03.03.2016, 13:48
США грозят Москве «вечными санкциями»
США грозят Москве «вечными санкциями»Международная военная политика
Смягчит ли Брюссель ограничения в отношении России в обход Вашингтона?

В ночь на четверг, 3 марта, президент США Барак Обама продлил на год санкции, введенные в марте 2014 года из-за событий вокруг Крыма. Об этом говорится в документе за подписью главы американского государства, размещенном на сайте Белого дома.

«Действия и политика, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов. Поэтому я продлеваю на один год режим санкционного чрезвычайного положения, объявленный указом 13660», — говорится в документе.

Напомним: указ 13660 был опубликован 6 марта 2014 года. В нем президент США оставлял за собой право вводить ограничительные меры в отношении российских официальных лиц и организаций, причастных, по мнению Вашингтона, к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины.

Первые санкции были введены 17 марта 2014 года. В «черный список» попали советники президента РФ Владислав Сурков и Сергей Глазьев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, а также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Активы этих лиц на территории США, если таковые имелись, были заморожены. Фигурантам списка также был запрещен въезд в США. Ограничения были наложены и на сотрудничество с предприятиями российского ВПК.

Позже Обама неоднократно расширял действие первоначального указа. Отдельные — в том числе секторальные — санкции в отношении России были введены из-за событий в Донбассе.

2 марта посол США в Москве Джон Теффт заявил, что целью американских ограничений в отношении Крыма является его возврат Украине. По сути, это означает, что американские санкции — бессрочные.

Вместе с тем, в Евросоюзе нарастают разногласия по вопросу продления экономических санкции против РФ. Об этом в среду, 2 марта, написала The Wall Street Journal.

«Учитывая, что в восточной части Украины насилия стало меньше, а правительство в Киеве сталкивается со всё более серьезными внутренними проблемами, целый ряд стран ЕС заявили, что хотели бы пересмотра решения об экономических санкциях», — говорится в статье.

Как отмечает издание, представители стран ЕС будут обсуждать вопрос продления санкций в июле. Брюссель, по всей видимости, продлит индивидуальные ограничительные меры в отношении российских физических и юридических лиц, однако решение по поводу широких экономических санкций против Москвы, «как ожидается, будет сопровождаться гораздо более горячими спорами».

О том, что Европа ищет предлога, чтобы отказаться от продления санкций, говорит и другой сюжет. 3 марта в Париже состоится заседание «нормандской четверки», одним из главных вопросов которого станет подготовка выборов на Востоке Украины. Как заявил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик, выборы могут пройти уже в первой половине 2016 года. Возможно, в этом намерении формулируется условие: если окажется, что выборы не проводятся по вине Киева, это даст оправдание европейским властям не продлевать санкции против России.

Откажется ли Европа от санкций против РФ, или снова уступит давлению США?

— Для Штатов санкции — очень удобный инструмент давления на геополитического конкурента, на Россию, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Причем, Вашингтон прибегал к нему задолго до событий на Украине. Американцы пытались ввести антироссийские санкции еще в «нулевые» в качестве ответа на события вокруг «ЮКОСа», и в ограниченном формате ввели в 2012 году в виде «закона Магнитского». В крымских событиях США увидели подходящий предлог для ужесточения санкционной линии. И, честно говоря, не думаю, что Белый дом будет рассматривать вопрос о снятии санкций с России в обозримой перспективе.

Именно об этом говорит заявление Джона Теффта. Понятно, что Крым ни при каком раскладе не вернется в состав Украины, поскольку является теперь территорией РФ. И раз американцы увязывают отмену санкций с возвратом Крыма — значит, они вообще не собираются их отменять.

Нам эта ситуация знакома по поправке Джексона-Вэника. Ее, напомню, приняли еще в 1974-м как ответ на ограничение эмиграции из СССР граждан еврейской национальности, а отменили только в 2012-м. Другими словами, уже давно не было ни советского государства, ни проблемы эмиграции из него, а поправка продолжала действовать. С нынешними санкциями будет точно так же.

Отмечу, что самим США санкции не мешают развивать сотрудничество с Россией в тех сферах, где американцам это действительно необходимо. Так, например, Вашингтон сумел обойти запрет Конгресса 2014 года на закупки российских ракетных двигателей РД-180, которые нужны Пентагону для вывода на орбиту военных спутников. Как заявил замминистра обороны США Фрэнк Кендалл, курирующий сферу военных закупок и технологий, «в данный момент, насколько можно сказать, американские санкции в отношении России не запрещают покупку РД-180».

Почему с европейцами ситуация иная?

— Европа не ставит перед собой крупных геополитических задач, которые бы целиком оправдывали экономический ущерб, который несет Брюссель от санкционного противостояния с Москвой. Поэтому Европа хотела бы если не снять санкции, то переформатировать их в более мягкий вариант.

