23.09.2015, 13:13
США отказываются от F-35?
США отказываются от F-35?Международная военная политика
Пентагон в качестве альтернативы рассматривает модернизацию А-10.

Военный эксперт и журналист Брайант Джордан опубликовал в онлайн журнале Military.com статью «Бюджетные беды ограничат закупки F-35». Эту новость сообщил генерал-лейтенант ВВС США Кристофер Богдан, курирующий контракты с авиакосмической корпорацией «Локхид Мартин».

На конференции, которая состоялась 14 сентября 2015 года, он не скупился на добрые слова в адрес F-35: «Наблюдается медленный, но устойчивый прогресс в развитии самолета. И сейчас делается всё возможное для модернизации самолета».

«Мы планируем закупать по 30−40 истребителей ежегодно, доведя эти объемы, в конечном счете, до 120 машин в год».

«По нашим планам, F-35 должен стать главным истребителем в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Однако после этого Кристофер Богдан неожиданно сказал, что программа закупок столкнулась с серьезными препятствиями, «будто на скорости наехала на «лежащего полицейского». Всё дело в Конгрессе, который на две трети сократил финансовые запросы ВВС США. Законодателям фактически приходится решать, кому отдать предпочтение — сухопутным частям или авиации. Еще одна проблема заключается в том, что в 2016 году ожидается очередной секвестр оборонного бюджета. Тогда ВВС США «не смогут приобрести все самолеты F-35, которые «Локхид Мартин» уже начал строить. Речь идет о двухмиллиардном контракте за девятнадцать «лайтнингов».

«Если ограничения вступят в силу, то следующие 16 F-35-А (базовая модель) и 3 F-35-В (для морской пехоты) станут сиротами. Из-за отсутствия денег, я их не куплю», — с грустью закончил Кристофер Богдан. Придется искать сторонних заказчиков, что потребует от Госдепа серьезных усилий.

Как говорится, «на нет, и суда нет».

Между тем, недавно появилась информация, о которой сообщила репортер Сандра Эрвин из издания «National Вefense». Пентагон принял решение провести сравнительные тесты F-35 и А-10, и это стало полной неожиданностью, как для самого Кристофера Богдана, так и для корпорации «Локхид Мартин».

В ходе насыщенных по программе эксплуатационных испытаний и реальных боевых упражнений все основные системы вооружения пятого поколения и сам самолет F-35 должны доказать свое превосходство над А-10, базовым истребителем США еще со времен «холодной войны».

Это решение принял директор эксплуатационных испытаний и оценки Дж. Майкл Гилмор. Вызвано оно как раз тем, что влиятельные политики боятся остаться без надежной боевой авиации в угоду интересам корпорации «Локхид Мартин», имеющей своих лоббистов в Пентагоне. В частности, многочисленные критики самолета F-35 пророчат ему судьбу дорогостоящего линейного крейсера HMS Glorious, на который в свое время также возлагались огромные надежды.

С учетом требований разработчика, который обещает закончить все работы в 2017 году, тестовые испытания двух самолетов назначены на 2018 год. Тогда и будет принято окончательное решение.

Кстати, в свое время тот же генерал Кристофер Богдан назвал «мифом», что устаревшие боевые самолеты такие, как F-16 и A-10 не могут конкурировать с F-35. «F-16 и A-10 потрясающие самолеты, — говорил генерал, — но они не выживут в будущих боях (с русскими). В то же время истребитель F-35 со временем может быть модернизирован до такой степени, чтобы гарантировать победу, а у сорокалетнего А-10 ресурса усовершенствования нет».

Однако доводка F-35 до желаемого уровня может затянуться на неопределенный срок, при этом Пентагон предъявляет большие претензии к живучести суперсовременного истребителя, считает Дж. Майкл Гилмор. В этой связи вспоминают 25-мм пушку «Эквалайзер», на которой настаивают военные и которая стала настоящим проклятием для конструкторов «Локхид Мартин». Без неё самолет и впрямь соответствует требованиям «стелс» 2-го поколения. А с нею становиться видимым на радарах и теряет в скорости.

