16.01.2015, 15:36
США поставили себя в неловкое положение новым контрактом по ракетным двигателям
США поставили себя в неловкое положение новым контрактом по ракетным двигателямМеждународная военная политика
РКК «Энергия» официально объявила о подписании контракта на поставку 60 ракетных двигателей РД-181 американской компании Orbital Sciences Corporation. Глава предприятия признался, что контракт стоимостью около 1 млрд долларов согласовывали три года. Эксперты называют сделку выгодной для обеих сторон и высоко оценивают перспективы проекта – если не вмешается политика.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США двигателей РД-181 производства НПО «Энергомаш» на сумму около 1 млрд долларов.

Первые два двигателя заказчик должен получить уже в июне этого года. Как сообщили в пресс-службе предприятия, РД-181 разработан специально для ракеты-носителя Antares. Его использование позволит доставлять на МКС и низкие орбиты значительно больше полезной нагрузки.

«В производстве РД-181 используются современные материалы, новые технические и конструкторские решения, за счет чего удалось увеличить энергетику двигателя (тяга – 186 тонн). РД-181 – это модификация двигателя РД-191, обеспечившего успешный полет РН «Ангара» летом 2014 года и установленного на РН «Ангара», совершившей полет в декабре 2014 года с космодрома Плесецк.

Контракт и приложения к нему заключены на поставку двигателей и конструкторское сопровождение проекта – огневые испытания, инсталляция двигателей, летная подготовка и пр., что дает НПО «Энергомаш» дополнительную возможность развиваться, модернизировать оборудование и мотивировать трудовой коллектив к разработке и реализации новых перспективных проектов», – говорится в сообщении корпорации.

«Мы производим целую линейку двигателей, построенных на едином технологическом принципе, то есть можем обслуживать практически любые ракеты-носители – от сверхлегких до сверхтяжелых, – заявил президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев. – Статистика однозначна: наши жидкостные реактивные двигатели демонстрируют 100-процентную надежность; кстати, почти половина всех космических запусков в мире в прошлом году была осуществлена с помощью двигателей НПО «Энергомаш». Над этим контрактом мы работали ровно три года, и рады, что наши американские коллеги разделяют наши принципы: в современных условиях на первый план наряду с качеством и конкурентной ценой продукта выходит также надежность самого поставщика».

По его словам, в документе предусмотрены ограничения на использование РД-181 в военных программах, то есть ракеты, оснащенные российским двигателем, не могут использоваться для выведения на орбиту военных космических аппаратов.

«В моем понимании контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, поскольку регулярно менять двигатели на ракете никто не будет», – приводит слова Солнцева газета «Известия».

РД-181 будут использоваться на первой ступени ракеты Antares производства Orbital Sciences. Ранее эти ракеты оснащались двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по 1 млн долларов за штуку. Американцы адаптировали их под свою ракету, модифицированный двигатель получил название AJ-26.

В октябре прошлого года ракета Antares взорвалась на старте, наиболее приоритетной версией называются неполадки двигателя AJ-26, который больше использоваться не будет. Позднее в прессе появилась неофициальная информация о том, что компания Orbital Sciences приняла решение перейти на российские двигатели. Тогда, правда, назывался двигатель РД-193 – модифицированный РД-191.

Представители Orbital Sciences не подтверждали и не опровергали эту информацию, при этом заявляя, что всегда отмечали надежность НК-33, но в то же время признавали, что следующее поколение носителей заслуживает использования более современных технологий. Компания намерена создать новую версию своей ракеты примерно через два–три года. В компании подчеркивали, что решение о замене не связано с аварией, но обусловлено долгосрочными планами Orbital Sciences. Итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш», были подведены еще до аварии.

Отметим, на фоне украинского кризиса и войны санкций между Россией и странами Запада продукции многих российских производителей было отказано в доступе на рынок США. Ракетные двигатели стали одним из исключений. В прошлом году был одобрен план по разработке в Америке собственного ракетного двигателя, однако на это потребуются годы, а сейчас они обойтись без российских двигателей не могут. С конца 1990-х годов «Энергомаш» поставляет американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing) двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к 1 млрд долларов, действует и сегодня. Наложенные Конгрессом США ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. ULA продолжит закупать РД-180 для реализации невоенных программ.

