23.01.2017, 17:45
Станет ли 2017 годом нового «Илюши»
Станет ли 2017 годом нового «Илюши»Международная военная политика
В недавнем интервью ТАСС гендиректор объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин сообщил, что в 2017 году должны начаться летные испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Разрабатывают его, как известно, в Таганроге, на НТК имени Бериева, но создается-то он на базе старого доброго Ил-76-МД-90А — военно-транспортного самолета, который еще с нулевых годов выпускается на ульяновском «Авиастар-СП», да еще и оснащен фирменными пермскими двигателями.

В пользу надежности и неприхотливости

Теоретически работать над созданием нового самолета ДРЛО в России начали в 2004 году. Однако по факту первого «Илюшу» для создания будущего А-100 (он же — многофункциональный авиакомплекс разведки, оповещения и управления) Таганрогский НТК имени Бериева получил лишь через десять лет. Подразумевалось, что будущий «Премьер» со временем заменит самолеты А-50, которые предназначены для обнаружения и сопровождения скоростных малозаметных воздушных целей на предельно малых высотах и эксплуатируются с конца 80-х и, в частности, как говорят, использовались при ликвидации Джохара Дудаева. Любопытно, что при создании А-50 в качестве носителя выбирали между новым экспериментальным грузопассажирским Ту-156 и Ил-76. И выбор был сделан в пользу последнего — пусть уступающему «тушке» по летным характеристикам, но зато проверенному и надежному. Модификация именно «семьдесят шестого» (Ил-76МД-90А иногда называют Ил-456) была выбрана и под «Премьер». Как заявил по поводу нового российского самолета в декабре 2016 года гендиректор ОПК Александр Якунин, это будет это будет абсолютно новый комплекс радиолокационного дозора и наблюдения, обладающий значительно большим количеством систем мониторинга. «Для него создан новый вычислительный комплекс обработки поступающей информации, а также новые автоматизированные рабочие места операторов. По своим характеристикам, в том числе по дальности обнаружения целей, А-100 будет в два-три раза мощнее своего предшественника, А-50».

Рекордный двигатель

В 1981 году в воздух впервые поднялся военно-транспортный самолет Ил-79МД, предназначенный для транспортировки как воздушного десанта, так и боевой техники вплоть до средних танков. По словам разработчиков, машина изначально была «заточена» под повышенную автономность эксплуатации и обладала способностью работать вдали от своего аэродрома и обслуживаться силами экипажа до двух месяцев. Ближайшим аналогом его принято считать «локхидовский» С-141 — но наш самолет убирал «американца» по целому ряду параметров: большей приспособленностью под грунтовые и укороченные аэродромы, максимальной массой груза и т. д. — подробно мы уже писали об этом в материалах «Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным» и «Сойдет ли „с мели“ уникальный воздушный танкер».

А четыре года назад первый полет совершил Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная версия Ил-76МД — у самолета появилась новая конструкция крыла, современные навигационный и радиоэлектронный комплексы, усиленное шасси, плюс так называемая «стеклянная» кабина. Грузоподъемность новой машины тоже составляла не 40−47 тонн, как у своих предшественников, а все 52. Плюс выросла и максимальная дальность полета — с 6700 до 8500 км. А главное — у самолета появились новые более надежные и экономичные двигатели ПС-90А-76. Они были специально разработаны для «семьдесят шестых», и, наконец, смогли закрыть вопрос несоответствия «пламенных сердец» международным требованиям по экологичности и шуму. К слову, в июле 2016 года пресс-служба «Пермских моторов» сообщила, что один из таких двигателей, установленный на самолет азербайджанской авиакомпании впервые наработал 14 тысяч часов без отправки на капитальный ремонт (прежде двигатели этого семейства отрабатывали в среднем по 6−8 тысяч часов). Своеобразный рекорд налицо.

«Проект продвигается с трудом»

Вместе с тем на рынок новый самолет заходил не так уж гладко и легко. «Проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолётов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолётов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстаёт от графика; причём первый полёт Ил-76МД-90А изначально собирались провести ещё в 2011 году», — писал летом 2015 года портал «Великая страна СССР» в обзоре отечественных транспортных самолетов. Впрочем, прошла пара месяцев и гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев сообщил журналистам, что на этот самый Ил-76МД-90А уже есть даже потенциальные иностранные заказчики и в 2017 году он вполне может уйти в Иран, Алжир, ЮАР и Казахстан.

9 мая 2016 года Ил-76МД-90А, пролетевший в составе авиационного строя над Красной площадью, станет одной из «ключевых новинок» Парада Победы в Москве. Тогда же командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов заявит, что к 2020 году воздушно-космические силы РФ должны будут получить 30 таких самолетов.

Весной 2016 года журналистам сообщили о планах по созданию военно-транспортного Ил-76МД-90А с удлиненной (длиннее на 6,6 метра) грузовой кабиной, где можно будет размещать не три, а четыре боевые машины десанта. «Мы на сегодняшний день запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию — Ил-76МФ», — говорил советник гендиректора компании «Ил» Генрих Новожилов. Вместе с тем окажется, что на второй этап заводских испытаний тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А сможет выйти лишь к декабрю, но зато доработанным. «Мы довели Ил-76МД-90А до требований тактико-технического задания заказчика. Некоторые системы (например, управление навигационно-пилотажным комплексом «Купол-3») были полностью изменены. Самолет уже летал, показал себя с хорошей стороны с точки зрения управляемости и устойчивости. Теперь начались заводские летные испытания, которые плавно перейдут на второй этап государственных испытаний. Это приближает нас к началу выпуска в Ульяновске серийных воздушных судов, — цитировала «РГ» «Авиастар-СП» Валерия Токарева.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Геополитика  12.12.2017
Родившаяся в недрах интернета шутка, что Россия отправит на Олимпиаду под национальным флагом сборную ВДВ, Краповых беретов и спецназа ГРУ, оказались близка к истине. Российские и китайские военные действительно будут внимательно следить за происходящим не только в Пхёнчхане, но и на всем Корейском полуострове, где помимо Олимпиады, США затеяли провести крупнейшие военные учения совместно с Южной Кореей. Целью учений открыто называется «оказание давления на Северную Корею с использованием превосходящей военной силы»
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.
Конфликты  11.12.2017
Российские войска уходят из Сирии. Об этом в Хмеймиме заявил президент Российской Федерации Владимир Путин. По его словам, задача контингента в Сирии выполнена и солдаты теперь могут возвращаются домой с победой. С этим не поспоришь. Целью нахождения войск в Сирии было уничтожение террористической группировки под названием Исламское государство. И этого удалось добиться за два года — именно столько РФ находилась в арабской республике. От ИГ не осталось почти ничего, хотя в первые месяцы российского присутствия боевики контролировали более трети территории Сирии.