06.06.2017, 12:22
Строительство вертолётоносца стало идеей фикс для России
Строительство вертолётоносца стало идеей фикс для РоссииМеждународная военная политика
На прошлой неделе заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что в госпрограмму вооружений на 2018–2025 годы заложено строительство вертолётоносцев, аналогичных французским Mistral. Основу авиагруппы кораблей будут составлять вертолёты Ка-52К. «Наша Версия» разбиралась, откуда у России вдруг появились технологии строительства кораблей такого типа.

Согласно озвученным планам к исходу 2026 года в России будут построены два десантных корабля-вертолётоносца с дизель-газотурбинной силовой установкой. Опытно-конструкторские работы начнутся уже в следующем году, производство же первого серийного корабля намечено на 2022 год, при этом все работы должны занять четыре года. Впрочем, смущает тот факт, что конкретный исполнитель заказа ещё даже не выбран. Да и вообще, с вертолётоносцами у нас что-то традиционно не ладится. Так, в 2016 году уже анонсировалось, что ВМФ России готовит техническое задание на разработку универсального десантного корабля, аналогичного французским вертолётоносцам типа Mistral. Тогда же было объявлено, что строительство такого корабля может начаться в 2018 году, но, видимо, от этих планов решили отказаться. Ранее, в 2015 году, сообщалось, что Крыловский государственный научный центр предложил альтернативу французским вертолётоносцам – проект универсального десантного корабля «Лавина», сходного по своим параметрам с французским образцом. Одновременно свой проект десантного корабля под шифром «Прибой» представило Невское проектно-конструкторское бюро. То есть работы по созданию собственного вертолётоносца вроде как велись, но каждый раз что-то шло не так. Почему же теперь всё должно получиться?

Россию бесплатно научили строить вертолётоносцы

Напомним, что идея принять в состав ВМФ России вертолётоносцы появилась в конце 2010 года, когда Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолётоносцев типа Mistral на французской верфи и ещё двух – по лицензии в России. Однако в 2014 году, когда первые два корабля были почти готовы, французское руководство заморозило поставку кораблей в связи с ситуацией на Украине. Годом позже Россия и Франция договорились о расторжении контракта, при этом Москва настояла на том, что продажа готовых кораблей третьей стороне возможна только с её согласия. В результате Париж вернул РФ предоплату в размере 949,7 млн евро, но главное – французы фактически бесплатно передали три ключевые технологии, в том числе методику крупноблочного строительства вертолётоносцев и создания водонепроницаемой защиты. Французские эксперты оценили стоимость полученной Москвой конструкторской документации в 220 млн евро. Что, впрочем, вполне справедливо, ведь Франция долгие годы бесплатно пользовалась российскими деньгами.

Конкретные доказательства того, что Россия получила от Франции часть технологий, появились в 2015 году. Об этом, в частности, в ходе форума «Армия-2015» заявил директор департамента военно-технического сотрудничества Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Дикий. Позже стали известны некоторые детали – например, сообщалось, что французская сторона передавала в инженерный центр «Адмиралтейские верфи» чертежи кормовой части. Эксперты говорят, что опыт сотрудничества с французскими производителями вертолётоносцев типа Mistral в любом случае был полезен и наверняка будет использован в российской кораблестроительной программе при создании новой интегрированной системы боевого управления для перспективных кораблей, в первую очередь авианесущих. В частности, бортовые комплексы управления, разработанные специально для строившихся вертолётоносцев предприятиями Объединённой приборостроительной корпорации, будут обкатываться на перспективных авианесущих кораблях. А сотрудники предприятия «Интелтех», занимавшиеся работой по сопряжению различных корабельных и радиоэлектронных систем, предназначавшихся для вертолётоносца типа Mistral, создали испытательный стенд, на котором можно проводить испытания оборудования для кораблей этого типа. Подтверждением того, что в России очень плотно занимались созданием систем для вертолётоносцев, служит и тот факт, что Египет, который приобрёл у Франции оба «российских» вертолётоносца, намерен закупить палубные Ка-52К – именно эти вертолёты специально разрабатывались для размещения на Mistral.

У Франции забрали технологии Mistral

Однако вместе с этим появилась и другая информация. В 2014 году стало известно, что один из двух вертолётоносцев, поставка которых в Россию была приостановлена властями Франции, посетили воры. При этом с собой они унесли не абы что, а высокотехнологичное оборудование, жёсткие диски компьютеров, часть комплектов связи и другие интеллектуальные детали оборудования, установленные международной промышленной группой Thales, которая специализируется на производстве информационных систем для авиакосмического, военного и морского применения. Расследование, начатое полицейским управлением города Ренна, не обнаружило никаких следов взлома, и по сей день у полицейских так и не появилось конкретных версий о причинах случившегося. Позже было однозначно заявлено – дескать, русских военных моряков в этой краже не подозревают. Хотя мало кто на самом деле предполагал, что кражу столь секретных комплектующих мог бы совершить какой-нибудь матрос, чтобы затем прогулять наворованное в портовой таверне, – подобные кражи скорее дело рук тех, кто специализируется на секретных операциях.

Как бы то ни было, ряд экспертов склонны считать, что, несмотря на полученные технологии строительства вертолётоносцев, российская оборонная промышленность в ближайшее время всё равно не сможет их создать. Причина в том, что в России нет собственных технологий, необходимых для создания кораблей этого класса, а импортные из-за санкций не продадут. Современные вертолётоносцы являются весьма сложными конструкциями, строить которые умеют лишь шесть стран – США, Франция, Испания, Япония, Южная Корея и Австралия. Конечно же, свои наработки в России есть, но они находятся в зачаточном состоянии, именно потому проекты по оснащению ВМФ вертолётоносцами постоянно переносились.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Строительство вертолётоносцев, как и раньше авианосцев, по всей видимости, становится идеей фикс отечественных судостроителей, которые хотят доказать, что даже вопреки санкциям российский ОПК способен создавать такие сложные корабли, как вертолётоносцы. Однако в то же время у российского ВМФ нет острой необходимости в десантных кораблях, которые предназначены в первую очередь для переброски морской пехоты. В России в настоящее время нет такого количества морских пехотинцев – это раньше на каждом флоте было по дивизии морпехов, а сегодня их количество значительно сокращено. Возможно, если их численность увеличат, тогда возникнет потребность в десантных кораблях. Но даже если потребуются вертолётоносцы, то это не должны быть аналоги Mistral, поскольку корабли этого типа созданы для действий исключительно в тёплых Чёрном и Средиземном морях: у них большая парусность, что делает их непригодными для действия в океанской зоне. Потому эти корабли больше подходят египетскому флоту, а российским морякам нужна возможность действовать в различных климатических зонах. Делать же корабль только для действий в Сирии чрезвычайно расточительно. В любом случае считаю, что срыв сделки с Францией стал благом для Российского ВМФ.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  17.12.2017
Американский журнал The National Interest обеспокоен тем, что в Российской армии появились снайперские винтовки, которые способны пробивать современные американские бронежилеты последних разработок. Причем перед ними бессильны не только композиционные вставки XSAPI, но и ESAPI, которые должны останавливать бронебойные пули калибра 7,62×63 мм.
Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.