15.01.2015, 00:58
Шойгу спасает Ил-96
Шойгу спасает Ил-96Международная военная политика
В начале года Минобороны объявило о закупке двух самолетов-заправщиков на базе транспортного самолета Ил-96-400Т — модификации последнего советского широкофюзеляжного самолета Ил-96-300, совершившего первый полет в 1988 году. Из-за экономических проблем он так и не завоевал коммерческий рынок, однако может быть востребован в качестве платформы для специальных грузов. Такое решение позволит России сохранить производство больших самолетов.

Минобороны планирует полностью заменить парк летающих танкеров, которые заправляют в воздухе патрульные самолеты-перехватчики и дальние стратегические ракетоносцы. Вместо устаревших и вырабатывающих ресурс советских Ил-78, построенных на базе одного из самых успешных военно-транспортных самолетов в мире — Ил-76, планируется закупить тяжелые транспортные Ил-96-400, переоборудованные в топливозаправщики.

Всего военным требуется более 30 машин, которые в течение ближайших десяти лет должны заменить старые Ил-78.

Контракт на первые два самолета этой конфигурации был подписан между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией, в которую интегрированы предприятия, производящие Ил-96, в конце 2013 года.

В штабе ВВС сообщили, что, прежде чем заказать остальные машины, военным нужно убедиться в эффективности первых двух. «Ил-96 будет эксплуатироваться нами впервые, поэтому нужно всесторонне изучить этот самолет, особенности его эксплуатации, поведение в воздухе, что особенно важно для заправки, и только после этого принимать решение. По предварительным оценкам, машина очень надежная, проблем быть не должно», — пояснил представитель ВВС.

Он рассказал, что ранее старые Ил-78 планировали заменить новыми топливозаправщиками Ил-78М-90 на базе Ил-76МД-90А, производство которого налажено на ульяновском авиационном заводе «Авиастар». Однако позднее было принято решение из-за большой загрузки ульяновского завода сосредоточить его на выпуске военно-транспортных Ил-76МД-90А, которые заменят выбывающие из строя десантные Ил-76 еще советской постройки, а также будут использоваться в качестве платформы для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-100. В качестве же платформы для заправщиков в итоге было решено использовать Ил-96 производства воронежского авиазавода ВАСО.

Ил-96 имеет печальную судьбу: он должен был стать флагманом советского авиастроения, заменив первый и единственный советский «аэробус» Ил-86, но после распада Союза оказался не у дел.

Его первый полет состоялся в 1988 году, а сертификат летной годности он получил лишь в 1993-м, когда авиационная отрасль в России пребывала в упадке. За 25 лет было построено всего 28 таких машин, которые оказались не востребованы в коммерческих авиакомпаниях: двухдвигательные Boeing и Airbus в условиях пассажирских перевозок на дальние дистанции расходуют меньше топлива, чем четырехмоторные Ил-96-300, и обходятся экипажем из двух человек вместо трех у «Ила».

Единственным потребителем больших «Илов» остается правительственный авиаотряд: на базе Ил-96 выпускают президентские самолеты и машины для перевозки крупных чиновников и сопровождающих их лиц. Сейчас на балансе специального летного отряда (СЛО) управделами президента находятся восемь Ил-96-300, еще две такие машины строятся.

Чтобы спасти последний российский широкофюзеляжный самолет, компания «Ильюшин» разработала удлиненный вариант Ил-96-400, а чуть позже его грузовую версию Ил-96-400Т в расчете на то, что для грузовых перевозок характеристики «Ила» окажутся востребованы. Однако эти надежды пока не оправдались. 




Для создания первых двух закупленных Минобороны топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ будут использованы недостроенные корпуса, пояснили в ВАСО. «У нас есть задел из нескольких корпусов, два из них мы достроим для Минобороны. Остальные заказаны СЛО», — пояснил представитель ВАСО.

По его словам, для возобновления серийного производства Ил-96 потребуется около трех лет, которые уйдут на заказ комплектующих и расширение производственной базы.

