28.08.2015, 09:35
Т-50 – российский прорыв в будущее
Т-50 – российский прорыв в будущееМеждународная военная политика
Наш истребитель пятого поколения оценили даже американцы.

В конце мая внимание авиационных экспертов привлекло заявление главкома ВВС России генерал-полковника Виктора Бондарева, который сообщил, что разрабатываемый в ОКБ «Сухой» истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35. «Самолет показывает прекрасные характеристики, у него прекрасная система вооружения как по земле, так и по воздуху. Самолет практически незаметен», – отметил главком. Практически одновременно с аналогичными оценками выступили и некоторые американские аналитики, которых трудно заподозрить в стремлении превозносить российское вооружение. Так, бывший начальник разведки ВВС США Дэйв Дэптула заявил в интервью влиятельному американскому изданию National Interest: «Представленные характеристики ПАК ФА, с которыми я познакомился, демонстрируют современные технические решения, которые по крайней мере такие же, а по некоторым показателям даже превосходят американские самолеты пятого поколения. ПАК ФА, безусловно, по сравнению с F-35 обладает большей гибкостью в сочетании с отличным аэродинамическим дизайном».


Проект успешно реализуется

Работа по созданию российского истребителя пятого поколения, который должен обеспечить военный, технологический и коммерческий паритет России перед лицом американских машин той же генерации, идет успешно и соответствует стандартам графика создания подобных сложных боевых авиационных комплексов за рубежом. Программа государственных совместных испытаний (ГСИ) выполняется в соответствии с утвержденными сроками. По итогам проведенных испытаний можно констатировать, что проект ПАК ФА позволил внедрить современные инновационные подходы по разработке, производству и испытаниям боевой авиатехники. Можно также отметить получение положительных результатов испытаний составных частей радиолокационного комплекса (РЛК) самолета. Двигатель и его составные части также успешно проходят государственные испытания. Получены положительные результаты совместной отработки самолета с авиационными средствами поражения. При разработке составных частей комплекса сделан упор на использование отечественных комплектующих.


Ближайшие планы

В ближайшее время компания «Сухой» и ее смежники активизируют работы по созданию ПАК ФА. Планируемое увеличение числа опытных машин позволит резко интенсифицировать летные и наземные испытания. Более того, в решающую фазу входят и работы по созданию критически важных систем для ПАК ФА. В настоящее время на базе задела по изделию 117С разрабатывается двигатель, который обеспечит революционные характеристики самолета. При этом уже сегодня двигатель имеет лучшие характеристики в своем классе, обладает повышенной эксплуатационной технологичностью, на нем реализованы мероприятия по обеспечению малой заметности. Кроме того, стоимость серийного двигателя будет минимальной по цене такого рода продукции. Объединенная двигателестроительная корпорация планирует в будущем предоставить двигатель «второго этапа», который будет на 15–18% эффективнее используемого сегодня мотора «изделие 117». Принципиальное значение тут имеют не количественные показатели эффективности (хотя они тоже весьма важны), а качественный прирост возможностей. Оснащенный новым двигателем истребитель будет способен совершать длительный полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, то есть получит так называемый крейсерский сверхзвук, наличие которого является важнейшим признаком пятого поколения.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработку прицельно-навигационного комплекса и другого бортового радиоэлектронного оборудования Т-50. Наконец, самое пристальное внимание уделяется и разработке для новой платформы новых современных авиационных средств поражения. При этом речь идет не просто о создании нескольких новых ракет, а целого комплекса средств АСП, которые должны быть готовы к принятию на вооружение одновременно с окончанием испытаний самого носителя. Таким образом, чуть ли не впервые в советской/российской практике процесс создания истребителя и оружия для него синхронизирован. Сами новые ракеты должны отличаться от предыдущего поколения меньшими размерами для размещения внутри фюзеляжа самолета, повышенной дальностью, высокой маневренностью, всепогодностью, улучшенными головками самонаведения. Дальность некоторых изделий возрастет благодаря применению новых двигателей в 1,5 раза. За счет комплекса бортового оборудования обеспечивается значительное превосходство не только над самолетами поколения 4++ (Су-35 и Су-30СМ, Rafale, Eurofighter), но и над зарубежными аналогами пятого поколения (F-22 и F-35). Благодаря новой «начинке» ПАК ФА сможет на качественно новом уровне выполнять поставленные задачи, не достижимые до настоящего момента ни одним боевым авиационным комплексом такого класса.