Именно здесь проявляется преимущество А-10. Впрочем, начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш не сомневается в победе F-35, правда, подчеркивает, что никто в США не собирался замещать все А-10 новыми самолетами, хотя годом ранее он отправлял штурмовик времен «холодной войны» на пенсию. Иными словами, в Пентагоне нет единого мнения относительно того, какой самолет должен воевать за Америку.

Напомним, что А-10 изначально проектировался как истребитель советской бронетехники в потенциальных европейских сражениях. Однако постепенно он превратился в универсальный штурмовик, который, к слову, подтвердил репутацию воздушного танка в современных ближневосточных кампаниях. Получая существенный урон от атак с земли, А-10, как правило, возвращался на базу. Именно поэтому ряд военных экспертов предлагает модернизировать этот штурмовик. В числе его рьяных сторонников можно увидеть солдат и офицеров, реально участвующих в боевых операциях. Они, кстати, называют F-35 компьютером с крыльями, который подобьет случайная пуля АК-47.

Не последнее значение имеет экономика воздушной войны. По соотношению эффективности поражения к стоимости полета (с учетом цены самолета, техобслуживания и используемых боеприпасов), А-10 значительно лучше F-35. Между тем, в большой и затяжной войне дорогостоящее высокоточное оружие и сверхсложная техника могут оказаться не по карману даже Америке. К тому же летчики ВВС США утверждают, что в атаках по наземным целям они в большей степени полагаются на свое зрение и прицелы, чем на датчики. Мол, лишь после того, как пилоты визуально выбрали цели и дали команды на уничтожение, вступали в дело самонаводящиеся ракеты.

Впрочем, критиков хватает и у А-10. К его минусам относят очень скромный потолок и низкую скорость, которые, однако, компенсируются хорошей маневренностью и мощным вооружением. Ребекка Грант, президент института независимых исследований IRIS (Вашингтон) пишет: «A-10 хорошо работает в условиях общего воздушного господства, как в Ираке и Афганистане, но с более серьезным противником он не может применяться». Кроме того, роль воздушного танка вполне могут выполнить ударные беспилотники.

По словам Ребекки Грант, несмотря на свои миниатюрные размеры, F-35 все-таки вместил в себе солидный объем боеприпасов, необходимый для воздушных боев. Его мощный радар AN/APG-81 гарантирует очевидное преимущество в более раннем обнаружении самолетов противника. А S-образные каналы боковых воздухозаборников, напротив, обеспечивают требуемую малозаметность. В то же время эти эксперты признают, что до сих пор не решены многие сложнейшие технические и программные проблемы, в том числе, связанные с авиационной поддержкой наземных операций, на которой настаивает Пентагон.

Марк Гунзингер, старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок (Вашингтон) отметил, что F-35 не стал и скорее всего не станет многоцелевым истребителем-бомбардировщиком, как того хотел заказчик. По его словам, этот «лайтнинг» не может выполнять мульти-миссии, а устаревший штурмовик A-10, наверняка, будет легкой добычей зенитных систем типа С-300. Иными словами, даже если в будущем эскадрильи F-35 обеспечат господство в воздухе, поддержать сухопутные войска они эффективно не смогут.

Именно поэтому, в Америке всё больше сторонников модернизации A-10.

Кстати, на днях Министерство обороны Израиля потребовало в два раза увеличить дальность полёта истребителей F-35I Adir по сравнению с F-35A Lightning II.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.05.2017
В осложняющейся международной обстановке возрастает значение умения экспертного сообщества отличать реальную опасность от различного рода «разводок», преследующих цель дезориентировать общественность, вызвать паническое настроение и вынудить руководство России пойти на бессмысленные разорительные ресурсные траты для того, чтобы ослабить страну экономически и политически, подорвать возможность проводить активную политику на мировой арене.
Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).