16.01.2015, 15:36
США поставили себя в неловкое положение новым контрактом по ракетным двигателям
США поставили себя в неловкое положение новым контрактом по ракетным двигателямМеждународная военная политика
РКК «Энергия» официально объявила о подписании контракта на поставку 60 ракетных двигателей РД-181 американской компании Orbital Sciences Corporation. Глава предприятия признался, что контракт стоимостью около 1 млрд долларов согласовывали три года. Эксперты называют сделку выгодной для обеих сторон и высоко оценивают перспективы проекта – если не вмешается политика.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США двигателей РД-181 производства НПО «Энергомаш» на сумму около 1 млрд долларов.

Первые два двигателя заказчик должен получить уже в июне этого года. Как сообщили в пресс-службе предприятия, РД-181 разработан специально для ракеты-носителя Antares. Его использование позволит доставлять на МКС и низкие орбиты значительно больше полезной нагрузки.

«В производстве РД-181 используются современные материалы, новые технические и конструкторские решения, за счет чего удалось увеличить энергетику двигателя (тяга – 186 тонн). РД-181 – это модификация двигателя РД-191, обеспечившего успешный полет РН «Ангара» летом 2014 года и установленного на РН «Ангара», совершившей полет в декабре 2014 года с космодрома Плесецк.

Контракт и приложения к нему заключены на поставку двигателей и конструкторское сопровождение проекта – огневые испытания, инсталляция двигателей, летная подготовка и пр., что дает НПО «Энергомаш» дополнительную возможность развиваться, модернизировать оборудование и мотивировать трудовой коллектив к разработке и реализации новых перспективных проектов», – говорится в сообщении корпорации.

«Мы производим целую линейку двигателей, построенных на едином технологическом принципе, то есть можем обслуживать практически любые ракеты-носители – от сверхлегких до сверхтяжелых, – заявил президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев. – Статистика однозначна: наши жидкостные реактивные двигатели демонстрируют 100-процентную надежность; кстати, почти половина всех космических запусков в мире в прошлом году была осуществлена с помощью двигателей НПО «Энергомаш». Над этим контрактом мы работали ровно три года, и рады, что наши американские коллеги разделяют наши принципы: в современных условиях на первый план наряду с качеством и конкурентной ценой продукта выходит также надежность самого поставщика».

По его словам, в документе предусмотрены ограничения на использование РД-181 в военных программах, то есть ракеты, оснащенные российским двигателем, не могут использоваться для выведения на орбиту военных космических аппаратов.

«В моем понимании контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, поскольку регулярно менять двигатели на ракете никто не будет», – приводит слова Солнцева газета «Известия».

РД-181 будут использоваться на первой ступени ракеты Antares производства Orbital Sciences. Ранее эти ракеты оснащались двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по 1 млн долларов за штуку. Американцы адаптировали их под свою ракету, модифицированный двигатель получил название AJ-26.

В октябре прошлого года ракета Antares взорвалась на старте, наиболее приоритетной версией называются неполадки двигателя AJ-26, который больше использоваться не будет. Позднее в прессе появилась неофициальная информация о том, что компания Orbital Sciences приняла решение перейти на российские двигатели. Тогда, правда, назывался двигатель РД-193 – модифицированный РД-191.

Представители Orbital Sciences не подтверждали и не опровергали эту информацию, при этом заявляя, что всегда отмечали надежность НК-33, но в то же время признавали, что следующее поколение носителей заслуживает использования более современных технологий. Компания намерена создать новую версию своей ракеты примерно через два–три года. В компании подчеркивали, что решение о замене не связано с аварией, но обусловлено долгосрочными планами Orbital Sciences. Итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш», были подведены еще до аварии.

Отметим, на фоне украинского кризиса и войны санкций между Россией и странами Запада продукции многих российских производителей было отказано в доступе на рынок США. Ракетные двигатели стали одним из исключений. В прошлом году был одобрен план по разработке в Америке собственного ракетного двигателя, однако на это потребуются годы, а сейчас они обойтись без российских двигателей не могут. С конца 1990-х годов «Энергомаш» поставляет американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing) двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к 1 млрд долларов, действует и сегодня. Наложенные Конгрессом США ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. ULA продолжит закупать РД-180 для реализации невоенных программ.

