06.04.2016, 19:31
США атаковали наши Су-30
США атаковали наши Су-30Международная военная политика
США не согласны с поставкой Ирану российских истребителей Су-30СМ и систем ПВО С-300, поскольку считают, что подобные поставки запрещены без санкции Совета Безопасности ООН. Об этом 5 апреля заявил замгоссекретаря Том Шеннон на слушаниях в профильном комитете сената США.

— Мы своего согласия на них не дадим, — высказался Шеннон о предполагаемых поставках Су-30. На вопрос, наложат ли США вето при обсуждении подобных поставок в СБ ООН, он ответил утвердительно. Шеннон указал и на такие вооружения, как танки Т-90 и боевые вертолеты.

Замгоссекретаря заявил, что возможные поставки в Иран российских систем ПВО С-300 также вызывают обеспокоенность США. «Очевидно, что мы не заинтересованы в том, чтобы у Ирана были продвинутые истребители или наземные комплексы. Мы будем пытаться выступить против любых систем, которые могут быть использованы Ираном в наступательных целях, любыми доступными нам способами», — сказал Шеннон. При этом он отметил, что не видит здесь противоречия с заявлением госсекретаря Керри, который уверен, что Иран «имеет право на выгоды» от уступок по своей ядерной программе.

Шеннон также заявил, что власти США готовы к обновлению закона о санкциях против Ирана. «Мы открыты для обновления», — сказал дипломат, сделав оговорку, что возможные новые санкции не должны ставить под угрозу срыва недавнюю ядерную сделку с Тегераном.

В ответ директор Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов заявил, что США не могут повлиять на поставки Ирану С-300, так как эти поставки не требуют разрешения СБ ООН. В МИД РФ отметили, что заявления США о том, что те наложат вето на поставки Су-30СМ и С-300 Тегерану, лишены всякого смысла, так как Москва не подавала соответствующих заявок в Совбез ООН по причине того, что санкции в отношении Ирана уже сняты. Источник агентства ТАСС, комментируя слова Шеннона, заметил, что установлен новый, разрешительный порядок поставок Ирану оружия и запчастей, который касается семи категорий регистра ООН по обычным вооружениям. К этим категориям относятся, в частности, боевые самолеты, ударные вертолеты, корабли, артиллерийские установки, ракеты и т. п. Формально их поставки тоже не запрещены, но соответствующая заявка должна быть одобрена СБ ООН.

Отметим, что ранее представитель Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству заявил, что контракт на закупку Ираном партии многофункциональных истребителей Су-30СМ будет подписан в течение 2016 года.

О планах Ирана по закупке у России Су-30 впервые стало известно еще в августе 2015 года — тогда военно-дипломатический источник агентства «Интерфакс» говорил, что Тегеран хочет купить партию многоцелевых тяжелых истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130, а также надводных кораблей класса «Фрегат» и подводных лодок. В начале февраля глава Минобороны Ирана Хоссейн Дегхан заявил, что его страна заинтересована в приобретении у России Су-30. При этом он не уточнил, о каком количестве самолетов идет речь, а также сроки возможной сделки.

Что касается поставок С-300, то 11 марта глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что первая партия российских ЗРК, вероятно, будет поставлена Ирану в сентябре или августе этого года.

В чем смысл такой дипломатической риторики и насколько обоснованы претензии американской стороны к РФ по поставкам в Иран многоцелевых истребителей СУ-30СМ, которые хорошо зарекомендовали себя во время сирийской кампании?

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета при Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский считает, что замгоссекретаря просто решил прокомментировать слухи, распространяемые во многих российских СМИ, а именно — сообщения о том, что якобы между Россией и Ираном уже есть какие-то договоренности о поставках вооружений на сумму не менее 8 млрд. долларов.

