02.11.2015, 18:59
Судно, которого заждались в ВМФ
Судно, которого заждались в ВМФМеждународная военная политика
Если бы «Игорь Белоусов» появился раньше, он мог бы спасти лодку «Курск».

Развал спасательного флота

В конце октября завершились заводские ходовые испытания спасательного судна ВМФ «Игорь Белоусов», построенного на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Это головное судно проекта 21300 шифр «Дельфин», разработанное в ЦКБМ «Алмаз», после проведения государственных испытаний будет принято на вооружение Северного флота в конце этого года.

Событие для военных моряков в высшей степени радостное, поскольку суда такого типа не строились в стране уже более 30 лет. И эксплуатирующийся в настоящее время спасательный флот в значительной мере устарел как морально, так и физически. Что в свое время продемонстрировала авария подводной лодки «Курск». Поступавшие в ВМФ в этом десятилетии спасательные катера, несомненно, крайне полезны, однако их силами невозможно производить весь комплекс необходимых спасательных мероприятий — от поиска терпящих бедствие судов до медицинской реабилитации спасенных.

В сентябре 2013 года на заседании Морской коллегии под председательством Дмитрия Рогозина было засвидетельствовано: «Более 70% спасательных судов и катеров выслужили установленные сроки службы. Суда, катера и подводные аппараты эксплуатируются с продленными межремонтными сроками. Более 50% судового состава эксплуатируются с продленными сроками междокового периода».

Об отставании российского спасательного флота от мировых тенденций красноречиво свидетельствует тот факт, что в составе Черноморского флота до сих пор находится судно «Коммуна», спущенное на воду в 1913 году. Последняя операция, которую успешно провела «Коммуна», — подъем в 1957 году подводной лодки М-256 с глубины 73 метра. В середине 70-х годов судно оснастили новыми на тот момент спасательными аппаратами, но существенных результатов это не дало.

До 2007 года в ВМФ формально было судно такого же класса, что и «Игорь Белоусов», но, разумеется, оснащенное более древней техникой — «Карпаты». Корабль был построен в 1967 году. Спустя два года им была поднята с глубины 198 метров ПЛ С-80, корма которой зарылась в ил на 15 метров. «Карпаты» могли быть эффективно использованы во время спасательных работ на ПЛ «Курск». Однако к тому моменту судно уже 7 лет находилось в ремонте на Кронштадтском морском заводе. В 2009 году, когда на «Карпатах» было выполнено 85% ремонтных работ, КМЗ обанкротился, недоремонтированный корабль вывели из состава ВМФ.


Ситуация меняется к лучшему

Судно, носящее имя министра судостроительной промышленности СССР Игоря Сергеевича Белоусова (1928 — 2005), было заложено на «Адмиралтейских верфях» в 2005 году. На торжественном мероприятии по этому поводу тогдашний главком ВМФ Владимир Масорин сказал, что судно будет построено за 4 года. Однако сроки существенно растянулись, и «Игорь Белоусов» был спущен на воду 30 октября 2012 года. Это обстоятельство на верфи объяснили тем, что судно оказалось очень сложным в производстве.

Спасатель «Игорь Белоусов» предназначен для оказания помощи экипажам аварийных подлодок на предельных глубинах их плавания, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Также «Белоусов» может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты как автономно, так и в составе международных морских спасательных формирований. Помимо этого судно можно использовать и при освоении шельфа.

Закладка следующего судна проекта 21300 ожидается в конце этого года. Оно будет строиться для Тихоокеанского флота.

ТТХ спасательного судна «Игорь Белоусов»

Длина — 107,3 м
Ширина — 17,2 м
Водоизмещение — 5000 т
Высота борта — 10,6 м

Скорость — 15 узлов
Дальность плавания — 3500 миль
Автономность — 30 суток

Экипаж — 97

Количество спасенных на борту — 120
Декомпрессионная камера — 60 мест

Способность проведения глубоководных работ при волнении моря до 5 баллов.


Ручная работа

Судно проекта 21300 оснащено самым современным спасательным оборудованием, позволяющим выполнять необходимую работу на глубине до 700 метров. Во время завершившихся заводских испытаний ряд аппаратов был испытан на запредельной глубине в 1000 метров.

Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 разработки ЦКБ «Лазурит» — сложная система жизнеобеспечения водолазов, работающих на глубинах до 450 метров. Он размещается на 5 палубах, занимает 20% от объема корпуса корабля и представляет собой систему из 5 барокамер, разделенных на 8 отсеков. Максимальное давление в 45 атмосфер устанавливается в камерах при работе водолазов на глубине в 450 метров, то есть 1 атмосфера на каждые 10 метров глубины.

