06.07.2016, 10:18
Сойдет ли «с мели» уникальный воздушный танкер?
Сойдет ли «с мели» уникальный воздушный танкер?Международная военная политика
Уже к ноябрю-декабрю 2016 года будет готов опытный образец первого модернизированного Ил-78М-90А. А на 2018 год запланирован запуск этого самолета в серийное производство. Об этом на днях заявил управляющий директор ульяновского «Авиастар-СП» Андрей Капустин. Если все так и произойдет, это будет первый самолет-топливозаправщик, произведенный в постперестроечной России.

Время требует универсальности

Вообще-то, впервые о том, что в Ульяновске начали работать над этим проектом, было объявлено еще в феврале 2015 года. «Работы ведутся согласно заключенному с Минобороны России контракта на проведение ОКР по созданию перспективного самолета-топливозаправщика. Ил-78М-90А является модификацией самолета Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование, в случае необходимости, позволять установить оборудование для пожаротушения. Но при этом, самолет имеет возможность установки топливозаправочного оборудования — дополнительных емкостей для топлива внутри грузовой кабины и унифицированных подвесных агрегатов заправки», — сообщала тогда пресс-служба «Ильюшина» о будущем универсальном топливозаправщике приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации…

Чем Ирак-то хуже

И вот здесь, как раз стоит еще раз вспомнить биографию базового Ил-78, начавшуюся в 80-годы прошлого века. Принято считать, что ни один топливозаправщик никогда не создавался как отдельная самостоятельная разработка — мол, все они, это лишь переделанные транспортные, пассажирские или даже военные самолеты. Для «семьдесят восьмого» такой базой был Ил-76МД — выпущенный в самом начале 80-х модернизированный вариант тяжелого «семьдесят шестого» с усиленной конструкцией как шасси, так и самого планера, и повышенной грузоподъемностью. Но на самом деле первые попытки создать что-то похожее на будущий Ил-78, предпринимались гораздо раньше — еще в 60-х ОКБ Ильюшина попыталось создать такой топливозаправщик на базе Ил-76, однако он, как выяснилось, чисто физически мог передавать лишь до 10 тонн топлива, а этого уже даже по тем временам было недостаточно. Поэтому первое приближение к цели стало возможным только почти двадцать лет спустя, при появлении Ил-76МД, позволившего значительно увеличить массу передаваемого топлива.

Два топливных бака общей вместимостью 28 000 кг в грузовой кабине, вместо кабины стрелка кормовой пушечной установки (Ил-76МД значился все-таки военно-транспортным) — рабочее место оператора дозаправки. Плюс система так называемой ближней навигации для взаимного поиска и сближения танкера и боевого самолета в сложных метеорологических условиях, а также подвесные агрегаты заправки (под каждым крылом и в задней части фюзеляжа). Это и был тот самый первый Ил-78. Что любопытно, в конце 80-х в Ираке тоже пробовали создать на базе того же Ил-76МД «свой» топливозаправщик, просто закрепив на центральной стойке грузолюка специально закупленный для этого унифицированный подвесной агрегат заправки советского производства. Правда, получившийся в итоге «трансформер» оказался совсем уж неудобным в эксплуатации.

В духе времени

Первый полет Ил-78 совершил в 1983 году. Стандартная его эксплуатация предполагала дозаправку одного тяже­лого бомбардировщика с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух истребителей — с подкрыльевых агрегатов. Однако, известно, что при этом (едва ли не впервые в мире!) на испытательных полетах достаточно успешно отрабатывалась и одновременная заправка трех самолетов класса «истребитель». 


В 1988 году в воздух впервые поднялся модифицированный Ил-78М, ушедший еще дальше от своего транспортного «прошлого» за счет отсутствия десантно-транспортного оборудования и заднего погрузочного люка и в тоже время добавления третьего фюзеляжного бака и усиления шасси. А в девяностые — вполне в духе времени — появилась идея повесить на топливозаправщик американское оборудование, дабы можно было заправлять еще и авиацию западного производства (так и не состоявшийся тот проект получил название Ил-78В). Впрочем, и без того Ил-78 был популярен за рубежом. Отдельные наименования получили его модели, предназначенные для поставки по контрактам в Индию, Пакистан…

Ташкентское пике

Но, как это часто бывает, судьба даже такого уникального и пользовавшегося спросом «продукта» оказалась зависимой не только от чисто авиационных показателей. О судьбе Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, традиционного и единственного серийного производителя большинства Ил, мы подробно писали в материале «Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным». Официально Ташкентский завод полностью ушел из авиации в 2012 году, однако де-факто это произошло еще раньше, в самом начале нулевых, когда, например, был сорван контракт на поставку в Китай нескольких Ил-76 и Ил-78. В итоге, что опять-таки логично, перешли на пониженные обороты, а затем и совсем стихли многие авиапроекты, завязанные на Ташкент — не только по нашему топливозаправщику. По некоторым данным, последний «семьдесят восьмой» был выпущен в Ташкенте в 2004 году — в комплектации Ил-78МКИ (для ВВС Индии).

Правда, уже через два года было принято решение о переносе производства Ил-76 в Ульяновск, на завод «Авиастар-СП». В 2012 году между заводом и министерством обороны был подписан контракт на поставку до 2021 года тридцати девяти единиц Ил-76МД-90А — по сути, того же Ил-76МД, благодаря которому тридцать лет назад родился уникальный советский топливозаправщик, но уже оснащенного более мощными, экономичными и отвечающими современным нормам по шуму и вредным веществам двигателями марки Пермского моторного завода. А незадолго до этого минобороны утвердило техзадание по проекту модернизации имеющегося парка топливозаправщиков Ил-78, Ил-78М и военно-транспортных Ил-76МД — за счет нее эксплуатационный срок «семьдесят восьмых» планировалось повысить до 40 лет.

В прочной связке

Теперь же, как видим и читаем, обозначены пусть и примерные, но даты готовности опытного образца еще и нового топливозаправщика, уже исторически прочно «завязанного» на модернизированный «семьдесят шестой»" с пермскими двигателями. 


«В ноябре-декабре этого года самолет будет готов. Эта машина в этом году должна быть передана ОАО „Илюшин" для испытаний. Далее уже ОАО „Ил" будет заниматься её доработкой» — заявил управляющий директор АО «Авиастар-СП» Андрей Капустин.

По имеющейся информации, новый самолет Ил-78М-90А сможет производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27, МиГ-29) с использованием агрегатов заправки установленных на крыле. С хвостового агрегата заправки возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. Также при использовании Ил-78М-90А на земле, возможна одновременная заправка до четырёх самолётов.

Кроме того, параметры упомянутых пермских двигателей, помогут решить вопрос перерасхода топлива (одна из немногочисленных претензий, которые традиционно предъявлялись к прежнему Ил-78).

В любом случае, здесь нужно помнить и еще один момент: за всю постсоветскую историю в России до этого, пока теоретического Ил-78М-90А не было произведено вообще ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.