08.10.2015, 19:23
США прозевали перевооружение России принципиально новыми ракетами
США прозевали перевооружение России принципиально новыми ракетамиМеждународная военная политика
Эффектное применение Россией крылатых ракет, поразивших объекты террористов ИГ в Сирии, не только и не столько признак возросшей мощи отечественных Вооруженных сил. С принятием их на вооружение Россия впервые за десятилетия справилась с потерями, понесенными при заключении одного из знаковых соглашений времен конца холодной войны.

Использование российским военно-морским флотом в рамках операции в Сирии баллистических ракет проекта 3М14 («Калибр») стало не только общемировой сенсацией, но и заставило ряд англоязычных экспертов вернутся к разбору обстоятельств давнопрошедшего времени – подписанию и выполнению Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

СССР и США вымучивали его пару десятков лет, выторговывая друг у друга крошечные уступки, начиная с того, что сама классификация ракет по определению их дальности и принципу полета была у сторон изначально различной. С появлением же на вооружении у США первых «Томагавков», прообраза крылатых ракет, способных лететь на малых высотах, обходя систему ПВО, переговоры перешли в более активную фазу, но все равно тормозились существовавшим паритетом. Торговля тогда шла не столько по факту уничтожения ракет средней дальности, сколько о формах их отвода из Европы. И лишь с приходом к власти Михаила Горбачева, объявившего программу полного уничтожения ядерного оружия «во всем мире», США получили возможность добиться удивительных преференций.

В результате 7 декабря 1987 года в Вашингтоне стороны обязались уничтожить РСМД наземного базирования как класс. США это утраивало полностью, поскольку «Томагавки» изначально разрабатывались сразу в трех (трех с половиной) вариантах базирования: наземного, воздушного, морского (надводное/подводное). В СССР только велись перспективные разработки, а первый прототип был продемонстрирован только в 1993 году, то есть через два года после того, как Договор был полностью выполнен обеими сторонами, а одной из них – СССР – уже не существовало.

С 1991 года США полностью перевели свои «Томагавки» в ведение флота и превратили крылатые ракеты, постоянно их совершенствуя, чуть ли в основное оружие, демонстрирующее мощь и силу американской армии. Только против Югославии в 1999 году было использовано около 700 крылатых ракет. Юбилейный 2000-й пуск осуществил эсминец «Бэрри» по одной из резиденций Муаммара Каддафи в 2011 году.

Первые признаки беспокойства, переросшего затем в скандал, появились в 2007 году, когда российский Генеральный штаб принялся тревожить общественное мнение заявлениями о возможном пересмотре Москвой всей системы стратегических договоров о ядерной, ракетном и противоракетном вооружении, которая сложилась в последние годы существования СССР и частично в 90-е годы. Тогда ГШ ВС РФ объяснял идею тотального пересмотра всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания разговорами (тогда – только разговорами) о размещении в Восточной Европе элементов новой системы американского ПРО. Теперь это звучит смешно, но многие успели подзабыть, что эти планы американцев аргументировались ими «защитой от иранских баллистических ракет».

Договор, заключенный между тогдашним СССР и РФ – бессрочный. Но через почти 30 лет после заключения стало понятно, что в нем содержится еще одно слабое для России место. «Новые» ракетно-ядерные страны, например, Индия, Пакистан, Иран, Израиль, обе Кореи имеют полное юридическое право обладать крылатыми ракетами любой формы базирования. А Россия – в результате архаического договора, заключенного по сути другой страной с другим политическим строем и укладом в принципиально иных внешних и экономических условиях – не может. Как-то несправедливо.

США сами инициировали выяснение отношений с Россией по поводу РМСД, в том числе и в прессе с использованием «военных экспертов» разной степени ангажированности, когда речь зашла о размещении в Калининградской области «Искандеров» - таким может быть наш ответ на начало монтажа новой системы ПРО в Польше и Румынии. Но все эти споры, переросшие в некрасивую публичную перепалку, касались только буквы договора по РМСД, то есть ракет наземного базирования.

Понятно, что споры вокруг восточноевропейского ПРО и «Искандеров» серьезно отвлекли внимание США, но поступление на вооружение именно российского ВМФ крылатых ракет 3М14 «Калибр» стало для их чем-то совершенно неожиданным. Хотя в принципе никто особой тайны из этого проекта не строил. Другое дело, что перевооружение российского флота крылатыми ракетами и кораблями, способными их использовать, произошло в последние два года лавинообразно. Помимо малых ракетных кораблей «Буян-М» (проект 21631), крылатыми ракетами переоснастили практически всю Каспийскую флотилию, превратив ее в ударный кулак именно на ближневосточном направлении. Теперь и Черноморский флот начал получение новых подводных лодок класса «Варшавянка». Оснащенные аналогичными крылатыми ракетами, эти подлодки могут держать под контролем уже не только Ближний Восток, но и половину Южной Европы.

С точки зрения договора о РМСД, какова бы ни была его дальнейшая судьба, перевооружение российского флота крылатыми ракетами абсолютно законно. Соединенные Штаты просто прозевали «точку роста». Они еще в 1988 году полагали, что тогда еще советский ВПК не станет биться за морские модификации крылатых ракет, а после 1991 года и вовсе решили, что российской военной промышленной и конструкторской мысли более не существует. Потому договор о РСМД и не обновлялся, а морской ее составляющей США и вовсе не придавали значения. Самоуверенность – опасная вещь, а недооценка потенциала соперника критична не только на футбольном поле.

Если честно, то в таком эффектном и успешном применении российских крылатых ракет, как это произошло 7 октября 2015 года, уж совсем страшной необходимости и не было. Но демонстрация уверенности, в интернете именуемая «троллингом 80-го уровня», никогда еще не была лишней. Произошедшее есть наглядный результат программы перевооружения, стратегического планирования в распределении сил и средств и других возможностей современной российской армии. Владимир Путин, принимая доклад министра обороны Сергея Шойгу, как раз и подчеркнул, что новые виды российских вооружений проходят обкатку в реальных условиях боевых действий, как и персонал, который эту технику обслуживает и применяет.

Да, система ядерного сдерживания в целом – очень сложный, многоярусный механизм, в котором появление у РФ дееспособного флота и крылатых ракет – только одна из сотен составляющих. На локальном уровне действия Каспийской флотилии наглядно продемонстрировали эффективность новых систем вооружения, а теперь та же система перейдет и к Черноморскому флоту. Но уже можно сказать, что стратегия, принятая Россией по оснащению новейшими системами вооружений, оказалось верной.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.