Барокамеры имеют различное назначение — жилые, санитарные, бытовые, шлюзовые. Жилые барокамеры оборудованы койками, столами, стульями, шкафчиками для личных вещей водолазов, прикроватными светильниками, наушниками для прослушивания музыки и другими предметами, необходимыми для организации нормального быта экипажа. Повышенный комфорт необходим, поскольку люди могут находиться в экстремальных условиях до трех недель.

На рабочую глубину водолазов доставляют в водолазном колоколе — капсуле, где поддерживается то же самое, что и на глубине, и в барокамере давление. Вместимость колокола — два человека в скафандрах плюс оператор, организующий нормальную работу колокола.

После завершения всего комплекса работ на глубине водолазы проходят декомпрессию — давление в барокамере медленно, в течение 3−4 дней, стравливается до нормального. При этом из дыхательной смеси отбирается дорогостоящий гелий и закачивается в баллоны для использования его при следующих спасательных работах.

Помимо ГВК судно оснащено еще и водолазным постом для работ на «дыхательных» глубинах — то есть до 60 метров, где для дыхания не требуются особые газовые смеси.


Глубоководные аппараты

Для работ на больших глубинах «Игорь Белоусов» оснащен самоходным глубоководным аппаратом (СГА) «Бестер-1» разработки ЦКБ «Лазурит». В общих чертах СГА представляет собой небольшую подводную лодку с экипажем из троих человек. Аппарат оснащен манипуляторами, которые позволяют проводить на глубинах до 720 метров спасательные работы. Причем, как утверждают разработчики, за счет использования бортового компьютера, манипуляторы стали «умными». В сравнении с известными СГА «Бестер-1» умеет гораздо больше. Так, например, если все работают с ПЛ, крен которых не превышает 20%, то новинка «Лазурита» справляется и с 45-градусным креном.

«Бестер-1» позволяет принимать терпящих бедствие не только «сухим» способом при вскрытии аварийной ПЛ, но и «мокрым», т.е. непосредственно из воды. Оптимально решена проблема декомпрессии, которая начинается сразу же после приема на борт потерпевших, а не после подъема СГА на поверхность моря.

Необходимо отметить, что «Бестер-1» — достаточно автономная система. Его аккумуляторов хватает на 4−5 рабочих циклов. К тому же его можно экстренно доставлять к месту аварии при помощи тяжелых самолетов военно-транспортной авиации.

ТТХ СГА «Бестер-1»

Длина — 12,0 м
Ширина — 3,2 м
Высота — 5,0 м
Водоизмещение — 50 т

Скорость горизонтальная — 3,2 узла
Скорость вертикальная — 0,65 узла
Дальность плавания — 11 миль

Рабочая глубина погружения — 720 м
Предельная глубина погружения — 780 м

Автономность без спасаемых — 72 ч
Автономность со спасаемыми — 10 ч
Количество спасаемых — 22
Экипаж — 3.

Еще один глубоководный аппарат — необитаемый. Это «Пантера Плюс», созданный компанией «Тетис Про». Он оснащен двумя гидравлическими манипуляторами, которые имеют шесть степеней свободы. Управление аппаратом осуществляется по телеканалу. Информация со дна передается при помощи четырех телекамер. Аппарат оснащен автопилотом, работающим в трех координатах.

Аппарат, созданный сравнительно недавно, использует все современные технологические наработки. Он способен работать при сильных подводных течениях, стабилизация положения осуществляется при помощи 10 прецизионных движителей. Манипуляторы способны разрезать металл толщиной 100 мм.

ТТХ глубоководного аппарата «Пантера Плюс»

Предельная глубина использования — 1000 м

Длина — 1,75 м
Ширина — 1,06 м
Высота — 1,22 м
Вес — 500 кг

Полезная нагрузка в виде дополнительного оборудования — 105 кг

Скорость — 3 узла
Количество движителей — 8 горизонтальных и 2 вертикальных
Количество видеокамер — 4
Светильники — 6×150 вт.

«Игорь Белоусов» имеет два катера для проведения надводных спасательных работ.

Ну, и, наконец, поскольку судно военное, у него имеется вооружение: вертолет Ка-27, ЗРК «Игла» с 12-ю ракетами и два 55-мм гранатомета с боекомплектом из 560 гранат РГ-55М.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.