05.04.2016, 17:37
Совсем немирное небо над Крымом
Совсем немирное небо над КрымомМеждународная военная политика
Концентрация украинских комплексов ПВО на границе с Крымом потенциально угрожает безопасности полетов гражданской авиации.

Украинские военные объявили о намерении перебросить к границе с Крымом зенитные ракетные комплексы С-300ПС — такую информацию в конце прошлой недели распространила пресс-служба воздушного командования ВВС Украины «Юг». За счет переброски комплексов ПВО военные рассчитывают «повысить защищенность государства», говорится в сообщении.

Следует отметить, что в реальности украинские силовики приступили к передислокации противовоздушных систем задолго до официального заявления пресс-службы. 24 марта в СМИ были опубликованы снимки колонны ЗРК С-300 «Фаворит», проследовавшей из Херсона по Антоновскому мосту в сторону Крымского полуострова.

В декабре прошлого года украинский президент заявил, что ВСУ сосредоточили «мощные» группировки на границах с Республикой Крым, а также с Приднестровьем. Вероятно, передислокация ЗРК к южным рубежам РФ является продолжением этой стратегии. Напомним, что Киев приветствовал уничтожение турецким истребителем российского бомбардировщика Су-24 в ноябре 2015 года, а секретарь СНБО Александр Турчинов призвал украинских военных следовать турецкому примеру и «профессионально отражать воздушную угрозу».

При этом концентрация средств ПВО ВС Украины на южных рубежах России представляет в первую очередь угрозу безопасности гражданских авиаперевозок, а вовсе не ВВС РФ.


«Бермудский треугольник» Незалежной

В 2001 году украинские военные сбили над Черным морем гражданский лайнер Ту-154М, принадлежавший российской авиакомпании «Сибирь». На борту находились 66 пассажиров, большинство из которых были израильтянами, и 12 членов экипажа. В катастрофе никто не выжил. В те дни на территории еще украинского Крыма проходили военные учения ВСУ. В результате расследования выяснилось, что пассажирское судно сбито украинскими военными — самолет был по ошибке уничтожен зенитной ракетой С-200. Под надуманными предлогами Киев так и не признал своей вины, несмотря на то что данные собственного расследования, проведенного украинской стороной, подтверждали версию Межгосударственного авиационного комитета. Однако российская авиакомпания и родственники погибших так и не смогли добиться от украинских властей компенсации, иск на сумму более 15 млн долларов был отклонен киевским судом.

13 лет спустя украинские военные снова оказались в эпицентре скандала, связанного с гибелью гражданского авиасудна: 17 июля 2014 года над Донецкой областью потерпел крушение Boeing 777 малазийской авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший в Куала-Лумпур. Несмотря на то что Киев поспешил объявить виновниками трагедии пророссийских ополченцев ДНР и ЛНР, доказательств этому нет. Нидерланды, начавшие собственное разбирательство, регулярно откладывают оглашение его результатов, постоянно перенося дату публикации итогов расследования. Это косвенным образом указывает на то, что ополченцы и Россия непричастны к трагедии — вряд ли Запад стал бы покрывать бойцов Новороссии. Кроме того, вопросы у экспертного сообщества вызвал тот факт, что украинский диспетчер потребовал от экипажа «Боинга» снизиться до 10 километров, сделав судно уязвимым для зенитных ракетных комплексов малой и средней дальности, к которым относится и ЗРК «Бук». Для России основной версией гибели лайнера является уничтожение его ракетой класса «воздух — воздух», выпущенной истребителем ВВС Украины.


Гордость и ничтожество

В конце прошлого года секретарь Совбеза ООН Александр Турчинов раскритиковал уровень подготовки и оснащения украинских сил ПВО. Он также сообщил, что модернизация и укрепление этого рода войск назначено приоритетной задачей на 2016 год. Киев планирует закупать новейшие системы противовоздушной обороны, а также вести работу над созданием собственных комплексов. Турчинов не преминул в очередной раз обвинить Россию — по его мнению, именно Москва повинна в плачевном состоянии украинских вооруженных сил, и ее ВВС представляют для Незалежной сегодня наибольшую опасность.

