01.09.2015, 08:47
Сверхзвуковой Ту-160: каким будет модернизированный «Белый лебедь»?
Сверхзвуковой Ту-160: каким будет модернизированный «Белый лебедь»?Международная военная политика
Стратегический ракетоносец Ту-160 в строю отечественных ВВС - с середины 1980 годов. Для своего времени это была поистине революционная машина - начиная от уникальной для самолетов такого класса технологии изменяемой геометрии крыла и заканчивая невиданными удобствами для экипажа.


Уникальный по всем характеристикам

Такими как туалет, мини-кухня, спальное место и кресла с индивидуальной системой катапультирования. На сегодня это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжелый в мире боевой самолет по взлетной массе. Машине принадлежит несколько рекордов по высоте полета с грузом и без груза, по скорости полета по замкнутому маршруту.

Есть версия, что «Белый лебедь» (так самолет прозвали среди наших летчиков) стал ответом на американскую программу Advanced Manned Strategic Aircraft («Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1.

Однако наша машина оказалась несравнимо лучше американца. Практически по всем характеристикам - прежде всего боевой нагрузке, максимальному потолку, боевому радиусу и дальность полета - наш ракетоносец опередил американский. И все же пришло время модернизации и для этого воздушного супермена.

На завершившемся недавно Международном авиакосмическом салоне, а еще раньше - на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», который проходил в военно-патриотическом парке «Патриот» в подмосковной Кубинке, генеральный директор ПАО «Туполев» Николай Савицких проинформировал общественность о грядущей модификации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.

«На сегодняшний день в рамках госконтракта проводится частичная модернизация этих многорежимных самолетов для повышения их боевых возможностей с целью укрепления обороноспособности страны», - подчеркнул Николай Савицких. По мнению главы авиастроительного предприятия, ни один другой самолет, состоящий в настоящее время на вооружении ВВС России, не сможет в полной мере выполнять функции Ту-160.


Прежним останется только корпус

О том, что Минобороны России возобновляет закупки Ту-160, весной этого года заявил глава российского военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу. Такое заявление он сделал во время посещения Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев».

Министр обороны осмотрел цеха авиазавода, где проходят ремонт и модернизацию этот самолет, а также другой российский дальний бомбардировщик - Ту-22М3, и провел рабочее совещание, посвященное восстановлению и содержанию авиапарка дальней авиации предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации и перспективам развития отечественной авиатехники.

В ходе этого совещания Сергей Шойгу как раз и поручил проработать вопрос о возобновлении производства на заводе сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правда, это будут уже не совсем прежние машины. Новый самолет только своим внешним видом будет похож на ранее выпускавшийся Ту-160. На нем сохранится та же схема интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем.

Однако на Ту-160М будет изменен состав бортового радиоэлектронного оборудования: в частности, установлены обновленная бортовая цифровая вычислительная машина и новая система спутниковой навигации разработки МКБ «Компас». Также самолету будут приданы обновленные двигатели (увеличен их ресурс, повышена надежность), благодаря чему повысятся дальность и продолжительность полета ракетоносца.

Будет модернизирован и бортовой комплекс обороны, в частности, самолет сможет нести новые ракеты, в также высокоточно (до 20 метров) применять обычные свободнопадающие либо управляемые авиабомбы. Конечный срок завершения опытно- конструкторских работ по модернизированному Ту-160М, как сообщают в Минобороны России, обозначен к 2021 году.

Об этом, в частности, заявил Главком Воздушно-космических сил РФ генерал-полковник Виктор Бондарев. Он добавил, что доля новых комплектующих в модернизированном Ту-160 составит 60 процентов.


На основе консолидации производств

Известно, что до конца этого года Военно-воздушные силы России получат два обновленных стратегических ракетоносца. «Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка дальней авиации, но и возобновить производство Ту-160», – подчеркнул в ходе совещания на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова министр обороны России, добавив, что речь идет об уникальной машине, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. «Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал», - подчеркнул Сергей Шойгу. 


    


При этом, как считает глава российского военного ведомства, для решения задачи по модернизации «Белого лебедя» необходимо консолидировать возможности по реконструкции, техническому перевооружению производственной базы предприятия. А по информации заместителя министра обороны Юрий Борисов, для организации работ уже создана специальная группа Минобороны России и Минпромторга, которая будет собираться ежемесячно, разработана и соответствующая «дорожная карта».

Речь идет о чисто организаторском процессе, подчеркнул Юрий Борисов: разработке технических заданий, заключении контрактов, привлечении кооперации исполнителей. «В свое время над этим самолетом работал практически весь Советский Союз, - напомнил замминистра обороны РФ. - И сегодня это также стало серьезным национальным проектом».


Параметры модернизации

Действительно, в серийном производстве самолета, выпускаемого с 1984 года, была в полной мере внедрена система кооперации. Крылья и мотоотсеки ракетоносца производились на Воронежском авиазаводе, оперение и воздухозаборники – на Иркутском авиазаводе, шасси - на Куйбышевском агрегатном заводе, фюзеляж, центроплан и узлы поворота консолей крыла - на Казанском авиазаводе. Сегодня речь идет если не о такой же, то о похожей кооперации.

В частности, не так давно Юрий Борисов побывал на самарском СНТК им. Н.Д.Кузнецова, где ознакомился с процессом возобновленного производства двигателей НК-32 для Ту-160. Этот двигатель, по словам замминистра обороны РФ, прошел значительную модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные показатели, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономичность, дальность самолета, в целом, как минимум, на тысячу километров будет больше по сравнению с предшественником.

«Именно такой ресурс и необходим российским Военно-воздушным силам», - отметил Юрий Борисов. Самарское предприятие уже получило внушительный кредит на работы по выпуску нового двигателя. НК-32 в улучшенном виде очень ждут на новых Ту-160М.


На новых принципах управления

А к 2023 году должен быть готов и Ту-160М2. Правда, об этой новинке известно еще меньше, чем о 160М. Так представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев сообщил, что в новой модификации стратегического ракетоносца будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.

«Каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами - например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления, - рассказал Владимир Михеев. - То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы».

Кроме того, Ту-160М2 сможет прокладывать курс без помощи спутниковых сигналов. Эта станет возможным благодаря инерциальной навигационной системе БИНС-СП-1: устройство даст возможность определять курс и скорость самолета за счет регистрации данных с высокоточных приборов - лазерных гироскопов и кварцевых акселерометров, сообщил Владимир Михеев.

По информации Минобороны России, после 2023 года Вооруженные Силы РФ будут ежегодно получать, как минимум, по три стратегических бомбардировщика Ту-160М2. Пока же заказ на Ту-160М - до 50 машин.

Дмитрий Сергеев
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.