27.03.2017, 14:05
Такая «Украина» нам совершенно не нужна
Такая «Украина» нам совершенно не нужнаМеждународная военная политика
Украинский президент Петр Порошенко распорядился продать недостроенный ракетный крейсер «Украина». Об этом стало известно накануне из заявления и. о. губернатора Николаевской области Вячеслава Боня.

На митинге работников николаевского Судостроительного завода им. 61 коммунара Бонь заявил: «У вас стоит крейсер «Украина», есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза на столько же. Там есть корпус и турбины, они востребованы». Как отмечала «Российская газета», по состоянию на 1 марта задолженность по зарплате рабочим этого судостроительного завода составила 51 млн гривен (107,9 млн рублей).

Добавим, что региональный портал «НикВести» дал другую информацию: проект «демилитаризации» крейсера, подготовленный правительством Владимира Гройсмана, подразумевает, что продадут только корпус и турбины, а вооружение и оборудование будут переданы министерству обороны Украины (а не проданы, как заявил николаевский губернатор).

Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.

Собственно «Украина», помимо прочего, должна быть оснащена ЗРК среднего радиуса действия С-300 «Форт» – морским вариантом комплекса С-300, а также 16 пусковыми установками для противокорабельных ракет «Вулкан».

В 1993 году крейсер в состоянии 75% готовности был выведен из состава ВМФ России и передан флоту Украины. На следующий год украинские власти приняли решение прекратить достройку из-за отсутствия финансирования. В 1998-м Леонид Кучма принял решение о достройке, тогда же отрапортовали о завершении строительства на 95%. Однако и через 10 лет строительство не было завершено. В 2010-м Виктор Янукович заявил о договоренности с Москвой по достройке крейсера с российской помощью, а командование ВМФ России сообщало о возможности покупки корабля для нашего флота. Однако уже год спустя тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков сообщил, что «Украину» российская сторона возьмет только даром.

После Майдана вновь назначенный николаевский губернатор Николай Романчук заявил: крейсер-недострой нужно немедленно продать, не спрашивая разрешения y России, ведь y государства нет денег на достройку, а содержание обходилось казне на тот момент в 6 млн гривен (12,7 млн рублей) в месяц. Губернатор сменился, а вопрос так и оставался в подвешенном состоянии. Добавим, что в те же дни, когда на Украине приняли решение о продаже «Украины», в Китае сообщили о готовящемся спуске на воду второго авианосца – в дополнение к флагману флота авианосцу «Ляонин» (бывшему недостроенному украинскому авианесущему крейсеру «Варяг», который был продан Китаю за «смешные» 20 млн долларов).

О том, почему Украина отказалась от своей «тезки», мы поговорили с командующим Черноморским флотом ВМФ России в 1998–2002 годах, экс-председателем думского комитета по обороне адмиралом Владимиром Комоедовым.

— Владимир Петрович, подлежит ли крейсер восстановлению или пригоден только для металлолома. Каковы потенциальные возможности крейсера «Украина»?

— Когда на николаевском Судостроительном заводе стоял крейсер «Москва» и бывший «Адмирал флота Лобов», он тогда еще действительно был готов на 90%. Его можно было брать, в том числе и для российского военно-морского флота. Но сейчас, к сожалению, это груда металла, которая никому не нужна. Так его и хотят продать как металлолом. Он ни на что не способен. У крейсера «Украина» нет ни боекомплекта ракет, ни гидроакустических станций, ни локации, - ничего нет.

— Ранее, вы, сравнивая «Украину» с ракетным крейсером «Москва», отмечали, что «первый до сих пор гниет на верфи, а российский корабль выполняет боевые задачи ». Почему Украина не в состоянии нести ответственность как вы выразились «за каждый винтик»?

— Украина не в состоянии и еще длительный период в состоянии не будет. Украине надо поворачивать оглобли в сторону России, тогда получится все. От американцев они уже сытые этой русофобией, которую распространили и сделали не то, что сенсацией для своего народа, они сделали ее буквально таким флагом, которым теперь размахивают. Это большущая ошибка. Власть там надо менять.

Как в свое время говорил один из классиков, линкор может построить только высокоразвитая в экономическом плане страна. К сожалению, украинцы экономику развалили и довели ее до состояния, когда невозможно ни то чтобы достроить корабль, но и содержать в том числе. Хотя Леонид Кучма на нем был в свое время, и флаг поднимал... - только это одно действие и осталось в памяти. Помню, когда меняли название «Адмирал флота Лобов» на «Украину», половина крейсера была выкрашена, а половина была ржавой. 

— Насколько интересно было бы для России купить «Украину», на запасные части, например?

— Все уже. В таком виде нам он совершенно не нужен и достраивать его мы не будем. У нас уже другая кораблестроительная программа и другие проекты кораблей. Запчасти? А какие там запчасти?! – Он пустой. Украина приняла решение крейсер разобрать, снять все вооружение, которое там есть, положить на склады, а все остальное будет продавать как металлолом.

— При этом, и. о. губернатора Николаевской области Вячеслав Бонь отмечал, что у крейсера «Украина» «есть корпус и турбины, они востребованы»...

— К слову, это не губернаторское дело, а выше, уровня правительства. Да, турбины, это ахиллесова пята в нашем военно-морском флоте, так как николаевский турбинный завод остался за пределами России. Неплохо было бы, конечно, приобрести. Но гарантии они (украинцы) не дадут, что они новые. А надо ведь везти эти турбины, и технически в том числе, нести ответственность. Это же высокотехнологичное производство и само изделие высокотехнологичное. Поэтому нет, спасибо, не нужна нам такая турбина.

Ничего, мы к концу 2017 или началу 2018 свои турбины запустим.

Думаю, что и другие страны не заинтересовались бы покупкой турбин. Ни в одной стране мира, кроме проданных, может быть, нашими кораблями, индусам, например, Ирану, такие турбины нигде не стоят. И никто не заинтересован, потому что у всех есть свои. Да и вообще весь современный мир сейчас переходит на электродвижение. 

— Не повторит ли крейсер «Украина» судьбу «Варяга»? Несмотря на то, что Турция, под давлением США, которые также хотели купить «Варяг», на протяжении 16 месяцев отказывалась пропускать корабль через проливы Босфор и Дарданеллы, китайцы все же настояли на своем и «Варяг» стал первым крупным авианосцем Китая под названием «Ляонин»?

— Да, я тогда командовал флотом. Долго он стоял у Босфора на якоре с буксиром, и все никак его не пропускали. Китайцы могут, сами понимаете из чего, конфетку сделать. «Варяг» в отличие от «Украины» был металлоемкий, корпусная часть там почти вся была готова. Поэтому китайцы понимали, что купили не зря и оценивали, что можно с «Варяга» сделать нормальный корабль.

А крейсер «Украина» в одиночном порядке им не нужен. Кому он нужен в одиночном порядке? Это должна быть какая-то корабельно-ударная группа, его самого надо охранять как ударную единицу. Поэтому никто его не возьмет. – Вот, на металлолом возьмут!

— И все-таки, может ли заслуживать уважение решение украинского правительства продать крейсер под названием «Украина»?

В. К.: Поздно пить «боржоми», когда желудка нет. Они его весь проели, желудок свой, с точки зрения крейсера «Украина». Вели себя как собака на сене. Надо было в свое время все это дело предлагать и своевременно принимать решение. То им американцы не позволяли, то еще кто-то не позволял. А сейчас он никому не нужен.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».