29.01.2015, 16:16
Т-50 ПАК ФА, F-22 Raptor и J-20 «Черный орел»: кто сильнее?
Т-50 ПАК ФА, F-22 Raptor и J-20 «Черный орел»: кто сильнее?Международная военная политика
Сравнительная оценка российских, американских и китайских истребителей 5 поколения.

29 января 2010 года совершил первый полет перспективный истребитель пятого поколения Т-50 разработки ОКБ Сухого. К настоящему моменту 6 прототипов 600 раз поднимались в воздух. Многоцелевой истребитель начнет поступать в строевые части ВВС России в следующем году.


В поисках утраченного времени

Перестройка и последовавшее за ней десятилетие внесли изменения в естественный процесс развития фронтовой авиации мира. Прежде советские авиаконструкторы выпускали самолеты каждого следующего поколения либо раньше, либо одновременно с американскими конструкторами. Но когда настала пора создания истребителя пятого поколения, в нашем авиапроме случился затык.

Такая машина могла появиться еще в конце 90-х годов. В 1988 году ВВС сформулировали требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако экономика рухнула, и проект был закрыт.

А в это время американская компания Lockheed Martin начала выпускать F-22 Raptor, который и стал первым в мире истребителем пятого поколения. На вооружение он начал поступать в 2003 году, обладая всеми главными признаками нового поколения: малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, использованием интеллектуального вооружения и новейшими бортовыми РЛС с антенной фазированной решеткой.

Бросившееся в погоню в конце 90-х ОКБ Сухого на данный момент добилось значительных результатов. Самолет Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации) был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-2013. И не один – а целых три. Они выполнили в подмосковном небе фигуры высшего пилотажа. К настоящему моменту уже изготовлены 6 прототипов. Практически вся авионика уже готова и испытана. Некоторые позиции начнут внедряться на строящиеся самолеты, когда будет развернуто серийное производство. В 2016 году ожидается поступление первых Т-50 в строевые части. 

ОКБ Сухого создает истребитель не в одиночку. В проекте принимают участие несколько КБ, НИИ и промышленных предприятий. Более того, есть и иностранные подрядчики - из Индии. Они занимаются разработкой бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. При этом Индия инвестировала в проект 25% от его стоимости. Начиная с 2017 года, ВВС Индии намерены закупить 250 истребителей на общую сумму в 25 млрд. долларов.

На разработку машины потрачено 2 млрд. долларов. В то время как Lockheed Martin потратила на создание F-22 67 млрд.


Король маневра

Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового типа, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха – двигатель АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Он позволяет осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Естественно, он имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых на серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило с одной стороны существенно повысить мощность, с другой – оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американцев - недостижимая. 



F-22 Raptor


ОКБ Сухого рассматривает перспективу и еще одного двигателя, который может быть применен во второй партии изготавливаемых серийно истребителей, - «Тип 30» того же «Сатурна». Пока он проходит испытания. Но уже сейчас ясно, что этот двигатель на 15-25% превосходит АЛ-41Ф1.

В F-22 использован двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеющий тягу 10000 кгс в бесфорсажном режиме и 15876 кгс на форсаже. АЛ-41Ф1 ему чуть поигрывает – 8800 кгс и 15000 кгс соответственно. Однако «Тип 30» заметно сильнее – 11000 кгс и 18000 кгс. Но и у первого нашего двигателя имеется существенное преимущество – изменяемый до 20 градусов вектор тяги, имеющий всеракурсное управление. При этом отработка совершается со скоростью 60 град./сек. У «Раптора» вектор отклоняется лишь в вертикальной плоскости. По части маневренности все осталось «на своих местах»: как прежде отечественные истребители были куда удобнее и в воздушном бою, и при перехвате, так эта тенденция продолжается и поныне. Не случайно в недавно проведенных ВВС США компьютерных боях «Раптор» проигрывал даже нашим самолетам поколения 4++ Су-30МКИ.

Необходимо сказать, что компания Lockheed Martin свою следующую разработку – F-35 – позиционирует как истребитель пятого поколения. Однако это не вполне соответствует действительности. Этот самолет не способен преодолевать скорость звука на бесфорсажном режиме. И насчет его малозаметности у потенциальных покупателей возникают большие сомнения. В серию он пока не запущен, и на вооружение не принят. Несколько F-35 сейчас находятся в опытной эксплуатации. Принятие на вооружение ожидается в этом или в следующем году.

Если сравнивать эти два американских истребителя, то второй существенно дешевле, чем F-22. И это его главное достоинство. Острые на язык эксперты говорят, что Lockheed Martin, предлагая натовцам совершать массовые закупки своей новой машины, уподобляется продавцу, пытающемуся впарить брутальным байкерам скутер с объемом двигателя в 50 куб.см.

