15.01.2015, 00:58
Шойгу спасает Ил-96
Шойгу спасает Ил-96Международная военная политика
В начале года Минобороны объявило о закупке двух самолетов-заправщиков на базе транспортного самолета Ил-96-400Т — модификации последнего советского широкофюзеляжного самолета Ил-96-300, совершившего первый полет в 1988 году. Из-за экономических проблем он так и не завоевал коммерческий рынок, однако может быть востребован в качестве платформы для специальных грузов. Такое решение позволит России сохранить производство больших самолетов.

Минобороны планирует полностью заменить парк летающих танкеров, которые заправляют в воздухе патрульные самолеты-перехватчики и дальние стратегические ракетоносцы. Вместо устаревших и вырабатывающих ресурс советских Ил-78, построенных на базе одного из самых успешных военно-транспортных самолетов в мире — Ил-76, планируется закупить тяжелые транспортные Ил-96-400, переоборудованные в топливозаправщики.

Всего военным требуется более 30 машин, которые в течение ближайших десяти лет должны заменить старые Ил-78.

Контракт на первые два самолета этой конфигурации был подписан между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией, в которую интегрированы предприятия, производящие Ил-96, в конце 2013 года.

В штабе ВВС сообщили, что, прежде чем заказать остальные машины, военным нужно убедиться в эффективности первых двух. «Ил-96 будет эксплуатироваться нами впервые, поэтому нужно всесторонне изучить этот самолет, особенности его эксплуатации, поведение в воздухе, что особенно важно для заправки, и только после этого принимать решение. По предварительным оценкам, машина очень надежная, проблем быть не должно», — пояснил представитель ВВС.

Он рассказал, что ранее старые Ил-78 планировали заменить новыми топливозаправщиками Ил-78М-90 на базе Ил-76МД-90А, производство которого налажено на ульяновском авиационном заводе «Авиастар». Однако позднее было принято решение из-за большой загрузки ульяновского завода сосредоточить его на выпуске военно-транспортных Ил-76МД-90А, которые заменят выбывающие из строя десантные Ил-76 еще советской постройки, а также будут использоваться в качестве платформы для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-100. В качестве же платформы для заправщиков в итоге было решено использовать Ил-96 производства воронежского авиазавода ВАСО.

Ил-96 имеет печальную судьбу: он должен был стать флагманом советского авиастроения, заменив первый и единственный советский «аэробус» Ил-86, но после распада Союза оказался не у дел.

Его первый полет состоялся в 1988 году, а сертификат летной годности он получил лишь в 1993-м, когда авиационная отрасль в России пребывала в упадке. За 25 лет было построено всего 28 таких машин, которые оказались не востребованы в коммерческих авиакомпаниях: двухдвигательные Boeing и Airbus в условиях пассажирских перевозок на дальние дистанции расходуют меньше топлива, чем четырехмоторные Ил-96-300, и обходятся экипажем из двух человек вместо трех у «Ила».

Единственным потребителем больших «Илов» остается правительственный авиаотряд: на базе Ил-96 выпускают президентские самолеты и машины для перевозки крупных чиновников и сопровождающих их лиц. Сейчас на балансе специального летного отряда (СЛО) управделами президента находятся восемь Ил-96-300, еще две такие машины строятся.

Чтобы спасти последний российский широкофюзеляжный самолет, компания «Ильюшин» разработала удлиненный вариант Ил-96-400, а чуть позже его грузовую версию Ил-96-400Т в расчете на то, что для грузовых перевозок характеристики «Ила» окажутся востребованы. Однако эти надежды пока не оправдались. 




Для создания первых двух закупленных Минобороны топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ будут использованы недостроенные корпуса, пояснили в ВАСО. «У нас есть задел из нескольких корпусов, два из них мы достроим для Минобороны. Остальные заказаны СЛО», — пояснил представитель ВАСО.

По его словам, для возобновления серийного производства Ил-96 потребуется около трех лет, которые уйдут на заказ комплектующих и расширение производственной базы.

«У нас сейчас предприятие загружено. Мы занимается проектом Ан-148, сейчас обсуждается строительство Ил-112, идут работы по компонентам для Ил-76МД-90А, которые мы поставляем в Ульяновск. Поэтому свободных рук нет. Придется нанимать и обучать людей, расширять производственную базу. Это все время», — пояснил представитель ВАСО.

При этом он подчеркнул, что массовый заказ топливозаправщиков на базе Ил-96 позволит предприятию сохранить компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов, которая может пригодиться в будущем.

