14.10.2015, 15:29
Сирия обернется Испанией 1936-го
Сирия обернется Испанией 1936-гоМеждународная военная политика
Почему Россия и США движутся к опосредованному военному столкновению?

Президент РФ Владимир Путин готов отправить в Вашингтон премьер-министра Дмитрия Медведева, чтобы урегулировать сирийский вопрос. Об этом глава российского государства заявил во вторник, 13 октября, на деловом форуме «Россия зовет».

По словам Путина, он предложил администрации США прислать в Вашингтон «представительную делегацию» во главе с председателем правительства. В ее состав также могли бы войти начальник Генштаба и руководители спецслужб.

По сути, речь идет о переговорах России и США по будущему устройству сирийской власти — вероятно, при участии президента Сирии Башара Асада и представителей «Сирийской свободной армии». Причем, надо понимать: дипломатическое наступление РФ на сирийском направлении пока явно отстает от военного. Да, глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри говорят о «Женеве-3» и прочих форматах, но понятно, что вначале нужно получить принципиальное согласие США на участие в переговорах Асада. Другими словами — фактический отказ США от непризнания действующего главы сирийского государства.

Видимо, чтобы президенту США Бараку Обаме было легче пойти на такой шаг, Путин подобрал ему комфортного партнера. Именно с бывшим президентом Медведевым Обама работал и встречался в свой первый срок. В 2009 году, на первой личной встрече, два президента дали старт «перезагрузке» российско-американских отношений (которая потерпела крах с переизбранием Путина на третий срок). А годом позже, после официальной встречи в Белом доме, пренебрегли формальностями и перекусили в гамбургерном ресторане Ray’s Hell Burger. Как уточняло агентство Bloomberg, Обама выбрал бургер с сыром чеддер, луком, салатом, помидорами и солеными огурцами, а Медведев — с чеддером, острым перцем Халапеньо и грибами.

Нынешний расчет Владимира Путина, по всей видимости, строится на том, что президенту США чисто психологически будет легче вести переговоры именно с Медведевым. И не только ему, но и вице-президенту США Джо Байдену, раздумывающему не только о борьбе за Белый дом, но и о Сирии с Украиной.

Что стоит за идеей встречи Медведев-Обама, какими могут быть контуры политического урегулирования в Сирии?

— У Обамы, действительно, получился личный контакт с Медведевым, — отмечает научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Но дело сейчас не в Обаме, Путине или Медведеве, а в том, что Россия и США обсуждают очень конкретную проблему — как нам военным путем не столкнуться в небе над Сирией, по образцу Испании 1936 года (в Испании советские военные летчики впервые столкнулись с немецкими пилотами на «Мессершмиттах»). Именно такая перспектива побуждает нас к переговорам.

Получается, речь не идет о политическом урегулировании?

— Сейчас мы находимся не в том состоянии, чтобы обговаривать политическое урегулирование. Главный пункт в нынешней повестке российско-американских отношений — как избежать «горячего» военного столкновения.

— А когда дело дойдет до политики?

— Когда немного снизится накал напряженности. Когда мы и американцы перестанем принимать инструкции, насколько допустимо сближаться нашим военным самолетам в сирийском небе. Американцы, напомню, издали инструкцию, которая запрещает боевым самолетам США приближаться к российским самолетам на расстояние менее 20 миль (32,2 км). А если последние появляются в районе операций США, американская сторона отменяет вылеты.

Вот когда подобные вопросы перестанут быть приоритетными — тогда можно говорить о политике.

— Если посмотреть вперед, чем мы и США могли бы поступиться, чтобы достичь политического компромисса по Сирии?

— Сложность нынешней ситуации как раз заключается в том, что нам негде пойти на компромисс. Все сферы, где мы сталкиваемся с американцами, для нас жизненно важны и болезненны. Россия и — в первую очередь — США поставили себя в такое положение по отношению друг к другу, что не могут отступить, не потеряв лицо.

Перечень этих конфликтных зон известен. Во-первых, американская ПРО. Мы понуждали американцев пойти нам на уступки в области противоракетной обороны, а США считали, что в ответ мы должны резко сократить свой ядерный потенциал. Мы, естественно, на такой шаг не пошли, а американцы другого размена не увидели.

