25.07.2015, 11:36
США нашли способ резко увеличить потенциал ПРО НАТО
США нашли способ резко увеличить потенциал ПРО НАТОМеждународная военная политика
За пять лет США модернизируют полсотни своих кораблей системы ПРО. Как заявил начальник отдела 4-го ЦНИИ Минобороны РФ Олег Пышный, это несет для России угрозу, и она примет в ответ «адекватные технические меры». Действительно, прибытие одного модернизированного эсминца в Черное море удвоит потенциал ПРО НАТО. Но у таких кораблей есть очевидная слабость.

Сейчас эсминцы класса «Арли Берк» (Aurliegh Burke) – самый новый (строятся с 1988 года), самый современный (четвертое поколение) и самый многочисленный класс надводных кораблей в американском флоте (62 в строю, запланировано 75). Кроме того, это самый крупнотоннажный надводный корабль (более 5000 тонн) за всю историю после Второй мировой войны. «Арли Берки» стали своеобразным эталоном этого класса кораблей, на который в меру своих возможностей ориентируются потенциальные конкуренты и союзники. Его основная задача – обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО) во всех видах операций – от эскортного сопровождения до высадки десанта. Между тем до самого последнего времени масштабная программа их модернизации была под вопросом из-за возможного появления кораблей уже пятого поколения. Но этого не случилось, и американский флот вернулся к «Арли Беркам».

Программа модернизации этой серии в конкурентной борьбе победила две параллельные программы совершенно новых проектов эсминцев футуристического направления – «Замволт» (Zumvalt), ранее известный как проект DD(X) и DD-21, финансирование которого было прекращено Конгрессом в силу завышенной стоимости. «Замволты» задумывались как нечто перспективное, эдакий корабль XXI века с соответствующим внешним видом и революционными технологиями (особенно двигателя и боевых систем). Как и все военные заказы (Россия тут не исключение), затраты на его производство росли по ходу постройки, и от изначальной идеи «пересадить» весь американский флот на «корабли будущего», которые даже внешне выглядят как помесь инопланетного космолета с «девайсом» компьютерной игры, выродились в постройку одного-единственного судна, которое даже официально было заявлено как «демонстрационное». Суммарно на постройку двух «Замволтов» было выделено 2,6 миллиарда долларов, один из них спустили на воду в 2013-м, но он до сих пор стоит без названия, введение его в строй было рассчитано на этот год, но непонятно, состоится ли. Зато понятно, что стоимость каждого корабля в итоге вырастет до 3,2 миллиарда, а обеспечение их жизненного цикла – до 4 миллиардов долларов. Примечательно, что деньги поделили пополам между двумя строительными корпорациями, причем вторая – «Нортон Грумманн» – должна сдать второй эсминец в 2016 году, но это не факт.

«Замволты» должны стать прообразом «полностью электрического корабля», где первичный дизель-газотурбинный двигатель будет обеспечивать все системы. Это действительно революционный подход, хотя изначально предполагалось строить эти модели на ядерной тяге. «Замволты» полностью покрыты слоем радиопоглощающих материалов толщиной в дюйм, а уровень автоматизации процессов позволяет сократить численность экипажа более чем наполовину по сравнению с теми же «Арли Берками» – до 140–150 человек при около 300 на «Берках».

Палата представителей окончательно пришла в бешенство, когда стало ясно, что «корабль будущего» «Замволт» предназначен в основном для береговой охраны и входит в программу littoral ships – кораблей прибрежной зоны. То есть нести функции боевого охранения в открытом океане не может. Так перспективные программы были заморожены, и внимание переключилось на «Арли Берк».

На всей серии «Арли Берк» (особенно на последней – четвертой – модификации) пройдут модернизацию все системы вооружения и будут устранены все ранее выявленные конструктивные недостатки. Например, после подрыва «Коула» в Йемене обнаружилось, что броневая защита у корабля никакая. Отсутствует и противоминная защита, что неожиданно выяснилось во время визита одного из «Арли Берков» в Севастополь еще в украинские времена. Тогда прямо перед ним всплыла немецкая мина времен Второй мировой (классическая такая, с «рогами», тротиловый эквивалент примерно 45 кг), что вызвало панику. Мину обезвредили саперы российского Черноморского флота. «Коул» же был подорван бомбой эквивалентом в 200–250 кг и полностью вышел из строя, а его ремонт обошелся в 250 миллионов долларов.