— Напомню, что после заключения так называемого ядерного соглашения была принята резолюцию о продлении оружейного эмбарго для Ирана на пятилетний срок. Сейчас поставки оружия в ИРИ возможны только при прохождении процедур уведомления и верификации Совета Безопасности ООН по каждой сделке. Именно поэтому пока не может быть и речи о российских поставках танков, самолетов, вертолетов, РСЗО, ПТРК и т. д., поскольку понятно, что США, а также Великобритания и Франция, их заблокируют. Поэтому в настоящий момент Ирану мы поставляем систему ПВО С-300, которая относится к перечню оборонительных вооружений.

Что касается участившихся переговоров министров обороны РФ и Ирана, то в первую очередь на них обсуждается координация действий в Сирии, поскольку Тегеран является членом российско-сирийско-иранско-иракской коалиции, его подразделения КСИР (а с некоторых пор и армейского спецназа — «СП») активно действуют на территории САР. А если поставки и обсуждаются, то это разговоры на перспективу, поскольку подготовка таких контрактов требует длительного времени.

Еще раз подчеркну, что пока ведутся только разговоры о закупках — не подписано даже соглашения о намерениях. Однако замечу, что нам ничего не мешает проводить работы по модернизации иранской оборонной промышленности — например, того же бронетанкового завода, который в свое время построил там Советский союз, и других предприятий. Так что заявление замгоссекретаря, на мой взгляд, — это такой выстрел в пустоту.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что когда с Ирана снимались международные санкции, уже был составлен список вооружений и военной техники, который Россия хотела бы поставить, что называется, здесь и сейчас.

— Судя по всему, там фигурировали не только ЗРС С-300, а также были упомянуты поставки «с высокой степенью вероятности», например, истребителей Су-30СМ. Возможно, что тогда представители Запада сказали, что не имеют ничего против — тем более что обозначен пятилетний период, по истечению которого Иран может свободно приобретать наступательные виды вооружения. Поставки могут осуществляться только с 2020 года, но контракты могут быть подписаны хоть сейчас. Возможно, что американцы теперь просто решили отыграть назад и уйти от достигнутых ранее договоренностей. Тем самым еще и пропиариться — показать «жесткую руку» несколько внешним игрокам, сколько своим собственным избирателям.

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов также считает, что американцы сейчас затронули вопрос с поставками истребителей Су-30 неслучайно — видимо, они работают на перспективу и заранее предупреждают, что и по истечению пятилетнего срока все равно не пропустят такую закупку.

— Иран нуждается в передовых системах вооружения — бронетанковой технике последних поколений, управляемом высокоточном оружии. Но в первую очередь Тегеран заинтересован в обновлении парка самолетов, поскольку его боевая авиация, что называется, лежит на боку. Сейчас основу его парка составляют старые американские фронтовые бомбардировщики McDonnell Douglas F-4 Phantom II, истребители-бомбардировщики F-5, истребители-перехватчики F-14, а также советские истребители-бомбардировщики Су-24МК и штурмовики Су-25, которые иранцы в 1991 году перегнали из Ирака.

Замечу, что, на мой взгляд, американские заявления в таком ключе — это еще и некий сигнал Саудовской Аравии. Сейчас отношения саудитов с американцами на фоне сирийского кризиса переживают непростые времена и, возможно, Штаты таким образом еще и напоминают КСА, кто их главный союзник, и что только они могут помешать Ирану быстрыми темпами укрепить свой боевой потенциал.

Что касается поставок С-300, которые американцы упоминают вместе с Су-30СМ, то все заявления на эту тему — это выражение несогласия, и не более. У США теперь нет никаких рычагов повлиять на эту сделку.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.
Конфликты  11.01.2017
Военная операция Qadimun Ya Naynawa («Мы идем, Ниневия») по освобождению Мосула, начатая 16 октября 2016 года, освещается крайне скудно, как независимыми западными СМИ, так и пресс-службами коалиции. Напомним, что сейчас город насчитывает примерно 1,5 миллиона жителей, многие из которых и