28.05.2015, 20:34
США нервничают из-за роста влияния Путина в Европе
США нервничают из-за роста влияния Путина в ЕвропеМеждународная военная политика
Вице-президент США Джо Байден заявил, что Россия пытается запугать американских союзников в Европе и подкупает антисистемные партии Старого Света. Как и полвека назад, Штаты пытаются обвинить нашу страну в дестабилизации Европы. Но этот инструмент давления на страны ЕС уже начинает пробуксовывать, и тому есть целый ряд причин.

Речь Джо Байдена в институте Брукингса в Вашингтоне ждали с особым вниманием. Программное выступление после поездки Керри в Россию и накануне саммита «семерки» в Германии должно было разъяснить, что происходит на данном этапе с политикой США по отношению к России.

По сути Байден подтвердил то, ради чего приезжал Керри - Штаты намереваются и дальше противостоять России на Украине, но при этом предлагают Москве сотрудничество по другим глобальным и региональным проблемам. Как и президент Обама, заявивший накануне, что Россия занимает все «более агрессивную позицию» по Украине, Байден сказал, что «помогать Украине против российской агрессии критически важно для того, чтобы сдерживать дальнейшую агрессию в будущем», добавив, что «санкции США должны остаться в силе до того времени, когда будут полностью реализованы минские соглашения».

Постоянно напоминая о «российской агрессии», Байден одновременно говорил о том, что допускает возможность сотрудничества с Россией - давая понять, что выбор теперь за Владимиром Путиным. При этом Байден сказал, что он рассчитывает на то, что Путин по «сути прагматик. Он практичный человек»:

«И мне кажется, что имеет смысл сотрудничать, когда присутствует явное совпадение интересов. При том условии, что вас не просят поступаться принципами, затрагивающих интересы национальной безопасности вашей страны, ваших друзей и союзников».

Подталкивая Путина к «прагматизму», Байден даже заявил, что «мы не пытаемся унизить Путина, сменить его режим или каким-либо иным образом фундаментально трансформировать ситуацию в России. Мы только хотим, чтобы Путин действовал более рационально в нашем понимании этого слова».

Интересно, что обосновывая свою характеристику президенту России Байден сослался на свой личный опыт - напомнив, что за свою политическую карьеру он «немало времени» общался с Путиным. Непонятно, зачем вице-президенту нужно было выдумывать - ведь известно только об одной личной встрече Путина и Байдена, которая состоялась 10 марта 2011 года в Москве.

Тогда Байден приехал в Россию впервые за 15 лет и этот визит запомнился в первую очередь тем, что он хотел разведать, каковы шансы на возвращение Путина в Кремль. После встречи с Путиным Байден рассказал Каспарову о том, что «сказал премьеру о нецелесообразности выдвижения на новый срок». Россия, по мнению американского вице-президента, «устала от Путина, и эта усталость будет нарастать и приведет к событиям, аналогичным тем, что происходят в арабском мире» (понятно, что буквально этих слов Путину Байден сказать не мог, но так по крайней мере, передавал слова вице-президента бывший чемпион мира по шахматам). Учитывая, что ни до, ни после этого Байден в Россию не приезжал, он мог бы встречаться с Путиным только в Штатах - но и тут, увы, мы не находим никаких следов «немалого времени», проведенного двумя политиками вместе.

Единственный раз, когда они вновь точно виделись - 13 ноября 2001 года находившийся с визитом в США Путин встречался в Вашингтоне с руководством Конгресса. Байден незадолго до этого возглавил сенатский комитет по международным делам, и должен был быть на этой встрече, но уж, конечно, не на первых ролях.

Напоминание о преувеличениях Байдена нужны лишь для того, чтобы показать его восприятие реальности. Ведь предлагая Путину пойти уступить США по Украине - а именно это стоит за словами о «прагматике» - Байден лишь исходит из общего для истеблишмента США америкоцентризма. А он все чаще подводит атлантических стратегов.

Так происходит и в том случае, когда они дают оценку происходящему в Европе. Байден в этот раз обвинил Россию во вмешательстве во внутренние дела континента - причем не только в форме «агрессии на Украине». Заявив, что Путин использует «гибридную войну», чтобы расширить свое влияние в Европе за пределы Украины, Байден перешел к конкретным пунктам:

«Президент Путин также пытается запугать наших союзников угрозой от по-новому агрессивной России. Кремль упорно трудится, чтобы подкупить и приручить европейские политические силы, финансируя правое и левое крыло антисистемных партий по всей Европе... Россия превратила коррупцию и олигархов в орудия своей внешней политики, например, в Европе, где с их помощью она пытается посеять раздор в Евросоюзе».

Это самое интересное место в речи Байдена. Конечно, в своем выступлении он зафиксировал и такие принципиальные вещи - что «агрессия России на Украине... радикально изменила геополитический ландшафт Европы», что «на карту также поставлена способность НАТО действовать солидарно и сообща сдерживать агрессию», что «наша пассивность неизбежно подогреет притязания потенциальных возмутителей спокойствия и за пределами Европы, прежде всего, Китая», и что «ставки в игре очень большие: это сам будущий миропорядок» - но они декларировались американским руководством и раньше (за исключением, разве, специального акцента на Китай - что очень показательно).

