06.05.2015, 13:20
Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/ч
Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/чМеждународная военная политика
Непотопляемый «Джейран»

Корабли на воздушной подушке – удивительное изобретение человеческой инженерной мысли. С помощью специальных вентиляторов под корпусом судна создается слой сжатого воздуха, который поддерживает корабль над водой (землей). Отсутствие контакта с поверхностью уменьшает трение и волновое сопротивление, а подъем корпуса корабля над водой и демпфирующее влияние воздушной подушки дает возможность передвигаться в условиях сильного волнения, пересекать береговую линию, выходить на берег и возвращаться обратно в воду без дополнительной подготовки. Это не просто амфибийность, не просто возможность эксплуатации в двух средах. Это практически полная независимость от дорог, портов, причальных стенок, возможность использования корабля на любой более-менее горизонтальной поверхности.

В свое время к теме создания такой техники приложил руку автор идей покорения космического пространства Константин Циолковский. Еще в 1924 году он предложил создать «безколесный вездеход» на воздушной подушке, движимый при помощи реактивной струи. Позже идеей судов на воздушной подушке заболел будущий профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков. В 1937 году после нескольких экспериментальных машин под его руководством был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, возможность двигаться как над водой, так и над сушей, а также скорость около 130 км/час. На полном ходу Л-5 не могла догнать ни одна существовавшая на тот момент торпеда. 


МДКВП проекта 12321 «Джейран»


Война остановила исследования в этой области. Однако в дальнейшем в СССР разработки техники на воздушной подушке были форсированы. В серию были запущены такие корабли как «Скат», «Кальмар», «Джейран». Последний получился особенно удачным, так как его удалось сделать практически непотопляемым. Положительную плавучесть кораблю в любой ситуации обеспечивала особая конструкция, а именно - наличие понтонов и герметичного трюма.

Основным предназначением кораблей на воздушной подушке, применяемых в Военно-Морском флоте, стала транспортировка личного состава к месту высадки и огневая поддержка десантных операций. На «Джейране» были установлены две 30-мм автоматические корабельные артиллерийские установки АК-230 скорострельностью 2 тысячи выстрелов в минуту. Корабль мог доставлять 2 плавающих танка ПТ-76 и 50 морпехов на дальность свыше 300 морских миль, развивая при этом скорость в 50 узлов. 


Самый большой «малый» корабль в мире

Продолжением проекта «Джейран» стал малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». На сегодня это самый большой корабль на воздушной подушке из существующих в мире. Он способен перевозить три танка суммарной массой до 150 тонн либо 8 плавающих танков (8 боевых машин пехоты), либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или личный состав численностью без малого 500 человек.

Движение «Зубру» придает газотурбинная силовая установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил. С ее помощью нагнетается как непосредственно воздушная подушка, так и приводятся в действие воздушные винты диаметром 5,5 метров, с помощью которых корабль управляется в движении.

Управление кораблем происходит централизованно, с использованием элементов автоматизации, а также дистанционно. Интересно, что центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа, а управляет им человек, которого называют пилот. Управление «Зубром» отличается от обычных правил кораблевождения и требует большого опыта и особых умений.

Корпус корабля - это все тот же понтон. В надстройке над ним размещены три функциональных отсека: в среднем располагается техника, в кормовом - главные и вспомогательные силовые установки, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантируемых групп и экипажа. Для поддержания комфортных условий пребывания людей предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, шумоизоляции. Корабль может автономно находиться в море пять суток, преодолевая до 400 миль. Впечатляет и вооруженность корабля. На его борту размещены две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ), две 30-мм автоматические установки типа АК-630 (3 тысячи выстрелов), а также 8 комплектов ПЗРК «Стрела-3» с 32 ракетами.


Покорители береговых линий

Наблюдать за высадкой морского десанта с борта МДКВП - зрелище из разряда фантастических. Автору этих строк довелось видеть такой эпизод на балтийском полигоне «Хмелевка» под Калининградом в ходе одного из масштабных учений. Массивная громада корабля (и у кого только повернулся язык назвать его «малым») грациозно выходит на берег, после чего открывает массивную аппарель и дает выход боевой техники и основному составу десанты. Чуть раньше прямо по «юбке» воздушной подушки в воду соскальзывают морские пехотинцы в плавающих бронежилетах и, выйдя на берег, открывают огонь по позициям противника. 



МДКВП проекта 12322 «Зубр»


По своему потенциалу и тактико-техническим элементам «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире. Для него доступна большая часть береговой линии морей и океанов. Пожалуй, этот корабль не сможет выйти на берег только у скал и массивных камней. Все остальное - рвы, траншеи, минные заграждения, холмы, болотистую местность - он преодолевает без труда. Расстояние корпуса от земли при нагнетании воздушной подушки составляет 6 метров. Передвигаться корабль может со скоростью 60 узлов (111,12 км/ч).

Сейчас у нашего ВМФ есть два таких корабля - «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Оба они находятся в составе Балтийского флота. Однако строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 может быть возобновлено. Об этом сообщили в ОАО «Изумруд», где получили предварительную заявку на создание семи комплектов многофункциональной интегрированной РЛС управления артиллерийским огнем «Багира-М», предназначенных как раз для этих кораблей. Как отмечается, строительство «Зубров» может быть развернуто либо в Санкт-Петербурге на заводе «Алмаз», либо на заводе «Море» в Феодосии. 


Ракетоносцы особого назначения

Особое место в семействе судов на воздушной подушке занимают ракетные корабли проекта «Сивуч», входящие в состав Черноморского флота под именами «Самум» и «Бора». Их основной конструктивной особенностью является сочетание воздушной подушки, отделяющей корпус корабля от водной поверхности, и наличие контакта с водной поверхностью за счет бортовых скегов. По сути, это катамараны с двумя узкими корпусами и широкой платформой длиной 64 метра и шириной 18.

Корабль может двигаться в трех режимах - одном в виде катамарана и в двух режимах на воздушной подушке. Ход создают две газотурбинные установки мощностью 36 тысяч лошадиных сил каждая. При необходимости движения на воздушной подушке в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.

Также конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Двигатели кораблей позволяют им развивать скорость до 55 узлов, а также дают возможность двигаться при волнении моря в 5 баллов (волна высотой 3,5 метра). К слову, облако водяной пыли, создаваемое при движении «Боры» и «Самума» на воздушной подушке создает эффект постановки дымовой защиты, что снижает вероятность визуального обнаружения корабля с воздуха. Правда, высоскоростной режим целесообразен только в момент противоторпедного или противоракетного маневра. Основной способ передвижения корабля все-таки в режиме катамарана. 



МРК проекта 1239 «Сивуч»


На «Самуме» установлены две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 крылатых ракет 3М-80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), 76-мм артустановка АК-176 и две 30-мм артустановки АК-630. Ракеты 3М-80 предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-тонная ракета длиной почти 10 метров обладает дальностью полета до 90 км. За счет своей огромной кинетической энергии и полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри него. Собственную же защиту от ракет «Самуму» и «Боре» обеспечивает артустановка АК-176, находящаяся на баке. Это универсальное оружие уничтожает низколетящие крылатые ракеты типа «Гарпун» и «Томагавк».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.