11.07.2016, 19:12
СНВ в обмен на ПРО: Москва поставит Вашингтону жесткое условие
СНВ в обмен на ПРО: Москва поставит Вашингтону жесткое условиеМеждународная военная политика
Вашингтон хотел бы продлить важнейший российско-американский договор – СНВ-3. Причинами тому как личные амбиции президента Обамы, так и военно-политические соображения руководства США. Однако Россия может пойти в этом вопросе навстречу Соединенным Штатам только при выполнении трех ключевых условий, прямо связанных с американской системой ПРО.

Влиятельная американская газета Washington Post, ссылаясь сразу на несколько неназванных высокопоставленных работников президентской администрации США сообщила: по словам американских официальных лиц, Обама хочет, чтобы сокращение ядерных вооружений, которое он активно поддерживал с самого начала пребывания в Белом доме, стало «частью его внешнеполитического наследия».

Обама хочет оставить после себя наследство и продемонстрировать, что не все в отношениях с Россией было провалом, объясняет издание мотивы Белого дома. Основным в этом вопросе как раз и является продление СНВ-3. Газета также отмечает, что Белый Дом хочет существенно сократить программу модернизации ядерных вооружений, которая стоит ни много ни мало 350 млрд долларов.

О подобных настроениях в американской администрации сообщалось и ранее, более того, сам Барак Обама призывал Россию и США и далее снижать ядерный потенциал. Так что данной газетной утечке в значительной мере можно доверять.

Важнейший договор

Что предсталяет собой СНВ-3 и почему он так важен?

Двусторонний договор о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических атомных вооружений (СНВ-3), был подписан Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году, и вступил в силу в феврале 2011-го. Договор рассчитан на 10 лет – он истекает в феврале 2021 года. Согласно соглашениям сторон, СНВ-3 может быть продлен еще на пять лет - как раз о таком продлении и ведет речь американская администрация.

СНВ-3 предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей (межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков) с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. По данным из открытых источников, на 1 сентября 2015 года Россия имела 526 развернутых носителей и 1628 боеголовок на них, США, соответственно, – 762 стратегических носителя и 1538 ядерных боеголовок.

Каждая из сторон вправе выйти из соглашения, «если она решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы» - такое право прописано в 14-й статье договора СНВ-3.

«Выход не актуален, но такая возможность имеется»

Но важнее этого для России прямая связь данного договора с развертыванием Соединенными Штатами системы ПРО, и российские представители неоднократно заявляли об этом.

«Если американская система ПРО будет развиваться без участия России, наша страна будет вынуждена выйти из договора СНВ-3 и начать наращивание своей боеспособности, несмотря на достигнутые недавно договоренности», - предупреждал еще в 2011 году зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов.

В мае председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров даже не исключил выход России из договора об СНВ в ответ на размещение элементов ЕвроПРО. Тогда же замминистра иностранных дел России Сергей Рябков заявил: «На сегодня выход из СНВ не актуален, но такая возможность имеется, и американцы об этом прекрасно знают. Здесь нет никаких корректировок в нашей позиции, это та же самая позиция, которая существовала на момент заключения СНВ».

И тем не менее можно сказать, что все-таки российская позиция претерпела некоторые изменения. Российские требования к Соединенным Штатам по поводу продления СНВ-3 существенно расширились.

Подход к сокращению ядерных вооружений должен быть комплексным, учитывающим потенциалы не только России и США, но и других стран - комментируя сообщения об американской инициативе, сказал в понедельник в эфире телеканала «Россия 24» полпред России при НАТО Александр Грушко. Так он прокомментировал вышедшую в Washington Post публикацию.

«Вкладом в укрепление международной безопасности было бы возвращение всех ядерных зарядов на территории стран, которые ими обладают, что сделала Россия. Необходимо иметь в виду, что по мере сокращения ядерных потенциалов основных ядерных игроков, то есть РФ и США, конечно, возрастает и роль ядерных потенциалов других государств. Поэтому со всех точек зрения подход должен быть другим», - сказал Грушко.

«Россия вряд ли пойдет на «сухое» продление»

Россия может не согласиться на продление договора СНВ-3, заметил в понедельник и сенатор Озеров. Чтобы этого не произошло, в тексте должна быть учтена озабоченность Москвы по поводу развертывания противоракетной обороны в 3-м и 4-м позиционных районах, заявил сенатор в комментарии РИА Новости.

Поясним: в 2006 году администрация Джорджа Буша-младшего заявила о планах развертывания 3-его позиционного района ПРО в Восточной Европе. Этот термин активно употреблялся в ходе обсуждения проекта строительства радиолокационной станции (РЛС) в Чехии. В 2009 году недавно избранный президент Барак Обама заявил о корректировке политики в сфере ПРО. Вашингтон отказался от размещения ракет в Польше и РЛС в Чехии, решив разместить морские противоракеты SM-3 в Средиземном и «северных» морях, мобильные наземные противоракеты SM-3 в центральной Европе и «тактические» РЛС в юго-восточной Европе.

12 мая этого года на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии заработал первый объект системы противоракетной обороны НАТО в Восточной Европе, который фактически является элементом европейской ПРО США, прикрывающей инфраструктуру НАТО. Днем позже начали строительство еще одного подобного комплекса в Польше.

Таким образом, проект «3-го позиционного района» американской ПРО по сути продолжает реализовываться. 4-й позиционный район ПРО США, предположительно, может быть развернут на севере Европы. 5-й – как предполагается, в Японии.

Сенатор заявил, что Россия в целом поддерживает идею усиления контроля за стратегическими наступательными вооружениями и намерена очень внимательно рассмотреть соответствующие предложения. «Но если речь будет идти просто о «сухом» продлении договора без учета нашей обеспокоенности в связи с развертыванием ПРО в Европе, Россия вряд ли пойдет на это», - сказал парламентарий.

В Совфеде убеждены, что размещение позиционных районов американской ПРО в Восточной Европе является нарушением баланса военных сил и средств. Озеров напомнил, что при ратификации СНВ российский парламент сделал оговорку о том, что именно размещение ПРО может стать причиной выхода России из договора. По словам главы комитета, когда принималось решение о размещении ПРО в 3-м и 4-м позиционных районах, США объясняли его необходимостью предотвращения ударов со стороны Ирана. «Непонятно, как теперь, когда по поводу иранской ядерной программы сняты вопросы, можно объяснять нацеленность этих элементов ПРО», - резюмировал Озеров.

«Никакая ПРО США не спасет»

Даже если предложение продлить СНВ-3 действительно поступит от США, откликаться на него не стоит, - подчеркнул первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников.

«Американцы прекрасно понимают, что они нарушили связь между ПРО и СНВ, и рассчитывать им на новый договор не приходится», - отметил депутат. Он пояснил, что такие договоры готовятся заранее и когда подходит срок их окончания, рабочие группы, эксперты, как правило, уже давным-давно работают над следующим СНВ. Для этого надо в том числе и по стране ездить, смотреть объекты и многое другое. «Так вот, они, понимая, что новый договор в сегодняшних условиях невозможен, что сами загубили создание его, решили пробить возможность: «а вдруг пролонгируем», - отметил Калашников.

Калашников напомнил, что предлагал в свое время выйти из договора. «Я это и сейчас предлагаю», - подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что основным заградительным барьером от ПРО является создание именно тяжелых ракет с разделяющими головными частями – РГЧ. «Американцы это тоже понимают - иди, поймай эту ракету, которая разделится в космосе на множество боеголовок. Никакая ПРО Америку не спасет. Поэтому они предлагают СНВ, дальше сокращать стратегические вооружения – чтобы потом прикрыть себя этим противоракетным зонтиком, потому что против небольшого количества ракет он будет эффективен», - пояснил депутат.

Три условия России

«Переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов Москва будет вести при выполнении трех важнейших пунктов, - предположил член Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Первый пункт: полный вывод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе - при переговорах необходим суммарный зачет ядерных потенциалов США, Великобритании и Франции с одной стороны, и РФ - с другой. Третий пункт - американцы должны подписать юридически обязывающее соглашение об ограничении развертывания своих систем ПРО».

Коротченко полагает, что при отказе от выполнения этих трех пунктов ни о каких переговорах о сокращении российского ядреного потенциала не может быть и речи.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.