«У нас сейчас предприятие загружено. Мы занимается проектом Ан-148, сейчас обсуждается строительство Ил-112, идут работы по компонентам для Ил-76МД-90А, которые мы поставляем в Ульяновск. Поэтому свободных рук нет. Придется нанимать и обучать людей, расширять производственную базу. Это все время», — пояснил представитель ВАСО.

При этом он подчеркнул, что массовый заказ топливозаправщиков на базе Ил-96 позволит предприятию сохранить компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов, которая может пригодиться в будущем.

«У производства больших самолетов есть своя специфика, которую очень сложно будет освоить в будущем, если мы ее утратим сейчас. А планы по созданию в России больших самолетов есть, это периодически обсуждается. К тому же у Ил-96 большой модернизационный потенциал. Если производство будет массовым, а значит, стоимость каждой машины удастся снизить, этот самолет можно будет ремоторизировать на более экономичные двигатели, в том числе сделать его двухдвигательным, как западные аналоги. Кроме того, можно будет полностью поменять бортовое оборудование, систему управления и навигации и так далее. Сам планер у Ил-96 очень надежный и может быть востребован много лет», — пояснил представитель ВАСО.

Глава авиационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что от успехов Ил-96 у военных во многом зависит судьба не только самолета, но и ВАСО.

«Такому крупному предприятию одной программы Ан-148 с ее довольно туманными перспективами и Ил-112 явно не хватит. Наличие в «продуктовой линейке» одного большого, пусть и штучного, и серийного маленького позволит оптимизировать загрузку предприятия и сохранит компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов», — пояснил Пантелеев.

Он добавил, что в качестве платформы для перевозки топлива Ил-96 намного удачнее, чем Ил-78М-90, но имеет ряд особенностей из-за своего пассажирского прошлого. «У него больше грузоподъемность, больше дальность полета. То есть он сможет заправить больше самолетов на большем удалении от аэродрома базирования. Но для посадки ему требуется хорошо подготовленный аэродром, на грунт он уже не сядет. Хотя, конечно, топливозаправщики и не должны базироваться на грунтовых аэродромах», — отметил Пантелеев.

Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин не исключил, что от закупки новой модификации Ил-78М-90 военные совсем отказываться не будут.

«Одно другого не отменяет, потому что самолеты все-таки разного предназначения. У них разные возможности. Понятно, что 96-й может отдавать больше топлива на более дальних рубежах, но тем не менее у 78-го есть преимущество по возможности базирования на таких аэродромах, на которых 96-й просто не сможет приземлиться.

Ил-96 создавался в первую очередь как самолет гражданской авиации для базирования на высококлассных аэродромах — с большой длиной полосы и твердым покрытием. Ил-76 может садиться и на неподготовленные аэродромы. Возможно, что-то с этим могут сделать в будущем», — пояснил Фомин. Он добавил, что еще одним преимуществом Ил-78М-90 может стать схожесть по аэродинамике с имеющимися в войсках старыми Ил-78.

Грузоподъемность Ил-96-400Т оценивается в 92 тонны. При этом в качестве топливозаправщика он сможет доставить на расстояние свыше 3,5 тыс. км от аэродрома более 65 тонн топлива.

У Ил-78М-90 более скромные характеристики: на 1 тыс. км от аэродрома он сможет отвезти 74 тонны топлива, на 2 тыс. км — 56 тонн, на 3 тыс. км — всего 40 тонн. У обоих самолетов, которые сейчас существуют только в проектах, для перевозки топлива предусмотрены съемные баки, которые должны встраиваться в грузовой отсек и объединяться с топливной системой самого самолета. При необходимости эти цистерны демонтируют, а танкер превращается в обычный военно-транспортный самолет.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  30.03.2017
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. Мы попытались разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Геополитика  30.03.2017
Ровно 150 лет назад была заключена сделка о продаже русской Аляски Соединенным Штатам. Какую роль в этом сыграло восстание декабристов? Почему обнаружение на полуострове золота Петербург воспринял как большую проблему? На что в итоге пошли вырученные деньги? И чем руководствовался американский Конгресс, наотрез отказываясь от приобретения новых земель?
Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.