30.11.2015, 16:09
Сходка в Стамбуле
Сходка в СтамбулеМеждународная военная политика
Казахстан согласился пускать китайские грузы в Европу в обход территории РФ.

Крупные транспортно-логистические операторы Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на выставке Logitrans в Стамбуле договорились об учреждении консорциума. Данная структура займется развитием маршрута транспортировки китайских товаров в Европу. Участники намерены запустить первый демонстрационный поезд из Китая в Европу и организовать в этом направлении регулярный контейнерный сервис.

Основную ставку консорциум сделает на Транскаспийский транспортный маршрут (ТТМ) «Китай-Турция-Европа», который, как ни сложно догадаться, идет в обход России. В рамках этого проекта в течение 2016 года запланирована транспортировка через территорию Грузии нескольких тысяч контейнеров из Поднебесной. Также в 2016 году предполагается подключение Украины, которая будет переправлять грузы в Северную и Восточную Европу.

Директор Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги») Леван Сулаберидзе заявил, что благодаря реализации ТТМ Грузия «вновь возвратится» к древнему «Шелковому пути». Основные нитки «Великого Шелкового пути» через территорию современной Грузии никогда не проходили, но Сулаберидзе сделал ремарку явно неспроста. 


«Шелковый путь»: альтернативы для РФ нет

В сентябре 2013 года китайский лидер Си Цзиньпин во время визита в Казахстан официально провозгласил курс на формирование современного аналога существовавшего в древности «Великого Шелкового пути». Создание сухопутного маршрута транспортировки товаров в Европу для Пекина является основным приоритетом внешнеэкономической деятельности, и Россия играет здесь одну из главных ролей.

Исполнительный директор Российско-китайского экспертного центра Роман Буртовой пояснил, почему Пекин хочет воссоздать «Шелковый путь». «В настоящее время около 80% грузов КНР экспортирует по морю через Суэцкий канал. С учетом срока производства и времени доставки европейский потребитель получает товар примерно через три месяца. «Шелковый путь» через Россию сократит время доставки до 12-15 суток (сейчас это 40-45 суток)».

На данный момент проект «Шелкового пути» находится в стадии переговоров. Наиболее оптимальный и легкий маршрут пролегает через Уйгурский автономный район, Казахстан, Россию (Оренбургская область-Татарстан-Москва) и Белоруссию. В случае реализации проекта наша страна может стать важнейшим звеном в транзите китайских товаров, получая от этого соответствующие бонусы.

Собеседник констатирует, что из-за множества логистических цепочек у российских бизнесменов часто не хватает денег на закупку товаров в КНР. «Процентные ставки в России высокие, а китайцы товарный кредит не дают. Сейчас структура бизнеса с Китаем фактически сломана и «Шелковый путь» исправит положение дел», — считает Буртовой.

При очевидной выгоде «Шелковый путь» будет иметь ряд негативных последствий для РФ. «Шелковый путь» сократит издержки, увеличит грузооборот и, соответственно, товарооборот. Китай станет безальтернативной мировой фабрикой. Россия, получив легкий доступ к китайским товарам, рискует окончательно похоронить свою промышленность, которая, впрочем, и так практически не работает. Нет добра без худа», — рассуждает Буртовой.

Как бы то ни было, российское руководство дало понять, что будет бороться за участие в «Шелковом пути». Этому способствует текущая внешнеполитическая конъектура: Москва и Пекин объединяют усилия на фоне агрессивных выпадов Вашингтона. Однако конкретные договоренности пока отсутствуют, а у «Шелкового пути» существуют несколько альтернативных вариантов, одним из которых как раз является Транскаспийский транспортный маршрут.


Астане есть о чем подумать

В начале августа 2015 года из Китая в Азербайджан, преодолев более 3,5 тыс. километров, прибыл первый тестовый контейнерный поезд. Это событие прокомментировал президент АО «Казахстанские железные дороги» Аскар Мамин. Топ-менеджер заявил, что «транскаспийский маршрут имеет огромный потенциал для становления Казахстана и Азербайджана транзитным мостом между Азией и Европой».

Роман Буртовой скептически относится к перспективе использования китайскими компаниями ТТМ. «Данный проект вызывает сомнения в экономической рентабельности, так как он предполагает переправу через Каспий, а потом опять морем в Европу. Китаю нужен кратчайший и безопасный сухопутный маршрут», —- подчеркнул эксперт.

По сути, перевозка грузов через Каспий имеет смысл только для транспортировки китайских товаров в Закавказье и Турцию, но никак не для их транзита в ЕС. Всерьез говорить о конкуренции данного проекта по отношению к России нельзя. Но в истории с ТТМ обращает на себя внимание активная роль члена Евразийского союза — Казахстана.

Буртовой поясняет: «Участвуя в различных проектах по транспортировке китайских товаров, Казахстан в экономическом плане ничего не проигрывает. Основной маршрут «Шелкового пути» в любом случае пойдет через Казахстан, который получит новые рабочие места и серьезную финансовую подпитку, взымая плату за транзит».

После инцидента с Су-24M Казахстану и другим лояльным к Москве государствам необходимо осторожнее подходить к проектам, ориентированным на Турцию и идущим вразрез с национальными интересами России. Желания Азербайджана и Грузии переправлять китайские товары и по возможности углеводороды в обход РФ понятны и не требуют объяснения. Учитывая нынешнее состояние российско-турецких отношений, Анкара наверняка станет лучшим другом Тбилиси (Баку уже давно и прочно находится в орбите турецкого влияния).

