10.08.2016, 15:46
«Стратег», которого боятся в США, наращивает мощь
«Стратег», которого боятся в США, наращивает мощьМеждународная военная политика
Главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что первый полет модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 должен состояться в 2018 году. Это означает, что работы по модернизации «Белого лебедя», как называют самолет в Дальней авиации, идут с опережением графика. Потому что еще совсем недавно, нынешней весной, Бондарев называл другой срок первого полета — 2019 год.

Государственные испытания первого серийного ракетоносца должны завершиться в 2021 году. После чего на Казанском авиационном заводе будет запущено серийное производство. Министерство обороны намеревается закупить 50 самолетов.

Но при этом ОКБ Туполева периодически повторяет, что работы по Перспективному авиационному комплексу Дальней авиации (ПАК ДА) не останавливаются. Правда, притормаживаются в связи с тем, что процесс модернизации Т-160 президент России взял под личный контроль. То есть бомбардировщик нового поколения начнет поступать в строевые части не в 2023 году, а несколько позже. То, что параллельно идут две ОКР, очень полезно для Ту-160М2. Потому что на него частично будет устанавливаться оборудование, которое разрабатывается для ПАК ДА.

Серийное производство Ту-160 было прекращено в 2008 году. Было построено 27 серийных самолетов и 8 прототипов. Из них в настоящее время в ДА России эксплуатируется 16. В авариях были потеряны 2 самолета. Ракетоносцы, находившиеся после распада Советского Союза на территории Украины, частично были переданы России в счет уплаты долгов за газ, частично распилены.

До настоящего времени на казанском заводе проводился ремонт ракетоносцев и частичная модернизация до уровня Ту-160М1. Радикальная модернизация на первый взгляд может показаться избыточной, поскольку и так Ту-160 — лучший стратегический бомбардировщик в мире. Точнее, в России и в США, поскольку больше никто не обладает самолетами этого класса. Китай, несмотря на его амбиции в этой области, пока не создал по-настоящему эффективной машины.

У Ту-160 самая большая полезная нагрузка, самая высокая скорость, ему нет равных по предельной высоте полета, по боевому радиусу, по энерговооруженности. И лишь по заметности он уступает американскому бомбардировщику В-2, который построен с использованием стелс-технологии. Однако для «Белого лебедя» это не критично, поскольку, обладая большой дальностью полета и ракетами, способными улетать на 5700 километров, ему не требуется входить в зону действия ПВО противника.

Модернизация направлена на то, чтобы ракетоносец сохранял свои лидирующие позиции как минимум 20 лет. А всего новый самолет предполагается эксплуатировать не менее 30 лет.

И это именно новый самолет. От Ту-160 конструкторы используют лишь планёр. Даже двигатели на нем будут обновленными. В самарском СНТК имени Н.Д. Кузнецова разработана новая версия двигателя НК-32 — НК-32−02 — с улучшенными характеристиками. Хоть и старый двигатель обладает отменным качеством. В нем используется электронная система управления. На форсаже он обеспечивает феноменальную тягу в 25000 кгс.

Новый двигатель предстоит изготавливать на новом оборудовании с использованием новых, более совершенных, технологий.

«Вечная молодость» самолета будет достигнута за счет того, что электронные системы в нем подключены по принципу открытой архитектуры. Благодаря этому какая-либо новая система, обладающая повышенными возможностями в сравнении с устаревшей, подключается, условно говоря, простым подсоединением к разъему и закручиванием нескольких гаек. «Приживляет» ее операционная система примерно так же, как к компьютеру подключается ранее не использовавшееся внешнее устройство, например принтер или видеокамера.

Однако конструкторы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) пошли дальше. Представитель КРЭТ Владимир Михеев рассказал в интервью РИА «Новости» о возможностях электронного оборудования модернизированного самолета: «В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами — например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы». Это означает повышение живучести электронных систем самолета. В совокупности с высокой живучестью механических систем, достигающейся за счет распараллеливания исполнительных агрегатов и трубопроводов, снижения к минимуму опасности пожара и взрыва на борту, это позволит еще больше повысить надежность стратегического ракетоносца.

Характеристики систем, предназначенных для установки на Ту-160М2, содержатся в секрете. Однако прирост качества от их использования должен получиться громадным. Заместитель министра обороны Юрий Борисов утверждает, что боевая эффективность Ту-160М2 возрастет по сравнению со своим предшественником в 2,5 раза.

Среди различных систем управления ракетоносцем будут использованы специально спроектированные для Ту-160М2 РЛС с фазированной антенной решеткой «Новелла-НВ1−70», навигационная система К-042К-1, автопилот АБСУ-200−1. Будет внедрена и новая система управления вооружением, благодаря которой возрастет эффективность использования самой дальнобойной в мире ракеты Х-101/Х-102 (5700 км). Также будет увеличена точность бомбардировок корректируемыми бомбами. Самолет будет оснащен «стеклянной кабиной», что позволит разгрузить экипаж от исполнения рутинных действий.

