22.04.2016, 18:00
США развязывают «газовую войну» в Европе
США развязывают «газовую войну» в ЕвропеМеждународная военная политика
Могут ли поставки американского СПГ обрушить цены на «голубое топливо»?

Первый танкер с американским сжиженным природным газом (СПГ) отправился в Европу. Об этом в четверг, 21 апреля, сообщила газета The Wall Street Journal. Танкер Creole Spirit с партией в 98 тысяч тонн природного газа производства хьюстонской компании Cheniere Energy вышел из Луизианы, и прибудет в Португалию 26 апреля.

«Это начало ценовой войны в Европе между американским СПГ и трубопроводным газом из РФ», — заявил изданию аналитик Société Générale Тьерри Бро.

Как отмечает The Wall Street Journal, поставки природного газа из США могут «всколыхнуть европейский рынок, на котором давно доминирует Россия», причем именно Европа «станет большим рынком сбыта для американского газа». По подсчетам агентства Argus — ведущего международного агентства по анализу рынков нефти и газа, — американский СПГ, поставляемый в Европу, обойдется в $ 4,3 за миллион BTU (британских тепловых единиц). Россия продает «голубое топливо» в ЕС в среднем за $ 5,8 за миллион BTU. Однако аналитики считают, что в условиях «газовой войны» РФ способна опустить цены ниже $ 3 за миллион BTU.

Тем не менее, полагает The Wall Street Journal, США этот вызов примут. За действиями Америки, указывает издание, стоит масштабная геополитическая попытка бросить вызов российскому лидерству в поставках и ценах на энергоносители. Другими словами — попытка дополнительно подорвать российскую экономику.

Напомним: США начали экспортировать СПГ из месторождений на северном побережье Мексиканского залива в феврале 2016 года. Тогда Cheniere Energy отправила первую партию газа в Бразилию.

«Влияние поставок американского газа на Европу будет сказываться постепенно, но оно действительно начинает менять все. В итоге потеря объема российских поставок и их стоимости может стать горькой пилюлей для России», — заявил WSJ консультант по вопросам энергетики Тревор Сикорский из лондонской Energy Aspects.

Впрочем, эти пессимистичные прогнозы не вполне подкрепляются логикой. Напомним: Европа действительно сильно зависит от российского газа. Доля нашего сырья в газоснабжении ЕС — около 27%, в газовом импорте — 40% (данные Eurogas). Три крупнейших европейских покупателя — Германия, Италия, Польша — потребляют вместе 60% российского газа, с явной доминирующей долей ФРГ (33%).

В абсолютных цифрах, объем российских поставок в Германию за 2015 год составил 45,3 миллиарда кубометров — это около 32 млн тонн «голубого топлива». Для транспортировки такого количества газа потребовалось бы 329 танкеров Creole Spirit в течение года. Другими словами, чтобы существенно потеснить Россию на европейском рынке, США необходимо отправлять к берегам Европы чуть ли не танкер СПГ ежесуточно.

Сумеют ли США обрушить европейский газовый рынок, как в реальности выглядят перспективы поставок американского СПГ?

— В США пока нет инфраструктуры для сжижения столь крупных партий газа, — отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Cheniere Energy, которая и занимается строительством в США терминалов СПГ, запустила только первую линию терминала Sabine Pass в штате Луизиана. Пропускная способность составляет 4,5 млн тонн в год. С точки зрения европейского рынка — это мизерный объем.

Есть еще важный момент, который нужно учитывать при оценке ситуации. Argus, конечно, очень авторитетное агентство, но если взять полный цикл затрат — себестоимость сланцевого газа в США, доставку его на завод по сжижению, сжижение, транспортировку танкерами в Европу и регазификацию — то американский газ, при нынешних ценах на «голубое топливо» в ЕС, будет приносить значительные убытки компании-поставщику.

Только затраты на сжижение, транспортировку и регазификацию составляют столько же, сколько стоит сейчас газ на спотовом рынке Европы. В таких условиях получается, что американский газ, чтобы быть конкурентным, должен быть бесплатным к моменту поступления на завод по сжижению.

Почему же Argus считает, что американский СПГ дешевле российского трубопроводного газа?

— В Америке, при оценке рентабельности сланцевых проектов, уже понесенные компаниями затраты не включаются в текущую себестоимость. Возможно, та же схема применяется и для оценки поставок СПГ. Тонкость в том, что американские компании уже оплатили сжижение, и теперь будут поставлять газ как бы без этих расходов.

Но такая система не может работать длительное время, особенно при низких ценах на углеводороды. Дополнительные объемы газа — те самые американские поставки — в любом случае будут толкать цены на «голубое топливо» вниз. И это обстоятельство будет играть, прежде всего, против поставщиков СПГ.