«И именно там (в войсках ПВО) были самые большие сокращения, и фактически те, кто разрушал армию, сознательно разрушал, координируя эти сознательные процессы именно с Российской Федерацией, привели к тому, что у нас реальные и серьезные проблемы с обеспечением прикрытия и всей украинско-российской границы, и страны в целом», — заявил Турчинов.

В одном Кровавый пастор, несомненно, прав: противоракетная оборона Украины действительно находится в упадке. Если, например, пехота и артиллерия получили серьезный опыт и поддержку со стороны властей в ходе карательной операции в Донбассе, то войска ПВО представлены устаревшими образцами техники — комплексами ЗРК С-300ПТ/ПС, а также «Бук-М1». По мнению специалистов, эти модификации систем ПВО уже не соответствуют современному уровню развития ВВС РФ.

По сведениям директора консалтинговой компании Defence Express Сергея Згуреца, самому «младшему» ЗРК, стоящему на вооружении ВСУ, не менее 25 лет, а самому старому — все 40. Кроме того, к 2015 году закончился срок эксплуатации большинства ракет ЗРК, имеющихся в распоряжении украинских военных. В 2012 году Министерство обороны Украины приняло программу по восстановлению потенциала противовоздушной обороны страны, однако она провалилась из-за отсутствия средств. Ожидать, что реализация дорогостоящей модернизации ПВО будет осуществлена киевской властью сейчас, в условиях тяжелейшего экономического кризиса и при пустой казне, по меньшей мере странно.

Возможно, украинские ПВО не будут представлять большой опасности для российских военных самолетов, зато появление большого числа ЗРК ВС Украины на крымских рубежах сделает рискованными полеты гражданской авиации, особенно на фоне инициатив Киева по блокаде Крыма. Накал страстей столь высок, что приходится остерегаться любых провокаций.

«Когда военные действительно планируют провести какую-то операцию, о подготовке к ней стараются не говорить. Тот факт, что украинское командование широко анонсировало переброску своих ЗРК к российским границам, говорит о том, что данный шаг носит в большей степени демонстративный характер, они рассчитывают напугать нас», — говорит военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев.

Эксперт добавил, что за громкими заявлениями могут последовать и реальные акты агрессии. «Реджеп Эрдоган с самых первых дней российской операции в Сирии возмущался действиями военных РФ, обвиняя их в нарушении воздушного пространства Турции. Все закончилось тем, что турецкие ВВС сбили наш самолет, хотя он даже не заходил на турецкую территорию. Подобный сценарий может реализоваться и в случае с Украиной, тем более что Киев обнадежен тем, что Москва не стала давать военный ответ Анкаре за сбитый Су-24, ограничившись разрывом экономических связей», — отметил эксперт.

Даже при том условии, что наземные системы ПВО ВСУ на данный момент недостаточно развиты, уничтожить любое воздушное судно возможно и при помощи истребителей — такую вероятность также нельзя исключать, тем более что, по одной из версий, именно в результате атаки Су-24 ВВС Украины потерпел крушение Boeing 777, говорит Александр Перенджиев.

«Полагаю, что с появлением украинских ПВО на границе с Крымом возникнет угроза для самолетов гражданской авиации. Киевский режим склонен к авантюрам, украинские политики постоянно пытаются спровоцировать вооруженное противостояние с Россией, вынуждая ее ответить на свои агрессивные выпады. Считаю, что Россия должна четко дать понять Украине, что в том случае, если украинские военные собьют хотя бы один российский самолет, по Киеву тотчас будет нанесен удар системы "Калибр", прямо по администрации украинского президента», — сказал в заключение военный эксперт.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?