А вот столь жесткие обвинения России в попытке расколоть и подкупить Европу звучат на таком уровне впервые. Конечно, американская пресса и политики не раз уже говорили об этом_ Заголовки вроде «Путин налаживает отношения с радикалами в попытке дестабилизировать Европу» уже год как регулярно появляются в англосаксонских СМИ - но руководство США еще не использовало этот аргумент в кампании по обличению Путина. Значит, пришло время. О чем это говорит?

Во-первых, о том, что с атлантической солидарностью дело обстоит не очень хорошо - и с продлением санкций со стороны ЕС могут быть проблемы. Но главное даже не санкции - расползается сам единый фронт западной блокады, все больше европейских стран хотят закрыть конфликт с Россией и вернуться к нормальным отношениям. Байден одновременно пытается и предотвратить развал атлантического единства в отношении России - указывая на разлагающие действия Кремля и пугая Европу последствиями: «если Кремль путем военной силы и шантажа заполучит покорного вассала в лице Украины, и мы ничего не сможем этому противопоставить, то это еще больше возбудит его имперские аппетиты». И заранее оправдывается - если фронт рухнет, то по вине продажных европейцев, которых скупил Путин с помощью своих олигархов.

Во-вторых, Штаты обвиняют Россию в том, что в действительности делают сами. Естественно, Россия стремится прорвать блокаду, ослабить зависимость Европы от США - но ведь именно в жесткой привязке к атлантическому проекту, в усилении зависимости от Штатов и состоит одна из главных целей США в конфронтации с Россией. Кто в ускоренном порядке протаскивает Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство между США и ЕС - используя для этого в том числе и «российскую угрозу»? Если США заинтересованы в изоляции и сдерживании России, в привязке к себе все более недовольной своей геополитической зависимостью Европы, то точно также Россия заинтересована в поражении англосаксонского глобального проекта, в отрыве Европы от США.

Только в случае обретения Европой самостоятельности Россия может выстраивать долгосрочную стратегию взаимодействия с ней. Для эмансипации Европы от атлантизма Россия будет использовать все методы - но пока что мы не делаем и малой доли того, что позволяют себе США. Глубина и разнообразие форм контроля и манипуляций европейскими элитами и общественным мнением со стороны англосаксов и их глобальных медиа не идет ни в какое сравнение с нынешними возможностями России в Европе. Но то, что американцы уже бьют тревогу означает, что даже сейчас Кремль работает эффективно. И дело не в банальном подкупе политических и экономических элит - а в умении использовать совершенно реальный и естественный интерес большой части европейцев работать с Россией.

Этот интерес прагматический - они хотят зарабатывать в России и на торговле с Россией, в том числе и для того, чтобы ослабить свою неэкономическую зависимость от атлантистов. Именно в этой точке экономика переходит в политику, становясь нашим важнейшим геополитическим оружием.

Ну и в-третьих, США неадекватно оценивают ситуацию в Европе. Те, кого они называют антисистемными, радикальными и маргинальными партиями и силами, вовсе не являются таковыми. Что такое вообще сегодня европейские системные партии?

Европейские страны переживают сильнейший кризис не просто партийной системы, но самих национальных государств. У этого есть целый ряд причин: общий кризис постиндустриальной экономики, ломка нынешней социально-экономической модели, идейный кризис общества потребления, крах мультикультурализма, усиление евроинтеграции и рост местного сепаратизма, банкротство правящих элит. То, что эти элиты во многом были проатлантическими, лишь ухудшает положение США - ведь рост антиглобалистиских, антиамериканских настроений накладывается на недовольство местными элитами.

Называя те силы, с которыми находит общий язык Россия, несистемными, американцы выдают желаемое за действительное - потому что говорят о системе, которая доживает свой век. Даже если брать внешние признаки - политические партии - то заметно, насколько сильно меняется ландшафт практически в каждой стране Европы.

За исключением Германии и отчасти Скандинавии, почти все западноевропейские страны переживают период бурного роста тех сил и партий, которые выступают за кардинальные изменения как во внутренней, так и во внешней политике. Национальный фронт во Франции, СИРИЗА и «Золотая заря» в Греции, ПОДЕМОС в Испании, т.н. популистские и антиевропейские силы в Великобритании и Италии, Йоббик в Венгрии. Большинство из них выступают за нормальные отношения с Россией - и даже если в ближайшие годы они не везде придут к власти, сам факт их усиления работает против атлантистов.

А ведь противники блокады России вовсе не ограничиваются этими партиями - их немало и среди представителей пока еще действующей системы. Во Франции во всем политическом спектре множество влиятельных политиков ставит на восстановление тесных отношений с Россией - от бывших президентов до фаворитов будущих выборов, от голлистов до социалистов. В Австрии и Италии, Греции и Венгрии точно такая же ситуация. Россия не нуждается в покупке маргиналов - потому что Москва работает как с нынешними элитами европейских стран, так и с теми, кто идет им на смену.

В том, что новое поколение европейских лидеров будет скорее антиамериканским, чем антироссийским, Штатам нужно винить не российские деньги, а свою собственную политику. Европейцы хорошо помнят, кто именно манипулировал ими последние 70 лет. Изображая своих противников маргиналами и марионетками, Штаты уже никого не смогут обмануть.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.