27.03.2015, 18:05
США не имеют защиты от российского ядерного удара
США не имеют защиты от российского ядерного удараМеждународная военная политика
Несколько дней назад на блог-платформе Forbes появилась статья «США не имеют защиты от российского ядерного удара» за авторством специалиста по международной политике и безопасности Лорена Томпсона. Автор этой публикации обеспокоен существующей ситуацией в области ядерных вооружений и международных отношений. По его мнению, официальному Вашингтону следует принимать меры, направленные на сохранение безопасности государства в меняющихся условиях, с учетом существующих и возникающих угроз.

Свою статью Л. Томпсон начинает с напоминания о приоритетах американских властей. Так, администрация президента Барака Обамы предлагает включить в бюджет на следующий финансовый год дополнительные расходы на защиту от возможных угроз Афганистана, Ирака и других дружественных стран. По предложению руководства США, такие расходы должны составлять примерно 1 млрд долларов в неделю. Эти средства планируется направлять на проведение неких особых операций за рубежом.

Затем Л. Томпсон затрагивает тему безопасности самих Соединенных Штатов. Прежде всего, поднимается вопрос гипотетического ракетно-ядерного удара со стороны России. Россия, напоминает автор, располагает примерно 1600 ядерными боевыми блоками и средствами их доставки. Даже небольшая доля такого арсенала в случае удара может вывести из строя энергосистемы страны, финансовые структуры и даже всю экономику в целом. Л. Томпсон задает вопрос: сколько денег планирует потратить команда Б. Обамы на защиту США от российской ядерной угрозы?

Автор статьи тут же дает ответ: ни цента. Официальный Вашингтон не имеет подобных планов. При этом всем прекрасно известно, что большая часть российских ракет нацелена именно на объекты Соединенных Штатов. Кроме того, отношения России и США испорчены, что дополнительно ухудшает ситуацию в области ядерных вооружений.

В статье рассматривается текущая ситуация в США. Речь идет об отсутствии каких-либо средств защиты от ракетно-ядерного удара. На данный момент ядерное оружие является единственной угрозой, созданной человеком и способной в любой момент уничтожить Соединенные Штаты. Л. Томпсон предлагает представить читателю, что его знакомые и близкие погибли или ранены, а выжившие остались без крова и средств к существованию, причем происходит это не в отдаленном будущем, а уже завтра. Россия, напоминает автор, имеет возможность устроить подобную катастрофу. США, в свою очередь, не располагают средствами защиты от российских межконтинентальных баллистических ракет.

Такая ситуация никого не устраивает. На протяжении всей истории страны стремились обеспечить свою безопасность. Так, запуск первого искусственного спутника Земли, выполненный СССР в 1957 году, заставил американских военных заняться созданием систем противоракетной обороны. Тем не менее, угроза со стороны Советского Союза не уменьшалась – к семидесятым годам главный противник США располагал примерно 40 тыс. ядерных боеприпасов различных типов. К этому времени Вашингтон начал не только развивать средства защиты, но и пытаться замедлить гонку вооружений.

Л. Томпсон напоминает, что в 1972 году две сверхдержавы подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Фактически Вашингтону пришлось пожертвовать защитой своей страны, чтобы замедлить темпы гонки вооружений. Тем не менее, такое замедление не означало полное прекращение наращивания военной мощи. Страны сохранили возможность уничтожения друг друга, однако не имели подобного желания. Считалось, что потенциальный агрессор, понимая последствия ответного удара, не станет рисковать и развязывать ядерную войну.

В дальнейшем две страны договорились о сокращении своих арсеналов. Началась утилизация ядерных боевых блоков и средств их доставки. С вооружения было снято большое количество оружия, однако общая ситуация осталась прежней. Россия, как и несколько десятилетий назад, имеет возможность нанести Соединенным Штатам неприемлемо большой ущерб. Л. Томпсон полагает, что такая ситуация на международной арене в будущем не изменится. Дело в том, что Москва не доверяет Вашингтону, а ядерное вооружение пока является единственным доступным ей средством достижения статуса сверхдержавы.

