30.11.2015, 16:09
Сходка в Стамбуле
Сходка в СтамбулеМеждународная военная политика
Казахстан согласился пускать китайские грузы в Европу в обход территории РФ.

Крупные транспортно-логистические операторы Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на выставке Logitrans в Стамбуле договорились об учреждении консорциума. Данная структура займется развитием маршрута транспортировки китайских товаров в Европу. Участники намерены запустить первый демонстрационный поезд из Китая в Европу и организовать в этом направлении регулярный контейнерный сервис.

Основную ставку консорциум сделает на Транскаспийский транспортный маршрут (ТТМ) «Китай-Турция-Европа», который, как ни сложно догадаться, идет в обход России. В рамках этого проекта в течение 2016 года запланирована транспортировка через территорию Грузии нескольких тысяч контейнеров из Поднебесной. Также в 2016 году предполагается подключение Украины, которая будет переправлять грузы в Северную и Восточную Европу.

Директор Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги») Леван Сулаберидзе заявил, что благодаря реализации ТТМ Грузия «вновь возвратится» к древнему «Шелковому пути». Основные нитки «Великого Шелкового пути» через территорию современной Грузии никогда не проходили, но Сулаберидзе сделал ремарку явно неспроста. 


«Шелковый путь»: альтернативы для РФ нет

В сентябре 2013 года китайский лидер Си Цзиньпин во время визита в Казахстан официально провозгласил курс на формирование современного аналога существовавшего в древности «Великого Шелкового пути». Создание сухопутного маршрута транспортировки товаров в Европу для Пекина является основным приоритетом внешнеэкономической деятельности, и Россия играет здесь одну из главных ролей.

Исполнительный директор Российско-китайского экспертного центра Роман Буртовой пояснил, почему Пекин хочет воссоздать «Шелковый путь». «В настоящее время около 80% грузов КНР экспортирует по морю через Суэцкий канал. С учетом срока производства и времени доставки европейский потребитель получает товар примерно через три месяца. «Шелковый путь» через Россию сократит время доставки до 12-15 суток (сейчас это 40-45 суток)».

На данный момент проект «Шелкового пути» находится в стадии переговоров. Наиболее оптимальный и легкий маршрут пролегает через Уйгурский автономный район, Казахстан, Россию (Оренбургская область-Татарстан-Москва) и Белоруссию. В случае реализации проекта наша страна может стать важнейшим звеном в транзите китайских товаров, получая от этого соответствующие бонусы.

Собеседник констатирует, что из-за множества логистических цепочек у российских бизнесменов часто не хватает денег на закупку товаров в КНР. «Процентные ставки в России высокие, а китайцы товарный кредит не дают. Сейчас структура бизнеса с Китаем фактически сломана и «Шелковый путь» исправит положение дел», — считает Буртовой.

При очевидной выгоде «Шелковый путь» будет иметь ряд негативных последствий для РФ. «Шелковый путь» сократит издержки, увеличит грузооборот и, соответственно, товарооборот. Китай станет безальтернативной мировой фабрикой. Россия, получив легкий доступ к китайским товарам, рискует окончательно похоронить свою промышленность, которая, впрочем, и так практически не работает. Нет добра без худа», — рассуждает Буртовой.

Как бы то ни было, российское руководство дало понять, что будет бороться за участие в «Шелковом пути». Этому способствует текущая внешнеполитическая конъектура: Москва и Пекин объединяют усилия на фоне агрессивных выпадов Вашингтона. Однако конкретные договоренности пока отсутствуют, а у «Шелкового пути» существуют несколько альтернативных вариантов, одним из которых как раз является Транскаспийский транспортный маршрут.


Астане есть о чем подумать

В начале августа 2015 года из Китая в Азербайджан, преодолев более 3,5 тыс. километров, прибыл первый тестовый контейнерный поезд. Это событие прокомментировал президент АО «Казахстанские железные дороги» Аскар Мамин. Топ-менеджер заявил, что «транскаспийский маршрут имеет огромный потенциал для становления Казахстана и Азербайджана транзитным мостом между Азией и Европой».

Роман Буртовой скептически относится к перспективе использования китайскими компаниями ТТМ. «Данный проект вызывает сомнения в экономической рентабельности, так как он предполагает переправу через Каспий, а потом опять морем в Европу. Китаю нужен кратчайший и безопасный сухопутный маршрут», —- подчеркнул эксперт.

По сути, перевозка грузов через Каспий имеет смысл только для транспортировки китайских товаров в Закавказье и Турцию, но никак не для их транзита в ЕС. Всерьез говорить о конкуренции данного проекта по отношению к России нельзя. Но в истории с ТТМ обращает на себя внимание активная роль члена Евразийского союза — Казахстана.

Буртовой поясняет: «Участвуя в различных проектах по транспортировке китайских товаров, Казахстан в экономическом плане ничего не проигрывает. Основной маршрут «Шелкового пути» в любом случае пойдет через Казахстан, который получит новые рабочие места и серьезную финансовую подпитку, взымая плату за транзит».

После инцидента с Су-24M Казахстану и другим лояльным к Москве государствам необходимо осторожнее подходить к проектам, ориентированным на Турцию и идущим вразрез с национальными интересами России. Желания Азербайджана и Грузии переправлять китайские товары и по возможности углеводороды в обход РФ понятны и не требуют объяснения. Учитывая нынешнее состояние российско-турецких отношений, Анкара наверняка станет лучшим другом Тбилиси (Баку уже давно и прочно находится в орбите турецкого влияния).

Однако дальнейшее участие Казахстана в Транскаспийском транспортном маршруте непременно поставит под вопрос дружбу с Россией. Эту ситуацию не может не понимать президент республики Нурсултан Назарбаев. По инициативе Анкары он провел телефонные переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом, где выразил сожаление о случившемся и озабоченность ухудшением российско-турецких отношений.

Утром 30 ноября в ежегодном послании народу Казахстана Назарбаев был более резок и откровенен: «Пока что все нюансы этого вопроса нам не известны… Но факт является в том, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию, не шел на Турцию, шел воевать с террористами». Вывод, который сделал Назарбаев из инцидента с Су-24M, дает надежду, что Астана свернет заигрывание с Анкарой и останется надежным союзником России.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.