Во-вторых, контроль над СНГ, что, в конечном итоге, привело к конфликту на Украине. Американцы считают, что у России нет никаких эксклюзивных прав на действия на территории бывшего СССР — за пределами своих границ. Мы считаем иначе. Но теперь, после Украины, для Обамы отступить — значит потерять лицо, и на такой шаг нынешняя администрация США не пойдет ни при каких обстоятельствах. Если только не будет новой Пятидневной войны, по итогам которой сложится новая ситуация.

Наконец, третья зона — это Ближний Восток и Сирия. Проблема в том, что Обама слишком много раз сказал, что Башар Асад должен уйти, и слишком много раз заявил, что поддерживает какую-то умеренную сирийскую оппозицию (на деле это радикальные исламисты). Так что и на ближневосточном поле американцы отступить тоже не могут.

— Означает ли это, что нам с Обамой не договориться, и нужно ждать следующей американской администрации?

— Думаю, новая администрация нам не поможет. Я сильно опасаюсь, что Россия и США движутся к локальному военному конфликту друг с другом. Это, к сожалению, и есть перспектива наших отношений.

— Это будет локальный конфликт на сирийском театре военных действий?

— На сирийском или любом другом. Просто сейчас для такого конфликта созрели условия. После нашего парада, посвященного 70-летию Победы, американцы заинтересовались новой российской военной техникой. Как проверить, может ли она противостоять американской боевой технике, или нет? Нужно создать конфликт, где произойдет наше опосредованное столкновение, и выяснить соотношение сил на поле боя. Думаю, именно к этому мы сейчас идем.

Пока, слава Богу, в Вашингтоне есть здоровые силы, которые готовы разговаривать с нами по Сирии, и опасаются подобного военного конфликта. К таким силам, например, относится госсекретарь США Джон Керри — несмотря на свою риторику. Но если верх в Белом доме окончательно возьмут «ястребы», столкновение по испанской модели — в той или иной форме — может стать неизбежным…

— Политическое урегулирование сирийского вопроса должно выглядеть, как соглашение между РФ и США, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — В этот документ необходимо включить пункт о необходимости разгрома «Исламского государства» и пункт о введении в Сирии зон оккупации. Одну из этих зон будут контролировать российские Вооруженные силы, другую — американские, или же силы НАТО.

Думаю, мы должны контролировать зону основного проживания алавитов, и получить карт-бланш на полный разгром там сирийской оппозиции. Со своей стороны, Запад должен получить контроль над зонами пустынных районов, где доминирует ИГИЛ. В этом случае американцы будут нести ответственность, если с подконтрольной им территории начнут наступать боевики.

После этого на оккупированной американцами территории будет сформирована группа умеренных сирийских политиков. От нее и будут выдвинуты переговорщики, которые станут договариваться с правительством Асада о распределении властных полномочий, с учетом важности территориального сохранения Сирии и соблюдения прав национальных меньшинств.

Думаю, переходное сирийское правительство следует сформировать по ливанскому образцу — национально-пропорционального представительства различных этнических групп. В переходный период в Сирии должны пройти выборы под международным контролем, итогом которых станет избрание нового президента, назначение премьера и председателя парламента. Причем, четко должны быть прописаны полномочия каждого органа и право вето: без согласия одной из трех крупнейших этнических групп — алавитов, суннитов, курдов — не может быть принято ни одно принципиальное решение, в том числе по кадровым вопросам.

Именно на такой платформе достижимо соглашение по Сирии с американцами…

P.S. Днем в среду, 14 октября, США заявили, что не могут принять делегацию во главе с Медведевым. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

«Мы предложили американцам то, о чем вчера проинформировал общественность президент Владимир Путин, а именно — направить в Москву делегацию военных экспертов, чтобы договориться о целом ряде совместных шагов, после чего мы были бы готовы направить в Вашингтон высокую делегацию во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Нам ответили, что американскую делегацию направлять в Москву не получается и принять российскую делегацию в Вашингтоне не получается тоже», — сказал Лавров, выступая в Госдуме.

Похоже, Обама действительно не готов к любым компромиссам.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.