12.03.2015, 16:30
Спасение Порошенко в рассрочку
Спасение Порошенко в рассрочкуМеждународная военная политика
На каких условиях Международный валютный фонд выделил Киеву новый кредит?

В среду, 11 марта, МВФ одобрил новую программу финансовой помощи Украине. Речь идет о четырехлетней программе поддержки (Extended Fund Facility) объемом 17,5 млрд долларов, которая заменит одобренную в конце апреля 2014 года двухлетнюю кредитную линию (Stand-By Arrangement). Как сказано в уведомлении фонда, первый транш в пять млрд. долларов Киев получит «незамедлительно».

По словам главы МВФ Кристин Лагард, 2,7 млрд долларов из первого транша пойдут на поддержку украинского бюджета. Второй и последующие транши будут выделяться с учетом ежеквартальных оценок специалистов фонда. Решение МВФ, кроме того, позволяет Киеву рассчитывать на финансовую помощь от США и ЕС. Суммарно эта поддержка может составить до 25 млрд долларов.

Другой вопрос, получит ли Киев эти деньги?

Напомним: в рамках прежней программы Stand-By фонд обещал выделить украинским властям 17 млрд долларов, но реально они получили лишь 4,6 млрд. Остальные миллиарды намертво «зависли» из-за разногласий Киева и МВФ по реализации пакета реформ. На этот раз фонд также выдвигает условия получения кредита – правда, по словам Лагард, они «более гибкие».

Вот как выглядят новые требования МВФ:

– законодательное закрепление реформ по сокращению госрасходов;

– сокращение дефицита крупнейшего государственного холдинга «Нафтогаз Украины» (его общий долг – 13,5% ВВП страны).

– заморозку пенсий и зарплат бюджетников;

– рост налогов и повышение тарифов на газ для населения – к апрелю 2017 года субсидии для потребителей, которые сейчас покрывают примерно половину импортной цены газа, должны быть полностью отменены.

Украинский премьер Арсений Яценюк уже заявил, что новые транши МВФ не могут быть использованы на социальные нужды. Их планируется направить на пополнение резервов Нацбанка и на выплаты по прежним долгам.

Между тем, долги у Киева такие, что кредитов МВФ для их покрытия недостаточно. До конца года стране предстоит выплатить около 12,5 млрд долларов, а суммарный внешний долг составляет почти 40 млрд.

Поэтому главный вопрос повестки дня украинского кабмина – переговоры с кредиторами по реструктуризации долгов. Как заявила министр финансов Украины Наталья Яресько, такие переговоры могут начаться в ближайшее время. В число кредиторов входит и Россия, которая в конце 2013 года предоставила Украине кредит в 3 млрд долларов. Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов предупредил, что российская сторона не согласится на отсрочку выплат.

Что стоит за новой программой поддержки МВФ, что она означает для Украины и для Донбасса?

– МВФ впервые связал предоставление финансовой помощи Украине с выполнением Минских соглашений, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

– Об этом сказано во второй части заявления Кристин Лагард. Программа помощи «является масштабной, и сопряжена с рисками, особенно с теми, которые вызваны конфликтом на Востоке страны», – говорится в заявлении. «Отрадно, что соглашения о прекращении огня, достигнутые в Минске, по-видимому, в основном соблюдаются, и есть надежда, что можно будет избежать новых человеческих жертв», – подчеркнула Лагард.

Это знаковые слова. Дело в том, что такого рода констатации – не в стилистике МВФ. До сих пор фонд воздерживался от подобных заявлений в сторону Киева, и обращал внимание исключительно на экономические условия и параметры, а также на обстоятельства, связанные с диспропорциями платежного баланса Украины.

Но сейчас – видимо, с учетом опыта 2014 года, – глава МВФ сделала, на мой взгляд, однозначное заявление, увязав программу финансовой помощи с прогрессом на Юго-Востоке.

Собственно, Украина в прошлом году получила только один транш в рамках программы Stand-By потому, что тратила из денег МВФ по четыре млн долларов в день на ведение войны в Донбассе. Теперь такое положение международных финансистов перестало устраивать.

Я вижу в этом новый поворот – по крайней мере, в отношении фонда к украинским делам. Похожие условия – деньги только в случае прекращения конфликта – МВФ выдвигал разве что некоторым государствам в ходе «Арабской весны».

— Спасут ли Украину деньги МВФ?

– Если Киев получит оба оговоренных транша в 2015 году, в его распоряжении окажутся примерно 10 млрд долларов. Сюда же следует прибавить сопряженные с одобрением МВФ кредитные линии в рамках двусторонних отношений, плюс деньги Евросоюза и деньги Всемирного банка.