С точки зрения Брюсселя, в украинском конфликте есть две стороны, которые должны выполнить «домашнее задание». Не только Москва должна надавить на «сепаратистов», но и Киев должен пойти на оговоренные реформы. Между тем, сегодня украинская сторона, как теперь считают и в ЕС, уклоняется от выполнения взятых на себя обязательств.

Об этом в конце февраля заявили президенту Украины Петру Порошенко министры иностранных дел Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнм​айера в ходе совместного визита в Киев. По сути, они отчитали — пусть и в мягкой форме — Порошенко и его правительство за то, что ничего не делается, и предупредили, что больше отговорки неприемлемы.

Причем, в ходе этой поездки наметился определенный компромисс: Европа не настаивает на немедленном внесении поправок в украинскую Конституцию, но выборы на Востоке Украины должны при любом раскладе состояться. По сути, Европа дала понять, что оставляет за собой право выставить Киеву «неуд» за срыв выборов — и такая оценка, действительно, может быть использована Брюсселем как повод для переформатирования санкций.

США будут теперь давить на Европу, чтобы та не смягчала позиций по санкциям?

— Для США самое главное — все-таки не жесткая позиция Евросоюза в отношении России, а его участие в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП). Как раз на этом направлении — торга об условиях участия ЕС в проекте — и возможен компромисс. Думаю, США позволят Европе смягчить антироссийские санкции в обмен на ряд уступок в рамках ТТИП.

Другое дело, что такой компромисс не будет гласным — вряд ли широкой публике объявят, что ЕС идет на переформатирование санкций в обмен на то-то и то-то. Скорее, мы увидим очень постепенные шаги Европы в сторону смягчения. Причем, санкции против российских публичных лиц в любом случае останутся — это позволит Европе сохранить лицо.

А самым важным сигналом, что вопрос с переформатированием решен положительно, будет постепенная отмена российских контрсанкций в отношении ряда европейских стран. В конце концов, именно этого добивается Европа…

— Все громкие заявления со стороны европейских противников санкций до сих пор оканчивались ничем, — напоминает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Страны ЕС всегда дружно голосовали за продление санкционного режима и его ужесточение.

Да, очень многое в позиции Европы будет зависеть от общих отношений России и Запада, включая даже Сирию — хотя формально эти вопросы не увязываются. И все же снятие ЕС секторальных санкций против РФ выглядит маловероятным. Проблема в том, что ни сирийский, ни украинский кризисы так и не решены. А главное, в них нет реального взаимопонимания между Россией и Западом.

С одной стороны, в обоих случаях выработаны дипломатические форматы и общие подходы к урегулированию — это Минские соглашения в случае Украины, и Женевский мирный процесс в случае Сирии. Но с другой, в обоих случаях превалирует раздражение Россией, которая рассматривается как сторона, мешающая Западу и его союзникам разрешить эти конфликты на своих условиях. И это раздражение никуда не денется, пока причины, которые его вызывают, не будут исчерпаны.

В такой ситуации для США наиболее ожидаемой стратегией является пролонгация санкций. И надо понимать: Штаты не только могут надавить на европейских партнеров, но и спровоцировать события, в контексте которых продление санкций будет более вероятным.

Есть, кроме того, два фактора, которые будут воздействовать на Россию даже в отсутствие секторальных санкций со стороны ЕС. Первый — это дело «ЮКОСА» и претензии по нему, которые могут стать причиной ареста российских активов за рубежом. Такие конфликты могут вспыхнуть в любой момент, и носить самый серьезный характер. А второй фактор — США могут успешно поддерживать режим санкций в отношении России даже в одностороннем порядке.

Все крупнейшие мировые финансовые и промышленные организации зависимы от кооперации с США — от американского рынка и американской финансовой системы. Это значит, что при желании Вашингтон сможет успешно давить на Москву в одиночку: у него в руках достаточно инструментов для влияния не на позиции государств, а на позиции конкретных компаний. Эти компании будут старательно дистанцироваться от сотрудничества с РФ в случае, если такая линия со стороны властей США будет проводиться достаточно жестко.

Наглядный пример подобного поведения — история с попыткой размещения российских гособлигаций на внешнем рынке. В феврале стало известно, что Минфин отправил заявки на организацию размещения евробондов в 2016 году 25 иностранным банкам. Вскоре The Wall Street Journal сообщила: власти США рекомендовали крупным американским банкам воздержаться от покупки российских государственных облигаций. И хотя банки, понятно, Госдепу не подчиняются, рекомендация была тут же исполнена: Goldman Sachs и JP Morgan отказались размещать бонды РФ. Как говорится, что и требовалось доказать…

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).