06.05.2015, 13:20
Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/ч
Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/чМеждународная военная политика
Непотопляемый «Джейран»

Корабли на воздушной подушке – удивительное изобретение человеческой инженерной мысли. С помощью специальных вентиляторов под корпусом судна создается слой сжатого воздуха, который поддерживает корабль над водой (землей). Отсутствие контакта с поверхностью уменьшает трение и волновое сопротивление, а подъем корпуса корабля над водой и демпфирующее влияние воздушной подушки дает возможность передвигаться в условиях сильного волнения, пересекать береговую линию, выходить на берег и возвращаться обратно в воду без дополнительной подготовки. Это не просто амфибийность, не просто возможность эксплуатации в двух средах. Это практически полная независимость от дорог, портов, причальных стенок, возможность использования корабля на любой более-менее горизонтальной поверхности.

В свое время к теме создания такой техники приложил руку автор идей покорения космического пространства Константин Циолковский. Еще в 1924 году он предложил создать «безколесный вездеход» на воздушной подушке, движимый при помощи реактивной струи. Позже идеей судов на воздушной подушке заболел будущий профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков. В 1937 году после нескольких экспериментальных машин под его руководством был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, возможность двигаться как над водой, так и над сушей, а также скорость около 130 км/час. На полном ходу Л-5 не могла догнать ни одна существовавшая на тот момент торпеда. 


МДКВП проекта 12321 «Джейран»


Война остановила исследования в этой области. Однако в дальнейшем в СССР разработки техники на воздушной подушке были форсированы. В серию были запущены такие корабли как «Скат», «Кальмар», «Джейран». Последний получился особенно удачным, так как его удалось сделать практически непотопляемым. Положительную плавучесть кораблю в любой ситуации обеспечивала особая конструкция, а именно - наличие понтонов и герметичного трюма.

Основным предназначением кораблей на воздушной подушке, применяемых в Военно-Морском флоте, стала транспортировка личного состава к месту высадки и огневая поддержка десантных операций. На «Джейране» были установлены две 30-мм автоматические корабельные артиллерийские установки АК-230 скорострельностью 2 тысячи выстрелов в минуту. Корабль мог доставлять 2 плавающих танка ПТ-76 и 50 морпехов на дальность свыше 300 морских миль, развивая при этом скорость в 50 узлов. 


Самый большой «малый» корабль в мире

Продолжением проекта «Джейран» стал малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». На сегодня это самый большой корабль на воздушной подушке из существующих в мире. Он способен перевозить три танка суммарной массой до 150 тонн либо 8 плавающих танков (8 боевых машин пехоты), либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или личный состав численностью без малого 500 человек.

Движение «Зубру» придает газотурбинная силовая установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил. С ее помощью нагнетается как непосредственно воздушная подушка, так и приводятся в действие воздушные винты диаметром 5,5 метров, с помощью которых корабль управляется в движении.

Управление кораблем происходит централизованно, с использованием элементов автоматизации, а также дистанционно. Интересно, что центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа, а управляет им человек, которого называют пилот. Управление «Зубром» отличается от обычных правил кораблевождения и требует большого опыта и особых умений.

Корпус корабля - это все тот же понтон. В надстройке над ним размещены три функциональных отсека: в среднем располагается техника, в кормовом - главные и вспомогательные силовые установки, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантируемых групп и экипажа. Для поддержания комфортных условий пребывания людей предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, шумоизоляции. Корабль может автономно находиться в море пять суток, преодолевая до 400 миль. Впечатляет и вооруженность корабля. На его борту размещены две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ), две 30-мм автоматические установки типа АК-630 (3 тысячи выстрелов), а также 8 комплектов ПЗРК «Стрела-3» с 32 ракетами.


Покорители береговых линий

Наблюдать за высадкой морского десанта с борта МДКВП - зрелище из разряда фантастических. Автору этих строк довелось видеть такой эпизод на балтийском полигоне «Хмелевка» под Калининградом в ходе одного из масштабных учений. Массивная громада корабля (и у кого только повернулся язык назвать его «малым») грациозно выходит на берег, после чего открывает массивную аппарель и дает выход боевой техники и основному составу десанты. Чуть раньше прямо по «юбке» воздушной подушки в воду соскальзывают морские пехотинцы в плавающих бронежилетах и, выйдя на берег, открывают огонь по позициям противника. 



МДКВП проекта 12322 «Зубр»


По своему потенциалу и тактико-техническим элементам «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире. Для него доступна большая часть береговой линии морей и океанов. Пожалуй, этот корабль не сможет выйти на берег только у скал и массивных камней. Все остальное - рвы, траншеи, минные заграждения, холмы, болотистую местность - он преодолевает без труда. Расстояние корпуса от земли при нагнетании воздушной подушки составляет 6 метров. Передвигаться корабль может со скоростью 60 узлов (111,12 км/ч).

Сейчас у нашего ВМФ есть два таких корабля - «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Оба они находятся в составе Балтийского флота. Однако строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 может быть возобновлено. Об этом сообщили в ОАО «Изумруд», где получили предварительную заявку на создание семи комплектов многофункциональной интегрированной РЛС управления артиллерийским огнем «Багира-М», предназначенных как раз для этих кораблей. Как отмечается, строительство «Зубров» может быть развернуто либо в Санкт-Петербурге на заводе «Алмаз», либо на заводе «Море» в Феодосии. 


Ракетоносцы особого назначения

Особое место в семействе судов на воздушной подушке занимают ракетные корабли проекта «Сивуч», входящие в состав Черноморского флота под именами «Самум» и «Бора». Их основной конструктивной особенностью является сочетание воздушной подушки, отделяющей корпус корабля от водной поверхности, и наличие контакта с водной поверхностью за счет бортовых скегов. По сути, это катамараны с двумя узкими корпусами и широкой платформой длиной 64 метра и шириной 18.

Корабль может двигаться в трех режимах - одном в виде катамарана и в двух режимах на воздушной подушке. Ход создают две газотурбинные установки мощностью 36 тысяч лошадиных сил каждая. При необходимости движения на воздушной подушке в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.

Также конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Двигатели кораблей позволяют им развивать скорость до 55 узлов, а также дают возможность двигаться при волнении моря в 5 баллов (волна высотой 3,5 метра). К слову, облако водяной пыли, создаваемое при движении «Боры» и «Самума» на воздушной подушке создает эффект постановки дымовой защиты, что снижает вероятность визуального обнаружения корабля с воздуха. Правда, высоскоростной режим целесообразен только в момент противоторпедного или противоракетного маневра. Основной способ передвижения корабля все-таки в режиме катамарана. 



МРК проекта 1239 «Сивуч»


На «Самуме» установлены две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 крылатых ракет 3М-80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), 76-мм артустановка АК-176 и две 30-мм артустановки АК-630. Ракеты 3М-80 предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-тонная ракета длиной почти 10 метров обладает дальностью полета до 90 км. За счет своей огромной кинетической энергии и полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри него. Собственную же защиту от ракет «Самуму» и «Боре» обеспечивает артустановка АК-176, находящаяся на баке. Это универсальное оружие уничтожает низколетящие крылатые ракеты типа «Гарпун» и «Томагавк».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  30.03.2017
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. Мы попытались разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Геополитика  30.03.2017
Ровно 150 лет назад была заключена сделка о продаже русской Аляски Соединенным Штатам. Какую роль в этом сыграло восстание декабристов? Почему обнаружение на полуострове золота Петербург воспринял как большую проблему? На что в итоге пошли вырученные деньги? И чем руководствовался американский Конгресс, наотрез отказываясь от приобретения новых земель?
Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.