Корректно сравнить незаметности российского и американского истребителей не представляется возможным. Хотя бы потому, что при различных оценках ЭПР F-22 разброс цифр лежит в диапазоне трех порядков от 0,0001 кв.м. до 0,3 кв.м. (У Су-35 этот параметр равен 5 кв.м.). Данные по Т-50 вообще отсутствуют. Однако эксперты, успевшие в определенной мере познакомиться с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне определенно, хоть и не называют конкретных цифр.

Так, австралийский ученый в области радиоэлектроники, аналитик центра Air Power Australia доктор Карло Копп считает, что ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у гораздо меньшего по габаритам F-35. (Впрочем, об этой характеристике F-35 известно не столь уж и много). Но несколько выше, чем у F-22. При этом он допускает, что Т-50 по незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Однако это было сказано в 2011 году, когда был показан первый прототип – Т-50-1. Сейчас уже есть шестой. И строятся еще два. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа.

Что же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Несмотря на то, что двигатель перспективного российского истребителя мощнее.


Умная обшивка

Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность обнаружения целей и их уничтожение. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам БРЛС, поскольку появились новые радиоэлектронные компоненты. Также конструкторы учили, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».

Прежде всего, необходимо сказать о том, что плоскость наклона активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 установлена под наклоном, благодаря чему снижается ЭПР самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Белка» с АФАР. Она должна заменить ныне используемую РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». 



Т-50 ПАК ФА


Но и мощности «Ирбиса» вполне достаточно, чтобы понять, что радиолокация на Т-50 несколько лучше, чем на американском самолете. «Ирбис» обнаруживает цель с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 300 км, американская станция AN/APG-77 – на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв.м. – 90 км, по «американцу» такой показатель не приводится. Когда же «Белка» придет на смену «Ирбиса», то эти показатели заметно возрастут. Сейчас они засекречены.

На Т-50 установлено 6 АФАР – носовая, две бортовые, 2 крыльевые и кормовая. Также циркулируют непроверенные сведения о том, что существуют датчики РЛС с АФАР, расположенные по обшивке истребителя. В связи с чем появился термин «умная обшивка».

На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 – 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем скверно – F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 – 100 км.

Помимо радиолокационного обзора имеется мощная оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из этого следует, что «невидимки» F-22 и F-35 не так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя.

К несомненному достоинству авионики F-35 относится применение перспективного шлема пилота, который делает самолет «прозрачным». То есть видимость не ограничена остеклением кабины – вся панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения глаз, выдает необходимую панораму и снабжает ее подсказками, а также управляет наведением оружия на цель.

Шлем создан британской компанией, и сейчас его опытный образец проходит тестирование в научно-исследовательском отделе Министерства обороны Великобритании.


Большой скачок Китая

Ну, и, наконец, о системе вооружения. На первый взгляд тут наблюдается паритет. По одной пушке: у «нас» сдвоенная 30-мм, у «них» 20-мм. Полезная нагрузка: 10000 кг против 10300 кг. Ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Среди 14 типов вооружения, которые создаются специально для Т-50, есть уникальные ракеты, которые способны обнаруживать и захватывать цели во время автономного полета.

Если же выделить то главное, в чем у российского истребителя есть значительное превосходство над американским, то это прежде всего энерговооруженность и прекрасные летные качества. Также у Т-50 значительно больший запас топлива – 11100 кг против 8200 кг. И лишь с двумя ПТБ в «американца» закачивают 11800 кг керосина, но при этом существенно снижаются его летные качества и возрастает заметность. 



 J-20


И, что удивительно, реальный потолок F-22 равен всего лишь 7500 м, хоть в его ЛТХ и значатся 20000 м. Дело в том, что в нем использована слабая система регенерации кислорода, и на большой высоте пилоты ощущают удушье. Поэтому циркуляр ВВС США предписывает этим самолетам в мирное время не подниматься выше 7,5 километра.

В заключение необходимо сказать, что еще одна страна готовится к выпуску (в этом десятилетии) многоцелевого истребителя пятого поколения. Это Китай. Китайский самолет называется J-20 «Черный орел». О нем мало что известно. Эксперты утверждают, что его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, то это предположительно АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный у России. Это модификация двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют как минимум два летающих прототипа. 


Основные ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 Raptor, F-35 Lightning II и J-20

Длина: 19,7 м – 18,9 м – 15,6 м – 20,3 м
Высота: 4,8 м – 5,09 м – 4,38 м – 4,45 м

Масса пустого: 18500 кг – 19700 кг – 13290 кг – 17000 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг – 38000 кг – 29100 кг – 36300 кг

Тяга двигателей: 2х11000 кгс – 2х10000 кгс – 1х13000 кгс - н/д

Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч – 2700 км/ч – 1900 км/ч – 2000 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость: 2,35М – 2,25М – 1М – н/д
Крейсерская скорость: 1800 км/ч – 1826 км/ч – 850 км/ч - н/д

Продолжительность полета: до 5,8 час – н/д – 2,6 час - н/д
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км – 760 км – 1080 км – 2000 км.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.