Из 10 млрд долларов – гарантированных на сегодня денег – 2,7 млрд пойдет на управление внешним долгом Украины, в частности, на немедленные долговые платежи, чтобы снизить остроту этой проблемы до конца второго квартала 2015 года. Еще 2,3 млрд долларов предназначены для пополнения международного резерва Национального банка Украины (НБУ).

Пополнение резерва – сигнал всем международным инвесторам о том, что возможности для стабилизации курса гривны расширяются. Собственно, стабилизация курса происходит уже сейчас– надо отдать должное жестким действиям самого НБУ. С февральских 40 гривен за доллар украинскому регулятору удалось опустить курс до 21,5 гривны за доллар, подняв ключевую ставку до 30% и введя ряд валютных ограничений – например, на перемещение дивидендных выплат за границу.

Транш МВФ порождает у инвесторов ощущение, что НБУ удастся не допустить дальнейшего проседания гривны (напомним, в 2013 года доллар стоит 8 гривен).

Всего же, с деньгами фонда, в резерве НБУ окажутся примерно 8 млрд долларов – это неплохая подушка безопасности для Украины, которой предстоит выплатить по внешним долгам около 12 млрд долларов в текущем году.

— Вы считаете, фонд выплатит Киеву обещанные 10 млрд?

– Вполне вероятно. Хотя бы потому, что украинский дефолт никому не нужен. Если он случится, это будет дополнительным нагнетанием турбулентности в той непростой обстановке, которая сейчас сложилась во всемирном хозяйстве.

С другой стороны, предоставление траншей увязано не только с ситуацией на Юго-Востоке, но и пакетом реформ.

Из документов МВФ, которые опубликованы на 12 марта, понятны основные направления преобразований, которые требуются от Киева. Речь идет, прежде всего, о сокращении госрасходов и стабилизации бюджета, поскольку суммарный дефицит госсектора Украины на сегодня составляет 13,5% ВВП. В связи с этим МВФ настаивает на реформе управления госпредприятиями, и повышении их прозрачности в части расходов. В документах фонда специально подчеркнуто, что это касается, прежде всего, «Нафтогаза Украины». А здесь нужно понимать: стабилизация финансового положения «Нафтогаза» и сокращение его дефицита невозможно без полномасштабного решения газового вопроса в отношениях Киев-Москва.

Кроме того, МВФ требует от Киева внятных шагов по борьбе с коррупцией и укреплению правопорядка.

— Реформы, на которых настаивает фонд, сильно ухудшат социально-экономическую обстановку в «незалежной»?

– Уже сегодня тарифы на газ для населения Украины выросли в 3,3 раза, тарифы на теплоснабжение – более чем на 70%. Подорожали и продукты – на 30-40%. Теперь же, плюс к тому, работающим пенсионерам до 1 января 2016 года сократят пенсии на 15%.

Вместе с тем, в новых условиях МВФ сказано, что Киев должен разработать программу целевых мер социальной защиты, чтобы ослабить бремя реформ для малообеспеченных слоев населения.

— Что будет с кредитами МВФ, если обстановка в Донбассе снова начнет накаляться?

– Повторится ситуация 2014 года: перечисление траншей остановится. Если Киев уже в первой половине 2015 года начнет активно вести переговоры по реструктуризации долгов, это позволит ему, в случае возобновления боевых действий на Юго-Востоке, уйти от неизбежного дефолта в текущем году. Но риск дефолта останется, и перенесется на 2016-й год.

Это очень серьезное обстоятельство, которое должно быть принято во внимание руководством Украины. МВФ не просто так заговорил о недопустимости человеческих жертв в Донбассе. Как говорится, имеющий уши – да услышит…

– Деньги МВФ для Украины – не более чем способ избежать дефолта по долговым обязательствам, – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Это важно, прежде всего, для западных кредиторов «незалежной». Да, финансовая помощь МВФ связана с жесткими социально-экономическими реформами и введением элементов внешнего управления, но Киев вынужден пойти на эти обременения.

Кроме того, деньги МВФ – еще и инструмент влияния западных партнеров Киева на его позицию по Донбассу. В этом смысле, нынешний режим перемирия важен как возможность получить хотя бы какой-то из обещанных траншей МВФ, но этот режим –вовсе не гарантия от возобновления войны на Юго-Востоке.

В целом, думаю, деньги МВФ украинскую экономику не спасут. Они связаны со значительными обременениями с точки зрения проводимой Киевом политикой, и призваны помочь Украине лишь тактически…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.