по меньшей мере, еще лет пять мы будем продолжать строительство «Варшавянок». Теперь — для Тихоокеанского флота. И тоже заложим на верфях серию из шести субмарин.

Что, собственно, происходит? А вот что. Все беды с планами обновления нашего подводного флота начались с очень серьезной конструкторской неудачи с проектом 677 «Лада». Именно эти корабли еще в 1990-е годы должны были прийти на смену «Варшавянкам». И «Лады» — это то самое четвертое поколение, через которое мы теперь от безысходности собираемся перепрыгнуть.

Первая субмарина проекта 677, названная «Санкт-Петербург», была заложена в декабре 1997 года, спущена на воду в 2004 году и отправлена в опытную эксплуатацию на Север летом 2013-го.

Но в боевой состав ВМФ РФ не принята до сих пор. И, как утверждают, не будет принята никогда. Так и останется плавучей лабораторией для всяческих научно-конструкторских экспериментов. Врожденных болезней у «Санкт-Петербурга» оказалось множество: двигатель подлодки неспособен выдавать заложенную проектом мощность, «сырой» гидроакустический комплекс, проблемы с боевой информационно-управляющей системой. Но главное — для лодки как не было, так и нет анаэробной, воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), которая дала бы ей возможность неделями непрерывно находиться под водой. А без этого, считают многие специалисты, «Лада» не может претендовать на знание подлодки четвертого поколения. Максимум третье. То есть — то самое, к которому относятся и «Варшавянки». Хотя даже и без новой ВНЭУ «Лады» и превосходят их по ряду важнейших параметров.

Еще в 2011 году Военно-Морской флот России заявил об отказе от дальнейших работ над проектом 677 из-за технической невозможности достижения заявленных целей. Однако где-то глубоко под чиновничьими коврами, видимо, продолжились бульдожьи бои лоббистов. Главного противника «Лады» главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого отправили в преждевременную отставку. Его преемник адмирал Виктор Чирков решение задвинуть в глухой чулан проект 677 отменил.

В итоге заложили еще две «Лады» - «Кронштадт» (в 2005 году) и «Вышний Волочек» (в 2006-м). Передать их флоту обещают в 2019 году. Но, как и «Санкт-Петербург», без анаэробных энергетических установок. Тогда зачем они вообще? Не очень понятно. Причем, даже адмиралам. Очевидно, поэтому в январе уже нынешнего года неназванный источник в главном командовании ВМФ заявил, что работу над «Ладами» мы снова прекращаем. Вот достроим «Кронштадт» с «Вышним Волочком» и больше не будем.

Поскольку флоту многих других стран (Швеция, Германия, Франция, Япония, Израиль) ушли в этой области далеко вперед и неатомными подлодками полноценного четвертого поколения давно обзавелись, мы и взялись за еще один проект — «Калину». То есть, сразу за пятое поколение.

Первые упоминания о нем прозвучали летом 2015 года. Тогда директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительный корпорации Анатолий Шлемов заявил, что «в декабре 2014 года в ЦКБ „Рубин" завершена научно-исследовательская работа „Калина-ВМФ" в результате которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России».

Анонсировано, что «Калины» унифицируют и под баллистические, и под крылатые ракеты. Они будут отличаться повышенной скрытностью плавания и дальнобойностью вооружений. И, конечно, станут неделями нести службу под водой. Не всплывая, поскольку получат, наконец, анаэробные энергетические установки.

Только, судя по тому, как в ЦКБ «Рубин» идут дела в этой области, вожделенные отечественные ВНЭУ — это, как и прежде, «прекрасное далеко». И первая боеготовая «Калина» прячется от нас где-то в густом тумане будущих лет. А пополнение Российскому флоту остро необходимо уже сегодня. Особенно Тихоокеанскому. Ведь в его составе осталось лишь шесть дизель-электрических субмарин (сейчас речь лишь о них, у атомных подлодок ТОФ счет другой). Самой «молодой» ДЭПЛ ТОФа — Б-345 «Могоча» — 12 лет. Самой старой — Б-260 «Чита» — 34 года. А рядом Япония, у которой две дивизии дизель-электрических субмарин. О Китае во избежание паники скромно умолчим.

Что делать-то? Единственное — в мечтательном ожидании «Калин» продолжать строить старые-добрые «Варшавянки». Что и пообещал нам минувшей зимой капраз Тряпичников. А во вторник в Питере, на спуске ДЭПЛ «Колпино», подтвердил заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков, назвав при этом проект 636.3 «исключительно удачным». Закладка первого подводного корабля для тихоокеанцев запланирована уже на нынешний год.

Впрочем, тут новая интрига. Не совсем понятно, где будет развернуто строительство новой серии «старых» подлодок — в Питере или на Амурском судостроительном заводе? Складывается стойкое впечатление, что и за это идет нешуточная борьба. Судите сами.

На торжественной церемонии по поводу спуска на воду ДЭПЛ «Колпино» гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков высказал уверенность, что серия подлодок для Тихоокеанского флота будет строиться исключительно на вверенном ему предприятии. Бузаков добавил, что решение на этот счет Генеральным штабом уже принято.

Однако, похоже, что с гендиректором «Адмиралтейских верфей» не очень согласен президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По его словам, не исключено, что частью лакомого заказа питерцам придется поделиться с Амурским судостроительным заводом.

Чем дело кончится — скоро узнаем. Потому что в любом случае строить новую шестерку «Варшавянок» придется ускоренными темпами. Потому что иначе защищать наш Дальний Восток с моря скоро будет просто некому и нечем.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.