«Чтобы сделать двигатель, которым можно заменить РД-180, понадобится лет семь, – рассказал кандидат физико-математических наук, специалист по аэрогазодинамике и ударным волнам Павел Булат. – У них нет никаких разработок аналогичных размеров. И жидкостные ракетные двигатели они вообще не разрабатывали уже лет 20. Если вспомнить историю шаттлов, то неслучайно ускорители там были сделаны не на жидком, а на твердом топливе».

«Реальной альтернативы этому двигателю нет, так же как нет альтернативы «Союзу» в части доставки космонавтов на МКС», – отметил он.

«Эти двигатели – потомки РД-170, – сказал научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – У него четыре камеры. Если взять две камеры – получится РД-180. А если взять одну камеру – получится РД-181. Все это делается на одном оборудовании.

При покупке двигателя у американцев нет необходимости в проведении дорогостоящих НИОКР. Когда ракета проектируется, смотрят линейку двигателей, которая есть у них в наличии и которая есть в мире. Если в мире есть более подходящий, то зачем разрабатывать? Очень взаимовыгодная вещь».

«Оба контракта – по РД-180 и по РД-181 – очень выгодны обеим сторонам. Американцам не надо проводить тяжелые, дорогие, долгосрочные НИОКР, а для нас это поддержка ведущего двигателестроительного предприятия. Но в 2013 году, еще до всяких санкций, анонимный представитель Совбеза России сделал заявление в СМИ о том, что мы можем перекрыть поставку РД-180 для военных нагрузок. Американцы внимательно к этим вещам относятся. Покупать машину, которую можно использовать только наполовину, им невыгодно. Соответственно, они приложили энергичные усилия и начали финансирование своей разработки, которую они могут в любом случае использовать. В 2018 году заканчивается контракт, и потом они должны перейти на свой двигатель. Поставьте себя на место американцев: вам продают машину, на которой вы можете ездить только днем. Это были просто заявления, но американцы принимают заявления всерьез, и они начали работать над своим двигателем», – добавил он.

«Что касается новой сделки, то она очень удачная для нас. Объективно, если отвлечься от политики, срывать этот контракт невыгодно ни нам, ни американцам. Если американцы начнут усиливать режим санкций, контракт может оказаться под угрозой», – заключил Моисеев.

По мнению эксперта в области средств выведения, редактора российского журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, подписание контракта показывает, что Америка уверена в России как в надежном партнере и доверяет российским технологиям. «Это накладывает очень серьезные обязательства на нашу сторону и ставит американцев в неловкое положение. Потому что их существующие законы или прямо запрещают устанавливать иностранное оборудование на системы такого типа, либо заставляют американскую фирму обеспечить полное воспроизведение данного двигателя в таких случаях, как невозможность поставок», – сказал он.

При этом, имея возможности самостоятельно воспроизводить двигатели на своей территории, американцы не торопятся это делать, потому что это им невыгодно экономически. Предыдущие подобные контракты по двигателям РД-180 и НК-33 подразумевали полную передачу технологий, напомнил эксперт.

«Заключение договора с российской фирмой показывает, что они не стали воспроизводить двигатель на американской территории. Это говорит о многом, в том числе и о качестве российской продукции и, самое главное, – о деньгах», – отметил эксперт.

«Я думаю, что если политики не будут мешать, конечно, контракты будут. Это показала работа и по МКС, и по двигателям – вполне возможно нормальное деловое сотрудничество, которое обеспечивает необходимые условия для работы обеих сторон – России и США», – сказал он.

А желание Orbital Sciences Corporation сделать ракету Antares основной ракетой-носителем среднего класса, заменившей снятую с эксплуатации американскую ракету Delta, по мнению Афанасьева, позволит продлить сотрудничество по двигателям РД-181 «по крайней мере лет на десять».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Геополитика  12.12.2017
Родившаяся в недрах интернета шутка, что Россия отправит на Олимпиаду под национальным флагом сборную ВДВ, Краповых беретов и спецназа ГРУ, оказались близка к истине. Российские и китайские военные действительно будут внимательно следить за происходящим не только в Пхёнчхане, но и на всем Корейском полуострове, где помимо Олимпиады, США затеяли провести крупнейшие военные учения совместно с Южной Кореей. Целью учений открыто называется «оказание давления на Северную Корею с использованием превосходящей военной силы»
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.