11.07.2016, 19:12
СНВ в обмен на ПРО: Москва поставит Вашингтону жесткое условие
СНВ в обмен на ПРО: Москва поставит Вашингтону жесткое условиеМеждународная военная политика
Вашингтон хотел бы продлить важнейший российско-американский договор – СНВ-3. Причинами тому как личные амбиции президента Обамы, так и военно-политические соображения руководства США. Однако Россия может пойти в этом вопросе навстречу Соединенным Штатам только при выполнении трех ключевых условий, прямо связанных с американской системой ПРО.

Влиятельная американская газета Washington Post, ссылаясь сразу на несколько неназванных высокопоставленных работников президентской администрации США сообщила: по словам американских официальных лиц, Обама хочет, чтобы сокращение ядерных вооружений, которое он активно поддерживал с самого начала пребывания в Белом доме, стало «частью его внешнеполитического наследия».

Обама хочет оставить после себя наследство и продемонстрировать, что не все в отношениях с Россией было провалом, объясняет издание мотивы Белого дома. Основным в этом вопросе как раз и является продление СНВ-3. Газета также отмечает, что Белый Дом хочет существенно сократить программу модернизации ядерных вооружений, которая стоит ни много ни мало 350 млрд долларов.

О подобных настроениях в американской администрации сообщалось и ранее, более того, сам Барак Обама призывал Россию и США и далее снижать ядерный потенциал. Так что данной газетной утечке в значительной мере можно доверять.

Важнейший договор

Что предсталяет собой СНВ-3 и почему он так важен?

Двусторонний договор о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических атомных вооружений (СНВ-3), был подписан Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году, и вступил в силу в феврале 2011-го. Договор рассчитан на 10 лет – он истекает в феврале 2021 года. Согласно соглашениям сторон, СНВ-3 может быть продлен еще на пять лет - как раз о таком продлении и ведет речь американская администрация.

СНВ-3 предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей (межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков) с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. По данным из открытых источников, на 1 сентября 2015 года Россия имела 526 развернутых носителей и 1628 боеголовок на них, США, соответственно, – 762 стратегических носителя и 1538 ядерных боеголовок.

Каждая из сторон вправе выйти из соглашения, «если она решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы» - такое право прописано в 14-й статье договора СНВ-3.

«Выход не актуален, но такая возможность имеется»

Но важнее этого для России прямая связь данного договора с развертыванием Соединенными Штатами системы ПРО, и российские представители неоднократно заявляли об этом.

«Если американская система ПРО будет развиваться без участия России, наша страна будет вынуждена выйти из договора СНВ-3 и начать наращивание своей боеспособности, несмотря на достигнутые недавно договоренности», - предупреждал еще в 2011 году зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов.

В мае председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров даже не исключил выход России из договора об СНВ в ответ на размещение элементов ЕвроПРО. Тогда же замминистра иностранных дел России Сергей Рябков заявил: «На сегодня выход из СНВ не актуален, но такая возможность имеется, и американцы об этом прекрасно знают. Здесь нет никаких корректировок в нашей позиции, это та же самая позиция, которая существовала на момент заключения СНВ».

И тем не менее можно сказать, что все-таки российская позиция претерпела некоторые изменения. Российские требования к Соединенным Штатам по поводу продления СНВ-3 существенно расширились.

Подход к сокращению ядерных вооружений должен быть комплексным, учитывающим потенциалы не только России и США, но и других стран - комментируя сообщения об американской инициативе, сказал в понедельник в эфире телеканала «Россия 24» полпред России при НАТО Александр Грушко. Так он прокомментировал вышедшую в Washington Post публикацию.

«Вкладом в укрепление международной безопасности было бы возвращение всех ядерных зарядов на территории стран, которые ими обладают, что сделала Россия. Необходимо иметь в виду, что по мере сокращения ядерных потенциалов основных ядерных игроков, то есть РФ и США, конечно, возрастает и роль ядерных потенциалов других государств. Поэтому со всех точек зрения подход должен быть другим», - сказал Грушко.