Однако дальнейшее участие Казахстана в Транскаспийском транспортном маршруте непременно поставит под вопрос дружбу с Россией. Эту ситуацию не может не понимать президент республики Нурсултан Назарбаев. По инициативе Анкары он провел телефонные переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом, где выразил сожаление о случившемся и озабоченность ухудшением российско-турецких отношений.

Утром 30 ноября в ежегодном послании народу Казахстана Назарбаев был более резок и откровенен: «Пока что все нюансы этого вопроса нам не известны… Но факт является в том, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию, не шел на Турцию, шел воевать с террористами». Вывод, который сделал Назарбаев из инцидента с Су-24M, дает надежду, что Астана свернет заигрывание с Анкарой и останется надежным союзником России.

Категория: Экономика


Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

«Калибры» берут Польшу на мушкуМеждународная военная политика
Геополитика  31.05.2016
До поляков запоздало дошло, что элементы американской ПРО делают их мишенью для ударных российских вооружений. Такой вывод можно сделать из вопроса польского агентства PAP, адресованного главе польского МИД Витольду Ващиковскому: как он расценивает слова президента РФ Владимира Путина об ответных мерах на установку систем ПРО в Румынии и Польше? «Президент Путин должен знать и прекрасно знает, что система противоракетной обороны в Польше никак не угрожает безопасности России. Эта система должна защищать Европу от ракетной атаки с Ближнего Востока», — предсказуемо ответил Ващиковский.
А-235 «Нудоль»: убийца американских МБР и спутниковМеждународная военная политика
Мировой ВПК  30.05.2016
В России вновь успешно испытали противоспутниковую ракету. Согласно информации американского издания Washington Free Beacon, ссылающегося на источники в Пентагоне, 25 мая с космодрома Плесецк была успешно запущена ракета противоспутникового перехвата перспективной системы противоракетной и противокосмической обороны «Нудоль», разрабатываемой АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Запуск отслеживался американскими спутниками-шпионами, которые подтвердили, что испытания прошли успешно.
За Константинополь ответитеМеждународная военная политика
Геополитика  30.05.2016
Глава Турции Реджеп Эрдоган заявил, что многие страны желают отомстить туркам за взятие Стамбула (Константинополя) в 1453 году. «Однако никому не под силу разрушить нашу страну. После завоевания Стамбула турки разместились в Анатолии и Фракии и не собираются уходить с этих земель», — сказал турецкий президент на празднествах, посвященных 463-й годовщине падения столицы Византийской империи.
Россия создает «самолеты-смертники»Международная военная политика
Мировой ВПК  30.05.2016
ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе распространило информацию о разработке на базе существующего и эксплуатирующегося беспилотника самолета-камикадзе. Информация крайне скупая. Не сообщается ни о типе БПЛА, который будет играть роль крылатой бомбы, ни о предприятии-разработчике. Соответственно, ничего неизвестно о летно-технических характеристиках новинки, а также о мощности заряда. Сообщается лишь о том, что БПЛА функционально может быть близок к израильской разработке Harop. Этот беспилотник может самостоятельно вернуться на базу, если во время полета получит команду, отменяющую подрыв цели.


Обстановка в Сирии резко обостриласьМеждународная военная политика
Конфликты  25.05.2016
За последние сутки практически на всех ключевых направлениях боев в Сирии ситуация резко усложнилась. По ряду данных, в следующие два дня может случиться беспрецедентное обострение военной обстановки. И уже сейчас все происходящее сопровождается масштабной пропагандой, цель которой – информационный удар по позициям РФ. Американские источники заявили, что возглавляемая США коалиция, включая некоторые курдские группы, начала наступление на «столицу» ИГИЛ в Сирии – Ракку. Более того, по их словам, курды уже обстреливают пригороды Ракки, что несколько сомнительно.
Война в Сирии: «Хезболла» выходит из бояМеждународная военная политика
Конфликты  19.05.2016
Похоже, история с недавней загадочной гибелью под Дамаском начальника спецслужб «Хезболлы» Мустафы Бадр ад-Дина получила продолжение. 18 мая ливанское шиитское движение распространило сообщение о том, что меняет свою стратегию в Сирии. «Хезболла» сохранит присутствие в крупных городах — в Дамаске и его окрестностях, Хомсе, Хаме и Дераа. Однако, «чтобы не утонуть в сирийском „болоте", она выведет свои подразделения из Алеппо и не будет принимать участие в боестолкновениях в других областях страны, направленных на улучшение условий Женевских переговоров».
Турция требует ответа за сбитый истребитель и смерть ЭрдоганаМеждународная военная политика
Конфликты  18.05.2016
Прокуратура Турции вспомнила об инциденте 20-летней давности и потребовала двух пожизненных сроков для греческого летчика Таноса Гриваса, которого подозревают в уничтожении в 1996 году турецкого F-16 над Эгейским морем. Тогда погиб турецкий пилот Наиль Эрдоган. Анкара рассчитывает, что Афины выдадут своего летчика после заочного суда в Турции. Турецкая прокуратура потребовала двух пожизненных сроков для греческого пилота Таноса Гриваса, которого она обвиняет в том, что тот в 1996 году сбил турецкий истребитель F-16 в небе над Эгейским морем. По информации ТАСС, Анкара рассчитывает на арест Гриваса греческими властями. В частности, на основании договора о сотрудничестве в юридических вопросах.