График строительства новых ракетоносцев неизвестен. Если Казанский авиационный завод будет строить по 5 самолетов в год, то все 50 окажутся на вооружении Дальней авиации в начале 30-х годов. Максимум в середине. Однако модернизационный процесс не ограничивается «Белыми лебедями». ОКБ Туполева модернизирует и «Медведей», как в НАТО окрестили Ту-95. Точнее, последнюю модификацию этого стратегического бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС, который производился с 1981 по 1992 год. И эта модернизация тоже глубокая. На бомбардировщик устанавливают модернизированные на СНТК имени Н.Д. Кузнецова специально под него турбовинтовые двигатели НК-12МВМ. Меняют винты. И серьезно осовременивают авионику (правда, заменяют не всю, как это делают на Ту-160).

Вместо бортовой РЛС «Обзор-МС» устанавливают новую — «Новелла-НВ1.021» с фазированной антенной решеткой. Делают «стеклянную кабину», внедряя новую систему отображения информации СОИ-021. Оснащают самолет новым бортовым комплексом обороны «Метеор-НМ2». «Медведей» начали модернизировать в 2013 году, присваивая им обозначение Ту-96МСМ.

Сейчас на вооружении ДА находятся 60 самолетов Ту-95МС и Ту-95МСМ, которые должны прослужить до 2040 года. С 2023 года они начнут дополняться модернизированными Ту-160М2. В конце концов, наступит момент, когда Россия будет владеть 110 стратегическими ракетоносцами. Причем абсолютно современными для 30-х годов, поскольку оба самолета, как было сказано выше, имеют громадный модернизационный потенциал.

У США главная роль в стратегической авиации, которая является носителем оружия сдерживания, по-прежнему будет принадлежать В-52, которых сейчас насчитывается 78. Потому что 63 бомбардировщика В-1 В, эксплуатирующиеся в ВВС США, не в счет. Они создавались в качестве замены В-52. Однако ничего из этой затеи не получилось. В-1 В не имеет на борту ядерного вооружения. Это скорее тактический бомбардировщик. В-52 в качестве стратегических бомбардировщиков дополняют 20 самых дорогих самолетов в мире (2 млрд. долларов за штуку) В-2А. Однако несмотря на дороговизну, его характеристики оставляют желать лучшего. Конечно, электронная начинка замечательная. И заметность крайне низкая. Но скорость околозвуковая. Боевая нагрузка почти вдвое меньше, чем у Ту-160. Тяга двигателей почти 4 раза меньше. И, что очень существенно, дальность стратегических ракет также вдвое меньше, чем у российских.

При подсчете баланса двух стратегических авиаций мы еще не учли более полусотни наших Ту-22М3. Однако их судьба в следующем десятилетии неизвестна. Но и без них 110 в высшей степени серьезных «стратегов» дают превосходство в ядерной триаде воздушного базирования. Правда, компания Boeing намеревается к 2037 году передать в ВВС США сотню стратегических бомбардировщиков нового поколения В-21. Но этому самолету еще очень далеко даже до строительства прототипа, не говоря уж о первом полете. Он существует лишь в виде эскизов. Так что его грядущая судьба сейчас плохо просматривается.

На доске есть и еще одна фигура — проект ОКБ Туполева ПАК ДА. Но и здесь тоже все довольно туманно. В связи со сдвигом сроков российские бомбардировщики нового поколения, видимо, могут появиться в лучшем случае во второй половине 20-х годов. Или в начале 30-х. Одно можно сказать определенно: в ближайшие 10−20 лет воздушная составляющая ядерной триады будет по-прежнему сильнее у России.

И в заключение необходимо сказать, что в США к «Белому лебедю» относятся в высшей степени серьезно. Вот что написал о нем журнал The National Interest: «Несмотря на значительные изменения в электронной „начинке“, самолет сохранит свое главное предназначение. Это стратегический бомбардировщик ядерного сдерживания и, в отличие от малозаметных американских В-2 или В-21, он имеет другой козырь — молниеносную быстроту и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Причем последний фактор — стратегические крылатые ракеты — станет козырем и для ожидаемого перспективного бомбардировщика ПАК ДА».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  26.06.2017
В понедельник противостояние между ЦАХАЛ и некими вооруженными силами на сирийской территории продолжилось. В ход вновь пошла артиллерия, есть погибшие и раненые. Обстоятельства этих инцидентов, как и всех предыдущих, крайне запутаны. В то же время геополитики в них гораздо меньше, чем принято считать.
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?