Технологический драйвер 

Реализация проекта создания истребителя пятого поколения имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности России, сохранения ее коммерческих позиций на мировом рынке вооружений и, наконец, для обеспечения технологического прогресса в авиационной промышленности нашей страны. В современных военно-политических условиях, когда США и их союзники усиливают давление на Россию с целью принудить ее отказаться от проведения независимой суверенной внешней и оборонной политики, поддержание высокого уровня обороноспособности страны становится приоритетной национальной задачей. Весь опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом проведения гегемонистской политики Запада является использование количественного и качественного превосходства в воздухе. Соответственно категорическим императивом становится создание средств противодействия воздушному агрессору, то есть создание мощных и эффективных собственных военно-воздушных сил и средств ПВО. Обращает на себя внимание, что если первый в мире серийный истребитель пятого поколения никуда не экспортировался и так и остался на вооружении только ВВС США, то F-35 изначально замышлялся как массовая машина, предназначенная в том числе и для поставок за рубеж. Причем ее обладателями в обозримом будущем станут не только участники программы JSF, но, вполне возможно, также граничащие с Россией и ее союзниками государства Восточной Европы и бывшие республики СССР. Разработка истребителей пятого поколения, в том числе и тяжелого класса, ведется также в КНР, Японии, Южной Корее. Вопрос о создании национального истребителя изучается в Турции. В этом контексте программа ПАК ФА просто должна быть приоритетом Министерства обороны, авиационной промышленности, всего российского государства.

Сложно переоценить значение проекта истребителя пятого поколения для обеспечения надежных перспектив России на мировом рынке вооружения. Хотя машины поколения 4+ и 4++ будут оставаться конкурентоспособными по крайней мере еще 10 лет, с выходом на рынок F-35 наиболее развитые и наиболее амбициозные государства сформируют спрос и на технологии пятого поколения. Игроки, не имеющие таких технологий, с рынка просто уйдут. В рамках проекта ПАК ФА можно наблюдать, как технологическая инновационность соседствует с инновационностью организационной. Истребитель не просто предлагается на рынок как товар, Россия создала с Индией промышленное партнерство по совместной разработке, производству и маркетингу истребителя пятого поколения на основе российского Т-50. И, наконец, последнее по счету, но не по важности. Программа ПАК ФА дала всей авиационной и смежной с ней промышленности России мощнейший инновационный импульс. Вообще всякий раз создание истребителя нового поколения влекло за собой переход создающих новые самолеты отраслей промышленности на качественно более высокий уровень. Создаются новые технологии, новые материалы, новые компетенции, растут новые кадры. Это и есть модернизация страны, проведение которой обозначено президентом Владимиром Путиным как важнейшая национальная задача.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Мировой ВПК  05.12.2016
В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.
Геополитика  05.12.2016
После телефонного разговора с главой Тайваня Дональд Трамп совершил очередной «антикитайский» шаг, опубликовав твит с жесткой критикой экономической и военной политики Пекина. Однако ошибкой было бы считать это как дипломатической неопытностью, так и безответственным популизмом. Избранный президент США точно знает, что делает.
Мировой ВПК  05.12.2016
Причины аварии ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс МС-04» пока еще до конца не выяснили. Рано. Но многие из тех, кто знаком с состоянием дел в «Роскосмосе», считают, что выяснять их поздно. Потому что в принципе они известны. И если данную конкретную причину данной конкретной аварии выявят и устранят, то далеко не факт, что уже выявленные причины «пролёта» России мимо космоса окажутся устранены.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.