Автор статьи напоминает, что некоторые руководители США, например президент Рональд Рейган, понимали сложность имеющейся ситуации. Вероятность взаимного уничтожения останавливала страны от агрессии, однако такая система была связана с определенными рисками. Так, в существующей ситуации отсутствовали какие-либо механизмы защиты от «иррациональных» противников, а кроме того, система не была защищена от несчастных случаев с катастрофическими последствиями. Наконец, ядерное оружие не могло эффективно использоваться при сбоях или повреждениях системы управления. При этом существовало понимание того, что во время конфронтации, схожей с Карибским кризисом 1962 года, велик риск неверных оценок и решений, которые могут иметь самые неприятные последствия. Когда ядерные силы готовы к боевой работе, даже самые лучшие лидеры не застрахованы от ошибок.

При Р. Рейгане шли некоторые работы в области противоракетной обороны, однако завершение Холодной войны привело к сокращению подобных проектов. Считалось, что распад Советского Союза значительно уменьшает возможные риски для США, из-за чего можно не тратить бюджетные деньги на разработку новых сложных и дорогих проектов. Интерес к противоракетной обороне не был большим до конца правления Билла Клинтона. После, уже при Джордже Буше-младшем, вероятность появления ядерного оружия у КНДР стала поводом для возобновления работ. Кроме того, тогда же США вышли из Договора по ПРО, который не позволял реализовывать все имеющиеся планы. Л. Томпсон отмечает, что в то время российское ядерное вооружение не было основным поводом для развития противоракетных систем.

Далее автор рассматривает последние события в области противоракетной обороны, относящиеся к периоду правления Барака Обамы. Администрация последнего придерживалась того же мнения, что и предыдущие президенты-демократы. Перспективная система ПРО называлась слишком сложной, чрезвычайно дорогой и способной дестабилизировать военно-политическую обстановку в мире. До прошлогодних событий на Украине официальный Вашингтон считал необходимым продолжать сокращение ядерных арсеналов и поддерживать систему ПРО, защищающую западное побережье страны от возможных атак Северной Кореи. В случае с Россией достаточным считалось наличие определенного количества ракет, необходимого для нанесения ответного удара и сдерживания.

США продолжают сдерживать Россию при помощи своей «ядерной триады» – ракет наземного базирования, подлодок и бомбардировщиков. Стратегические ядерные силы России являются главной угрозой безопасности США, и стратегия сдерживания в таком случае полностью себя оправдывает. Тем не менее, по мнению Л. Томпсона, все существующие ядерные арсеналы Соединенных Штатов при определенных обстоятельствах могут оказаться бесполезными. В существующей ситуации американские вооруженные силы не в состоянии перехватить российские межконтинентальные ракеты. Их потенциала хватит только для нанесения ответного удара, что, однако, никак не уменьшит собственные потери.

Существующая система ПРО США может противостоять северокорейской угрозе, поскольку КНДР пока не располагает большим количеством ракет. При необходимости она способна перехватывать и российские ракеты, однако при массовом запуске Россия гарантировано прорвет все существующие рубежи обороны. Таким образом, подводит итог Л. Томпсон, Соединенные Штаты могут обнаружить запуск российских ракет и ответить аналогичным ударом, но не в состоянии защитить себя от ядерных боезарядов противника.

Такая стратегическая близорукость, по мнению автора публикации The U.S. Has No Defense Against A Russian Nuclear Attack. Really, в итоге может привести к катастрофическим последствиям. США нуждаются в эшелонированной противоракетной обороне, которая сможет противодействовать российским баллистическим ракетам. Такая система должна, если не полностью уничтожать все ракеты удара, то, как минимум, предотвращать ущерб от ограниченного удара, являющегося следствием какой-либо ошибки. Л. Томпсон считает, что подобная система должна быть выполнена в виде сети наземных, морских и космических средств, которые смогут атаковать обнаруженные цели несколько раз. Так, при существовании трех эшелонов с эффективностью работы на уровне 80% вероятность прорыва даже одного боевого блока крайне мала.

Отмечается, что строительство подобной системы противоракетной обороны будет крайне дорогим. Тем не менее, Л. Томпсон предлагает сравнить стоимость этой программы с затратами на «безнадежные случаи» наподобие Афганистана и Ирака. Даже ускоренное развертывание средств ПРО должно быть ощутимо дешевле. Кроме того, расходы на строительство системы ПРО меркнут на фоне ущерба, который может нанести ядерное оружие вероятного противника. Предполагается, что всего пара российских ядерных боезарядов может нанести ущерб, равный стоимости строительства необходимой противоракетной обороны.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».