«Россия вряд ли пойдет на «сухое» продление»

Россия может не согласиться на продление договора СНВ-3, заметил в понедельник и сенатор Озеров. Чтобы этого не произошло, в тексте должна быть учтена озабоченность Москвы по поводу развертывания противоракетной обороны в 3-м и 4-м позиционных районах, заявил сенатор в комментарии РИА Новости.

Поясним: в 2006 году администрация Джорджа Буша-младшего заявила о планах развертывания 3-его позиционного района ПРО в Восточной Европе. Этот термин активно употреблялся в ходе обсуждения проекта строительства радиолокационной станции (РЛС) в Чехии. В 2009 году недавно избранный президент Барак Обама заявил о корректировке политики в сфере ПРО. Вашингтон отказался от размещения ракет в Польше и РЛС в Чехии, решив разместить морские противоракеты SM-3 в Средиземном и «северных» морях, мобильные наземные противоракеты SM-3 в центральной Европе и «тактические» РЛС в юго-восточной Европе.

12 мая этого года на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии заработал первый объект системы противоракетной обороны НАТО в Восточной Европе, который фактически является элементом европейской ПРО США, прикрывающей инфраструктуру НАТО. Днем позже начали строительство еще одного подобного комплекса в Польше.

Таким образом, проект «3-го позиционного района» американской ПРО по сути продолжает реализовываться. 4-й позиционный район ПРО США, предположительно, может быть развернут на севере Европы. 5-й – как предполагается, в Японии.

Сенатор заявил, что Россия в целом поддерживает идею усиления контроля за стратегическими наступательными вооружениями и намерена очень внимательно рассмотреть соответствующие предложения. «Но если речь будет идти просто о «сухом» продлении договора без учета нашей обеспокоенности в связи с развертыванием ПРО в Европе, Россия вряд ли пойдет на это», - сказал парламентарий.

В Совфеде убеждены, что размещение позиционных районов американской ПРО в Восточной Европе является нарушением баланса военных сил и средств. Озеров напомнил, что при ратификации СНВ российский парламент сделал оговорку о том, что именно размещение ПРО может стать причиной выхода России из договора. По словам главы комитета, когда принималось решение о размещении ПРО в 3-м и 4-м позиционных районах, США объясняли его необходимостью предотвращения ударов со стороны Ирана. «Непонятно, как теперь, когда по поводу иранской ядерной программы сняты вопросы, можно объяснять нацеленность этих элементов ПРО», - резюмировал Озеров.

«Никакая ПРО США не спасет»

Даже если предложение продлить СНВ-3 действительно поступит от США, откликаться на него не стоит, - подчеркнул первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников.

«Американцы прекрасно понимают, что они нарушили связь между ПРО и СНВ, и рассчитывать им на новый договор не приходится», - отметил депутат. Он пояснил, что такие договоры готовятся заранее и когда подходит срок их окончания, рабочие группы, эксперты, как правило, уже давным-давно работают над следующим СНВ. Для этого надо в том числе и по стране ездить, смотреть объекты и многое другое. «Так вот, они, понимая, что новый договор в сегодняшних условиях невозможен, что сами загубили создание его, решили пробить возможность: «а вдруг пролонгируем», - отметил Калашников.

Калашников напомнил, что предлагал в свое время выйти из договора. «Я это и сейчас предлагаю», - подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что основным заградительным барьером от ПРО является создание именно тяжелых ракет с разделяющими головными частями – РГЧ. «Американцы это тоже понимают - иди, поймай эту ракету, которая разделится в космосе на множество боеголовок. Никакая ПРО Америку не спасет. Поэтому они предлагают СНВ, дальше сокращать стратегические вооружения – чтобы потом прикрыть себя этим противоракетным зонтиком, потому что против небольшого количества ракет он будет эффективен», - пояснил депутат.

Три условия России

«Переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов Москва будет вести при выполнении трех важнейших пунктов, - предположил член Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Первый пункт: полный вывод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе - при переговорах необходим суммарный зачет ядерных потенциалов США, Великобритании и Франции с одной стороны, и РФ - с другой. Третий пункт - американцы должны подписать юридически обязывающее соглашение об ограничении развертывания своих систем ПРО».

Коротченко полагает, что при отказе от выполнения этих трех пунктов ни о каких переговорах о сокращении российского ядреного потенциала не может быть и речи.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).