Проблема для США состоит в том, что ситуация на газовом рынке изменилась. Ситуации, когда американский газ стоил в несколько раз дешевле, чем в Европе, больше нет. Соответственно, больше не работают бизнес-планы, на основании которых в Америке строились мощности по сжижению газа и терминалы для его погрузки в танкеры.

Американский СПГ, который все же дойдет до Европы, будет вытеснять российский газ?

— Я считаю, этого не произойдет. США будут поставлять газ преимущественно в те европейские страны, которые не потребляют существенных объемов российского «голубого топлива». Это Испания, Португалия, Великобритания. Скорее, американский СПГ будет вытеснять газ из стран Ближнего Востока и Африки, которые не могут позволить себе поставлять СПГ вне зависимости от ценовой конъюнктуры.

Но, возможно, до этого не дойдет. Сейчас уже идут разговоры, что часть американских СПГ-проектов будет заморожена, а другие не станут выходить на рынок до тех пор, пока баланс спроса и предложения не станет более благоприятным. Это может случиться, например, если спрос на СПГ резко вырастет со стороны импортеров из Азии.

Получается, деятельность США нашим позициям в Европе не угрожает?

— Не совсем так. Сейчас, если учитывать все затраты, американский раз примерно в 1,5 раза дороже российского. К тому же не надо забывать: мы поставляем газ в Европу по долгосрочным контрактам, и европейские партнеры обязаны выбирать оговоренные минимальные объемы, иначе им придется платить неустойку.

Можно допустить, что Европа будет покупать у США газ, который ей необходим сверх тех минимальных объемов, которые она обязана покупать у РФ. Но платить за американский газ, повторюсь, придется в 1,5 раза больше. На мой взгляд, в условиях рыночных отношений такая схема долго работать не сможет.

Другое дело, что в долгосрочной перспективе наличие мощностей по сжижению в США будет ограничивать рост цен на «голубое топливо». Увеличение разницы в цене на американском и азиатском или европейском рынках будет стимулировать поставки американского СПГ на наиболее «высокий» рынок, и не давать ценам на различных рынках сильно разойтись.

Почему, если ситуация неоднозначна, The Wall Street Journal утверждает, что США потеснят РФ на газовом рынке?

— Определенные круги в США, которые не рады энергетическому сотрудничеству России и ЕС, используют малейший повод для расшатывания ситуации. И не упускают случая сделать громкие и далеко идущие выводы.

— Я бы расценивал оправку танкера Creole Spirit как тестовую поставку, — отмечает аналитик, специалист по газовым рынкам Александр Пасечник. — Все-таки 98 тысяч тонн СПГ — это всего 1,35−1,37 млрд кубометров газа. Это значит, американцам нужно пригнать в Европу в течение года минимум 15 таких танкеров — поставки меньшего масштаба не превысят величины погрешности европейского рынка.

Да, планы у США впечатляющие — ежегодно поставлять в Европу не менее 100 млн. тонн СПГ. Правда, поначалу планируется достичь планки в 20 млн. тонн. Но даже этот порог американцам сложно преодолеть. Газовый рынок находится сейчас в таком неблагоприятном состоянии, что компаниям приходится идти на уступки даже по долгосрочным контрактам.

Нужно учитывать, кроме того, что американский СПГ придется направлять в трубопроводную европейскую систему. С этим имеются объективные технологические трудности. Скажем, у той же Португалии сегодня очень слабые возможности для интеграции американского газа.

Я уже не говорю, что свободных танкеров для организации полномасштабных поставок американского СПГ тоже нет. Здесь коммерческая составляющая превалирует над политической. Танкерами владеют частные американские компании, и они будут поставлять СПГ на более выгодные и дорогие рынки — в данном случае, азиатские. Напомню, что Creole Spirit — шестой по счету танкер с партией СПГ, которая поставляется на экспорт из США. Но прежний экспорт сжиженного газа из Америки в Европу не шел. Это, на мой взгляд, свидетельствует, что европейские поставки американским компаниям не слишком выгодны.

Тем не менее, к действиям США стоит присматриваться. Если американцы выйдут на минимальную заявленную планку поставок в Европу — 20 млн. тонн СПГ в год — это сопоставимо с мощностью одной нитки «Северного потока». Такой объем вполне может создать нам конкуренцию.

Правда, на подобные показатели США выйдут не раньше 2020−2022 годов. Кроме того, добыча газа в самой Европе снижается, а потребление по мере роста европейской экономики будет расти. Это означает, что, возможно, на рынке Европы хватит места и нам, и американцам…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Мировой ВПК  20.01.2018
Пентагон официально признал, что в России разрабатывается оружие сдерживания принципиально нового типа, которое существенно превышает возможности традиционных межконтинентальных ядерных ракет как по мощности, так и по скрытности подготовки нанесения удара. Речь идет о ядерной торпеде, имеющей дальность 10000 км и мощность заряда до 100 мегатонн.
Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.