«Чтобы сделать двигатель, которым можно заменить РД-180, понадобится лет семь, – рассказал кандидат физико-математических наук, специалист по аэрогазодинамике и ударным волнам Павел Булат. – У них нет никаких разработок аналогичных размеров. И жидкостные ракетные двигатели они вообще не разрабатывали уже лет 20. Если вспомнить историю шаттлов, то неслучайно ускорители там были сделаны не на жидком, а на твердом топливе».

«Реальной альтернативы этому двигателю нет, так же как нет альтернативы «Союзу» в части доставки космонавтов на МКС», – отметил он.

«Эти двигатели – потомки РД-170, – сказал научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – У него четыре камеры. Если взять две камеры – получится РД-180. А если взять одну камеру – получится РД-181. Все это делается на одном оборудовании.

При покупке двигателя у американцев нет необходимости в проведении дорогостоящих НИОКР. Когда ракета проектируется, смотрят линейку двигателей, которая есть у них в наличии и которая есть в мире. Если в мире есть более подходящий, то зачем разрабатывать? Очень взаимовыгодная вещь».

«Оба контракта – по РД-180 и по РД-181 – очень выгодны обеим сторонам. Американцам не надо проводить тяжелые, дорогие, долгосрочные НИОКР, а для нас это поддержка ведущего двигателестроительного предприятия. Но в 2013 году, еще до всяких санкций, анонимный представитель Совбеза России сделал заявление в СМИ о том, что мы можем перекрыть поставку РД-180 для военных нагрузок. Американцы внимательно к этим вещам относятся. Покупать машину, которую можно использовать только наполовину, им невыгодно. Соответственно, они приложили энергичные усилия и начали финансирование своей разработки, которую они могут в любом случае использовать. В 2018 году заканчивается контракт, и потом они должны перейти на свой двигатель. Поставьте себя на место американцев: вам продают машину, на которой вы можете ездить только днем. Это были просто заявления, но американцы принимают заявления всерьез, и они начали работать над своим двигателем», – добавил он.

«Что касается новой сделки, то она очень удачная для нас. Объективно, если отвлечься от политики, срывать этот контракт невыгодно ни нам, ни американцам. Если американцы начнут усиливать режим санкций, контракт может оказаться под угрозой», – заключил Моисеев.

По мнению эксперта в области средств выведения, редактора российского журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, подписание контракта показывает, что Америка уверена в России как в надежном партнере и доверяет российским технологиям. «Это накладывает очень серьезные обязательства на нашу сторону и ставит американцев в неловкое положение. Потому что их существующие законы или прямо запрещают устанавливать иностранное оборудование на системы такого типа, либо заставляют американскую фирму обеспечить полное воспроизведение данного двигателя в таких случаях, как невозможность поставок», – сказал он.

При этом, имея возможности самостоятельно воспроизводить двигатели на своей территории, американцы не торопятся это делать, потому что это им невыгодно экономически. Предыдущие подобные контракты по двигателям РД-180 и НК-33 подразумевали полную передачу технологий, напомнил эксперт.

«Заключение договора с российской фирмой показывает, что они не стали воспроизводить двигатель на американской территории. Это говорит о многом, в том числе и о качестве российской продукции и, самое главное, – о деньгах», – отметил эксперт.

«Я думаю, что если политики не будут мешать, конечно, контракты будут. Это показала работа и по МКС, и по двигателям – вполне возможно нормальное деловое сотрудничество, которое обеспечивает необходимые условия для работы обеих сторон – России и США», – сказал он.

А желание Orbital Sciences Corporation сделать ракету Antares основной ракетой-носителем среднего класса, заменившей снятую с эксплуатации американскую ракету Delta, по мнению Афанасьева, позволит продлить сотрудничество по двигателям РД-181 «по крайней мере лет на десять».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.