Что же касается замены систем вооружения, упор сделан на противокорабельные ракеты, которые ранее носили второстепенный характер просто по статусу корабля. Новые ракетные системы будут способны вести стрельбу по загоризонтным целям на дальности до 63 морских миль (более 100 километров). Это, по идее, позволит им вести огонь по наземным целям за пределами береговой артиллерии, то есть «Арли Берки» смогут поддерживать десантные операции.

Но основная цель эсминцев данной серии – противовоздушное охранение. Те видоизменения, которые вызывают наибольший интерес в России, связаны с переоснащением именно ПВО, которое при некотором напряжении сил превращается уже в ПРО. Отказ американского флота от строительства более крупных кораблей УРО (приблизительно называемых ракетными крейсерами) превращает «Арли Берки» в своего ряда «универсального солдата»: их много, они меньше крейсеров по размерам, хотя и остаются самыми крупными кораблями этих классов со времен Второй мировой войны, но в то же время отдельной взятый эсминец после модернизации превращается в платформу ПРО.

Таким образом, США смогут не только создавать системы стационарного ПРО в Румынии и Польше, но и просто перемещать по мировому океану 50 «Арли Берков», каждый из которых превращен в мобильный комплекс ПВО и ПРО, примерно равный, а то и превосходящий по ряду качеств наземные системы. Новые системы ЗУР Standart-3 испытывались изначально на ракетных крейсерах, но затем были перенаправлены на «Арли Берк». Они могут даже сбивать спутники (успешное испытание было проведено в 2008 году с двумя эсминцами «Расселл» и «Декатер» при участии крейсера «Озеро Эри»).

Прибытие в Черное море такого рода эсминца в два раза увеличит потенциал ПРО НАТО, в том числе и в ракетно-стратегической, ядерной составляющей. Одновременно модернизация «Арли Берков» загоризонтными ракетами позволит им вступать в столкновения с оборонительными системами, например, Крыма. Именно это и имел в виду полковник Олег Пышный, говоря об угрозе и «морской составляющей, и РВСН».

Другое дело, что слабой стороной «Арли Берков» была и останется радиолокационная система, модернизация которой бюджетом не предусмотрена. То есть при всей своей защите ни один из «Арли Берков» в ближайшее время не сможет эффективно оценивать поступающие ему угрозы и одновременно реагировать на несколько из них. Если такому кораблю дана задача пресекать запуски баллистических ракет наземного базирования, он в состоянии прозевать авиационную угрозу или действия подводных лодок, особенно в ограниченном водном пространстве. В Черном море, например, они станут мишенью для береговых комплексов большой дальности в сочетании со стратегической и даже фронтовой авиацией. А в открытом океане (в Ледовитом, к примеру) есть подводные лодки, против которых «Арли Берки» – резиновые утята. Миллиарды долларов, вбуханные в противоминную и противобомбовую защиту после инцидентов в Йемене и Севастополе, ушли в никуда. Это «защита от дурака», но никак не от российской армии и ВМФ, если американский флот считает их своим потенциальным противником.

При этом «Арли Берки» все равно остаются хоть и самым новым по времени, но все же достаточно старомодным средством за счет использования «обычных» систем управления кораблем. Отсюда и высокая численность экипажа. Достаточно сказать, что из 25 миллионов долларов в год, идущих на каждый такой корабль, 13 миллионов тратится на жалованье. Сократить численность экипажей на 100 человек возможно за счет повышения автоматизации, но это процесс обоюдоострый, поскольку потребует увеличения средств на обучение, а зарплата нового экипажа возрастет за счет повышения его квалификации.
Модернизация «Арли Берков» – это бюджетный для США способ создать новый корабельный класс, не создавая, по сути, ничего нового. При этом, навешав на «Арли Берки» ракетное оружие поддержки десанта вместо систем ПВО и ПРО, американцы отказываются от одного из основополагающих принципов построения структуры своего флота – узкой специализации корабельных классов. «Томагавки» становятся для кораблей «факультативным» оружием, хотя именно они были основной ударной силой и в Ираке, и в Югославии. Говорить здесь о прорыве в модернизации флота не приходится, хотя создание такого рода самостоятельных платформ ПВО и ПРО и создаст некоторые проблемы для оборонительной стратегии РФ. Не критичные проблемы.

Это не отменяет того, что модернизация «Арли Берков» означает конец концепции постройки футуристических кораблей будущего. При всем уважении к конструкторской мысли и финансовым возможностям США, такой «прорыв в будущее» оказался им не по карману и не соразмерен с изначальным замахом.

Категория: Геополитика



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb