25.07.2015, 11:05
Смена главной модели
Смена главной моделиМеждународная военная политика
В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолетом России.

После триумфального шествия по миру различных модификаций истребителя Су-27 и Су-30 российский авиационный экспорт взял некоторую паузу: крупных контрактов в последние годы практически не было. Прервет эту паузу, как ожидается, Су-35, переговоры о поставках которого ведутся уже несколько лет.


Первая попытка

Корни Су-35 следует искать в 80-х годах, когда еще по заказу ВВС СССР началась разработка модернизированного варианта только что пошедшего в серию тяжелого фронтового истребителя Су-27С. Главным усовершенствованием должна была стать многофункциональность, прежде всего выражающаяся в способности применять управляемое вооружение «воздух — поверхность». Арсенал исходного Су-27 как ударной машины исчерпывался свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами, что уже в середине 80-х считалось недостаточным для перспективной машины, тем более — тяжелой.

Первый полет будущий Су-27М совершил в июне 1988 года. Помимо расширенного набора вооружения, самолет отличался более современным оборудованием и возможностью дозаправки в воздухе. Были и внешние изменения: появилось переднее горизонтальное оперение — ПГО. Маленькие «крылышки» по сторонам пилотской кабины стали более известны в качестве визитной карточки палубного истребителя Су-33 и главного экспортного продукта под маркой «Су» — многочисленных модификаций истребителя Су-30МК.

На экспорт Су-27М был предложен под индексом Су-35, что породило путаницу со следующей машиной, исходно построенной под этим обозначением. В отличие от Су-30, ее судьба не сложилась. Распад СССР не позволил запустить самолет в серию для своих ВВС. Несколько построенных машин были переданы пилотажной группе «Русские Витязи», где в силу недоведенности они встали на прикол, превратившись в источник запчастей для штатных Су-27.

Несмотря на все проблемы, на нескольких образцах Су-27М был проведен большой объем испытаний, включая применение новейшего управляемого вооружения и использование двигателей с управляемым вектором тяги. Один из Су-27М (бортовой номер 711), получивших такие двигатели, а с ними и новое обозначение Су-37, известен также как «Терминатор».

На «Терминаторе» впервые была выполнена фигура высшего пилотажа, получившая по фамилии летчика наименование «Чакра Фролова»: разворот в плоскости тангажа на 360° с чрезвычайно малым радиусом, своеобразный воздушный кульбит. Самолет делает мертвую петлю малого радиуса и на очень малых скоростях полета, фактически разворачиваясь вокруг своего хвоста. Практическое значение этой фигуры для истребительной авиации заключается в возможности атаковать противника «за спиной» или, если он совсем близко, пропустить его вперед, самому заняв атакующее положение.


«Большая модернизация»

Крайне скудное финансирование ВВС в 1990-е годы практически исключало серьезное обновление парка, и новые разработки ОКБ велись в основном за счет доли доходов от экспорта боевых машин за рубеж. Благодаря успешному старту с китайскими и индийскими контрактами и дальнейшему продвижению, истребители Сухого стали одной из визитных карточек «Рособорнэкспорта» и российской оборонки в целом, практически вытеснив с мирового рынка тяжелых истребителей самолеты F-15, которым до того предсказывалось большое коммерческое будущее на фоне их успешного продвижения в ВВС стран-союзников США в 1980-е годы.

Полученные от экспортных доходов средства позволили запустить работы по глубокой модернизации базовой платформы Т-10С, на которой построены все машины семейства, от Су-27 до Су-34. Первоначально плод этих работ обозначался как Су-35БМ («большая модернизация»), а в серию для ВВС России самолет был запущен под индексом Су-35С. До серии дело, впрочем, дошло не сразу.


     


В 2006 году началась постройка установочной партии машин «переходного поколения» — концепция модернизации заключалась в оснащении самолета, построенного на уже отработанной платформе, оборудованием и вооружением, созданным в рамках разработки авиационного комплекса пятого поколения. В 2008 году, с опозданием на год относительно изначально запланированных сроков, Су-35 вышел на летные испытания. Программа испытаний на 650 полетов заняла более 4 лет. В 2009 году, еще на первом этапе испытаний, был заключен контракт на поставку 48 Су-35С для ВВС России до конца 2015 года. Первые серийные машины этого типа были переданы военным в 2012 году.

Внешне Су-35С мало отличается от исходного Су-27. Нет переднего горизонтального оперения, использовавшегося на Су-27М, Су-33 и иркутских версиях Су-30. По имеющейся информации, альтернативой ПГО на этой машине стала усовершенствованная механизация крыла и изменившаяся центровка самолета. Существенное усовершенствование — радар нового поколения: на машине установлена РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, способная обнаруживать цели на расстоянии до 400 километров. В сочетании с новой оптико-локационной станцией современный радар позволяет пилоту Су-35 видеть противника даже в том случае, если это машина, построенная с использованием технологий снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Сложность Су-35С, отягощенная общими проблемами российской обрабатывающей промышленности, а также тем, что интегратором бортового оборудования Су-35 впервые выступил собственно разработчик самолета — компания «Сухой», затянула процесс освоения машины в войсках. Тем не менее к 2015 году завершился уже второй этап государственных совместных испытаний нового самолета, а строевые летчики осваивают его, включая применение оружия. Первая боеготовая эскадрилья на Су-35 появилась в 23-м истребительном авиаполку, базирующемся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре, фактически «за забором» авиазавода. 30 лет тому назад этот же полк первым осваивал новейшие Су-27, а в 2007-м — модернизированные Су-27СМ, которые после перевооружения на Су-35 будут переданы другим полкам.


Экспортные надежды

Разговоры о возможных поставках Су-35 на экспорт возникли давно, и практически сразу в качестве основного кандидата на роль первого покупателя был назван Китай. Камнем преткновения стал размер партии: по имеющейся информации, китайская сторона предпочла бы ограничиться минимальным числом машин, тогда как Россия настаивала на крупной партии, не менее 48 машин. Крупный контракт с весомыми неустойками на случай досрочного расторжения был бы достаточной компенсацией на случай попытки Китая создать собственную версию машины, как это уже произошло с Су-27, превратившимся в китайский J-11.


     


Цифра, которая, судя по всему, станет итоговой — 24 машины, очевидно, является продуктом компромисса. Сумма контракта вряд ли будет озвучена, но с учетом стоимости самих самолетов, вооружения, запчастей, подготовки персонала, обслуживания и прочих трат она может приблизиться, а то и превысить три миллиарда долларов США. Скорее всего, Китай действительно попытается использовать полученные с самолетом технические решения для проектирования собственных изделий следующего поколения, однако такой reverse engineering займет, по имеющемуся опыту, не менее 10-12 лет на само воспроизведение и еще несколько лет на освоение продукта. Этого вполне достаточно, чтобы в России была создана и модернизированная версия Су-35 как такового, и пошел бы в серию, в том числе и на экспорт, истребитель пятого поколения Т-50, разрабатываемый в рамках программы ПАК ФА.

Вслед за Китаем обозначились и предположения о других возможных покупателях. В качестве кандидатов указывались Бразилия, Индонезия, Пакистан и еще несколько стран. В отсутствие официальных сообщений о переговорах с кем-либо из них о возможной закупке Су-35 одним из подтверждений стало появление в сети годового отчета научно-производственного предприятия «Полет», занимающегося разработкой авиационных систем связи.

В документе есть запись о том, что предприятие ведет инициативную разработку бортового комплекса связи С-108 для экспортной версии самолета Су-35. Предполагаемый объем поставок до 2020 года — 24 единицы в Китай и 60 единиц суммарно в Индонезию, Вьетнам и Венесуэлу. Это совпадает с неоднократно приводившимися оценками предполагаемого объема китайского экспортного заказа на Су-35 (24 машины).

Кроме того, в отчете сообщается о разработке бортового комплекса связи С-107-1 для самолетов Су-35С (серийной версии для ВВС России). Объем поставок до 2020 года предполагается в 96 единиц. На данный момент выполняется контракт на поставку 48 истребителей Су-35С для ВВС России, о котором было сказано выше. Сообщения о вероятном заказе дополнительной серии этих машин также проскальзывали в прессе, однако подтверждений пока не получали.

Мнения экспертов в отношении названных потенциальных заказчиков расходятся. Наименее вероятным считается контракт на поставку Су-35 в Венесуэлу, где экономическая обстановка не располагает к крупным закупкам вооружения. Вьетнам в рейтинге потенциальных покупателей оценивается довольно высоко, однако считается, что заказ такого рода Ханой сделает ближе к концу десятилетия. Позицию же Индонезии пока предсказать сложно в силу непростого процесса принятия подобных решений в этой стране.

Тем не менее очевидно, что по мере освоения Су-35 в ВВС России и наращивания объемов его производства, привлекательность этой машины на рынке будет расти — особенно в условиях постепенной смены поколений военной авиатехники. Сложно сказать, сможет ли Су-35 повторить судьбу Су-30 — для этого нужен старт в виде «мегаконтрактов», подобных тем, что были реализованы с КНР и Индией. Однако не приходится сомневаться в том, что на небольшие и средние партии новинки найдется немало покупателей. Весьма удачное с точки зрения маркетинга позиционирование Су-35 как машины пятого поколения на платформе четвертого, идеально ложащееся на заслуженную репутацию платформы Т-10 как близкой к совершенству авиационной конструкции, должно помочь «Рособоронэкспорту» в продвижении Су-35 не меньше, чем его поставки для ВВС России. Когда именно начнется отсчет экспортной истории Су-35 и где — в Жуковском, Чжухае, Бангалоре или Лангкави — вопрос уже второй.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.