01.03.2017, 20:11
Стелс-ракетоносец: что известно о новом российском бомбардировщике
Стелс-ракетоносец: что известно о новом российском бомбардировщикеМеждународная военная политика
1 марта источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что в России создан полноразмерный макет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Этот самолет разрабатывается для Воздушно-космических сил РФ в компании "Туполев", передает ТАСС.

Ожидается, что его первый опытный образец поднимется в воздух на рубеже 2025–2026 годов. Первоначально предполагалось, что самолет начнет поступать в войска в 2023–2025 годах, а первые испытательные полеты намечались на 2019–2020 годы.

Как уточнили собственные источники в оборонке издания "Газета.Ru", пока собран полноразмерный деревянный макет кабины ПАК ДА, без крыла. С помощью него прорабатывается размещение экипажа и компоновка оборудования. А макет из композиционных материалов выполнен в масштабе 1:10 и может летать.

Сроки первого полета

В январе 2016 года главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что опытный образец ПАК ДА может подняться в небо раньше 2021 года.

"Работы по ПАК ДА также идут, и темпы нас устраивают. Задача стоит: поднять в небо опытный образец в 2021 году. Но если все пойдет, как сейчас, то он взлетит и раньше", - заявил Бондарев.

Осенью 2016 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что ПАК ДА может быть представлен публике уже в 2018 году и по своим характеристикам существенно превзойдет существующие бомбардировщики.

Позже стало известно, что создание бомбардировщика сдвигается из-за возобновления серийного выпуска Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. По последним данным, первый полет опытного образца ПАК ДА состоится на рубеже 2025–2026 годов.

Не "лебедь"

ПАК ДА станет не глубокой модернизацией Ту-160 (неофициальное название "Белый лебедь"), а принципиально новым летательным аппаратом. Ту-160 будет производиться отдельно, ранее стало известно о возобновлении его производства в модернизированном варианте Ту-160М-2.

Предполагается, что в ПАК ДА будут максимально применяться технологии снижения радиолокационной заметности ("стелс"). В частности, в его конструкции будут использованы радиопоглощающие материалы, а все оружие разместится внутри самолета. Известно также, что самолет получит дозвуковую скорость полета, это сделает его малошумным и снизит заметность в инфракрасном диапазоне. Также ПАК ДА планируется оснастить новейшими отечественными средствами РЭБ (радиоэлектронная борьба), не имеющими мировых аналогов по эффективности.

Как рассказал ТАСС военный эксперт Виктор Мураховский, этот самолет создается как один из элементов стратегического сдерживания неядерными средствами.

"Согласно планам военного строительства, предстоит выйти после 2025 года на возможность стратегического сдерживания неядерными средствами, то есть оснащение высокоточным оружием стратегической дальности. Одним из элементов такого сдерживания будет ПАК ДА. Прежде всего, за счет новых авиационных средств поражения большой дальности, которые будут включать и крылатые ракеты большой дальности, и, по всей видимости, гиперзвуковые ударные средства", - сказал Мураховский.

По мнению эксперта, это требует большого объема научно-исследовательских работ не только по самому самолету, но и по бортовому радиоэлектронному оборудованию и средствам поражения, которыми он будет оснащен. Такие работы ведутся предприятиями оборонно-промышленного комплекса России.

Наработки ЦАГИ

По данным открытых источников, существует порядка десяти различных вариантов компоновки самолета будущего, но первый макет ПАК ДА выполнен по схеме "летающее крыло".

Исследования по этой схеме ведутся уже с конца 80-х годов прошлого века в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ). Суть концепции заключается в том, что фюзеляж самолета редуцирован — его роль выполняет одно большое крыло, в котором размещаются все агрегаты и системы самолета, а также вооружение.

"Летающее крыло" не имеет хвостовых горизонтальных стабилизаторов, хотя может иметь один или два киля. Такая схема позволяет достичь более высоких значений аэродинамического качества, уменьшить взлетный вес, повысить топливную и экономическую эффективность самолета.

"Наработки ЦАГИ используются. Конечно, все основывается на гигантском научно-техническом заделе, создаваемом многими десятилетиями, иначе быть не может. Но вот требуется проведение новых работ, и они начинаются сейчас по этому комплексу. И только после завершения и получения результатов наступит этап опытно-конструкторских работ, на выходе как раз должен будет появиться опытный образец этого самолета", - считает Виктор Мураховский.

В 2014 году на одной из международных выставок представитель Объединенной двигателестроительной корпорации сообщал, что двигатель для ПАК ДА будет создан на базе газогенератора двигателя НК-32 второго этапа, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160.

Предприятия концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) уже разрабатывают авионику для перспективного самолета. КРЭТ совместно с компанией "Туполев" участвует в ОКР (опытно-конструкторские работы). Самолет получит принципиально новую систему радиоэлектронной борьбы.

По словам главы концерна Николая Колесова, в самолете применят не только новые, но и уже опробованные технологии.

"Часть систем и приборов пойдет от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надежность и эффективность", - говорит Колесов.

Что в США

Самым современным стратегическим бомбардировщиком США является B-2 Spirit. Он также построен по схеме "летающее крыло" и имеет необычный внешний вид. Иногда его сравнивают с кораблем пришельцев. В свое время это породило немало слухов о том, что самолет построен по технологиям, полученным при изучении обломков НЛО в так называемой Зоне 51. 

В-2 — самый дорогой самолет в авиапарке ВВС США. По данным на 1998 год, цена одного B-2 составляла $1,16 млрд, стоимость всей программы — почти $45 млрд. Также огромные деньги тратятся на эксплуатацию и обслуживание Spirit. В частности, размещение самолета возможно только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом — в противном случае ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета.

Последней программой его развития считается NGB (Next Generation Bomber) — В-3. Согласно планам, не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика нового поколения для ВВС США, а в 2035 году начато его серийное производство. На вооружение хотят взять от 80 до 180 таких машин. По данным из открытых источников, проектная стоимость одного самолета — $500–550 млн.

"Мы не гонимся за США, более того, стараемся идти своим путем. И российский ПАК ДА нужен не для погони за американскими стратегами, а для развития собственной авиации и авиационной промышленности, авиационной науки, а также всего, что с ними связано. Новый самолет должен стать воплощением этого прогресса — в науке, технологии и в военном деле", - считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.