30.11.2015, 16:09
Сходка в Стамбуле
Сходка в СтамбулеМеждународная военная политика
Казахстан согласился пускать китайские грузы в Европу в обход территории РФ.

Крупные транспортно-логистические операторы Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на выставке Logitrans в Стамбуле договорились об учреждении консорциума. Данная структура займется развитием маршрута транспортировки китайских товаров в Европу. Участники намерены запустить первый демонстрационный поезд из Китая в Европу и организовать в этом направлении регулярный контейнерный сервис.

Основную ставку консорциум сделает на Транскаспийский транспортный маршрут (ТТМ) «Китай-Турция-Европа», который, как ни сложно догадаться, идет в обход России. В рамках этого проекта в течение 2016 года запланирована транспортировка через территорию Грузии нескольких тысяч контейнеров из Поднебесной. Также в 2016 году предполагается подключение Украины, которая будет переправлять грузы в Северную и Восточную Европу.

Директор Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги») Леван Сулаберидзе заявил, что благодаря реализации ТТМ Грузия «вновь возвратится» к древнему «Шелковому пути». Основные нитки «Великого Шелкового пути» через территорию современной Грузии никогда не проходили, но Сулаберидзе сделал ремарку явно неспроста. 


«Шелковый путь»: альтернативы для РФ нет

В сентябре 2013 года китайский лидер Си Цзиньпин во время визита в Казахстан официально провозгласил курс на формирование современного аналога существовавшего в древности «Великого Шелкового пути». Создание сухопутного маршрута транспортировки товаров в Европу для Пекина является основным приоритетом внешнеэкономической деятельности, и Россия играет здесь одну из главных ролей.

Исполнительный директор Российско-китайского экспертного центра Роман Буртовой пояснил, почему Пекин хочет воссоздать «Шелковый путь». «В настоящее время около 80% грузов КНР экспортирует по морю через Суэцкий канал. С учетом срока производства и времени доставки европейский потребитель получает товар примерно через три месяца. «Шелковый путь» через Россию сократит время доставки до 12-15 суток (сейчас это 40-45 суток)».

На данный момент проект «Шелкового пути» находится в стадии переговоров. Наиболее оптимальный и легкий маршрут пролегает через Уйгурский автономный район, Казахстан, Россию (Оренбургская область-Татарстан-Москва) и Белоруссию. В случае реализации проекта наша страна может стать важнейшим звеном в транзите китайских товаров, получая от этого соответствующие бонусы.

Собеседник констатирует, что из-за множества логистических цепочек у российских бизнесменов часто не хватает денег на закупку товаров в КНР. «Процентные ставки в России высокие, а китайцы товарный кредит не дают. Сейчас структура бизнеса с Китаем фактически сломана и «Шелковый путь» исправит положение дел», — считает Буртовой.

При очевидной выгоде «Шелковый путь» будет иметь ряд негативных последствий для РФ. «Шелковый путь» сократит издержки, увеличит грузооборот и, соответственно, товарооборот. Китай станет безальтернативной мировой фабрикой. Россия, получив легкий доступ к китайским товарам, рискует окончательно похоронить свою промышленность, которая, впрочем, и так практически не работает. Нет добра без худа», — рассуждает Буртовой.

Как бы то ни было, российское руководство дало понять, что будет бороться за участие в «Шелковом пути». Этому способствует текущая внешнеполитическая конъектура: Москва и Пекин объединяют усилия на фоне агрессивных выпадов Вашингтона. Однако конкретные договоренности пока отсутствуют, а у «Шелкового пути» существуют несколько альтернативных вариантов, одним из которых как раз является Транскаспийский транспортный маршрут.


Астане есть о чем подумать

В начале августа 2015 года из Китая в Азербайджан, преодолев более 3,5 тыс. километров, прибыл первый тестовый контейнерный поезд. Это событие прокомментировал президент АО «Казахстанские железные дороги» Аскар Мамин. Топ-менеджер заявил, что «транскаспийский маршрут имеет огромный потенциал для становления Казахстана и Азербайджана транзитным мостом между Азией и Европой».

Роман Буртовой скептически относится к перспективе использования китайскими компаниями ТТМ. «Данный проект вызывает сомнения в экономической рентабельности, так как он предполагает переправу через Каспий, а потом опять морем в Европу. Китаю нужен кратчайший и безопасный сухопутный маршрут», —- подчеркнул эксперт.

По сути, перевозка грузов через Каспий имеет смысл только для транспортировки китайских товаров в Закавказье и Турцию, но никак не для их транзита в ЕС. Всерьез говорить о конкуренции данного проекта по отношению к России нельзя. Но в истории с ТТМ обращает на себя внимание активная роль члена Евразийского союза — Казахстана.

Буртовой поясняет: «Участвуя в различных проектах по транспортировке китайских товаров, Казахстан в экономическом плане ничего не проигрывает. Основной маршрут «Шелкового пути» в любом случае пойдет через Казахстан, который получит новые рабочие места и серьезную финансовую подпитку, взымая плату за транзит».

После инцидента с Су-24M Казахстану и другим лояльным к Москве государствам необходимо осторожнее подходить к проектам, ориентированным на Турцию и идущим вразрез с национальными интересами России. Желания Азербайджана и Грузии переправлять китайские товары и по возможности углеводороды в обход РФ понятны и не требуют объяснения. Учитывая нынешнее состояние российско-турецких отношений, Анкара наверняка станет лучшим другом Тбилиси (Баку уже давно и прочно находится в орбите турецкого влияния).

Однако дальнейшее участие Казахстана в Транскаспийском транспортном маршруте непременно поставит под вопрос дружбу с Россией. Эту ситуацию не может не понимать президент республики Нурсултан Назарбаев. По инициативе Анкары он провел телефонные переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом, где выразил сожаление о случившемся и озабоченность ухудшением российско-турецких отношений.

Утром 30 ноября в ежегодном послании народу Казахстана Назарбаев был более резок и откровенен: «Пока что все нюансы этого вопроса нам не известны… Но факт является в том, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию, не шел на Турцию, шел воевать с террористами». Вывод, который сделал Назарбаев из инцидента с Су-24M, дает надежду, что Астана свернет заигрывание с Анкарой и останется надежным союзником России.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  23.01.2017
В недавнем интервью ТАСС гендиректор объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин сообщил, что в 2017 году должны начаться летные испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Разрабатывают его, как известно, в Таганроге, на НТК имени Бериева, но создается-то он на базе старого доброго Ил-76-МД-90А — военно-транспортного самолета, который еще с нулевых годов выпускается на ульяновском «Авиастар-СП», да еще и оснащен фирменными пермскими двигателями.
Мировой ВПК  23.01.2017
Минобороны РФ заключило с «Туполевым» госконтракт на опытно-конструкторские работы по повышению исправности стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, которые выпускались серийно с начала 80-х. Об этом несколько дней назад на селекторном совещании заявил министр Сергей Шойгу. По его словам, одновременно с этим продолжаются и работы по возобновлению производства «сто шестидесятых».
Мировой ВПК  23.01.2017
В этом году модернизированная самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» начнет поступать в Воздушно-десантные войска России. Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов. В настоящий момент завершаются государственные испытания самоходки, и совсем скоро она будет принята на вооружение.
Мировой ВПК  23.01.2017
оссийские ученые ведут работу над зенитным ракетным комплексом (ЗРК) 5-го поколения. Сколько лет потребуется на его создание, будет ли этот комплекс внедрен в сетецентрическую систему, создан ли радиолокационный комплекс для ПАК ФА и какой гидролокатор заинтересовал военных моряков, в интервью ТАСС рассказал Юрий Белый.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.