«У производства больших самолетов есть своя специфика, которую очень сложно будет освоить в будущем, если мы ее утратим сейчас. А планы по созданию в России больших самолетов есть, это периодически обсуждается. К тому же у Ил-96 большой модернизационный потенциал. Если производство будет массовым, а значит, стоимость каждой машины удастся снизить, этот самолет можно будет ремоторизировать на более экономичные двигатели, в том числе сделать его двухдвигательным, как западные аналоги. Кроме того, можно будет полностью поменять бортовое оборудование, систему управления и навигации и так далее. Сам планер у Ил-96 очень надежный и может быть востребован много лет», — пояснил представитель ВАСО.

Глава авиационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что от успехов Ил-96 у военных во многом зависит судьба не только самолета, но и ВАСО.

«Такому крупному предприятию одной программы Ан-148 с ее довольно туманными перспективами и Ил-112 явно не хватит. Наличие в «продуктовой линейке» одного большого, пусть и штучного, и серийного маленького позволит оптимизировать загрузку предприятия и сохранит компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов», — пояснил Пантелеев.

Он добавил, что в качестве платформы для перевозки топлива Ил-96 намного удачнее, чем Ил-78М-90, но имеет ряд особенностей из-за своего пассажирского прошлого. «У него больше грузоподъемность, больше дальность полета. То есть он сможет заправить больше самолетов на большем удалении от аэродрома базирования. Но для посадки ему требуется хорошо подготовленный аэродром, на грунт он уже не сядет. Хотя, конечно, топливозаправщики и не должны базироваться на грунтовых аэродромах», — отметил Пантелеев.

Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин не исключил, что от закупки новой модификации Ил-78М-90 военные совсем отказываться не будут.

«Одно другого не отменяет, потому что самолеты все-таки разного предназначения. У них разные возможности. Понятно, что 96-й может отдавать больше топлива на более дальних рубежах, но тем не менее у 78-го есть преимущество по возможности базирования на таких аэродромах, на которых 96-й просто не сможет приземлиться.

Ил-96 создавался в первую очередь как самолет гражданской авиации для базирования на высококлассных аэродромах — с большой длиной полосы и твердым покрытием. Ил-76 может садиться и на неподготовленные аэродромы. Возможно, что-то с этим могут сделать в будущем», — пояснил Фомин. Он добавил, что еще одним преимуществом Ил-78М-90 может стать схожесть по аэродинамике с имеющимися в войсках старыми Ил-78.

Грузоподъемность Ил-96-400Т оценивается в 92 тонны. При этом в качестве топливозаправщика он сможет доставить на расстояние свыше 3,5 тыс. км от аэродрома более 65 тонн топлива.

У Ил-78М-90 более скромные характеристики: на 1 тыс. км от аэродрома он сможет отвезти 74 тонны топлива, на 2 тыс. км — 56 тонн, на 3 тыс. км — всего 40 тонн. У обоих самолетов, которые сейчас существуют только в проектах, для перевозки топлива предусмотрены съемные баки, которые должны встраиваться в грузовой отсек и объединяться с топливной системой самого самолета. При необходимости эти цистерны демонтируют, а танкер превращается в обычный военно-транспортный самолет.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  23.01.2017
В недавнем интервью ТАСС гендиректор объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин сообщил, что в 2017 году должны начаться летные испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Разрабатывают его, как известно, в Таганроге, на НТК имени Бериева, но создается-то он на базе старого доброго Ил-76-МД-90А — военно-транспортного самолета, который еще с нулевых годов выпускается на ульяновском «Авиастар-СП», да еще и оснащен фирменными пермскими двигателями.
Мировой ВПК  23.01.2017
Минобороны РФ заключило с «Туполевым» госконтракт на опытно-конструкторские работы по повышению исправности стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, которые выпускались серийно с начала 80-х. Об этом несколько дней назад на селекторном совещании заявил министр Сергей Шойгу. По его словам, одновременно с этим продолжаются и работы по возобновлению производства «сто шестидесятых».
Мировой ВПК  23.01.2017
В этом году модернизированная самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» начнет поступать в Воздушно-десантные войска России. Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов. В настоящий момент завершаются государственные испытания самоходки, и совсем скоро она будет принята на вооружение.
Мировой ВПК  23.01.2017
оссийские ученые ведут работу над зенитным ракетным комплексом (ЗРК) 5-го поколения. Сколько лет потребуется на его создание, будет ли этот комплекс внедрен в сетецентрическую систему, создан ли радиолокационный комплекс для ПАК ФА и какой гидролокатор заинтересовал военных моряков, в интервью ТАСС рассказал Юрий Белый.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.