21.11.2014, 18:24
Шойгу нервирует Индию
Шойгу нервирует ИндиюМеждународная военная политика
Как отреагирует Дели на военное сближение Пакистана и России?

Россия и Пакистан договорились о военном сотрудничестве. Соответствующее соглашение подписали в четверг, 20 ноября, министры обороны двух стран Сергей Шойгу и Хаваджа Асиф в Исламабаде.

«В ходе встречи мы согласились, что двустороннее военное сотрудничество должно носить большую практическую направленность, содействовать повышению боеспособности наших вооруженных сил», – заявил по итогам переговоров Сергей Шойгу. Он добавил, что стороны обсудили «комплекс конкретных мероприятий, представляющих конкретный интерес».

В частности, речь шла об обмене визитами военных кораблей, увеличении делегационного обмена, участии в учениях в качестве наблюдателей, подготовки военных кадров, обмене опытом в миротворческой деятельности, борьбе с терроризмом и пиратством.

Соглашение о военном сотрудничестве подразумевает, в частности, закупку вооружений для пакистанской армии. Пока переговоры идут только по вертолетам Ми-35, но Исламабад интересуют и другие типы вооружений, в том числе системы ПВО средней и малой дальности.

«Я рад, что мы возобновили наше сотрудничество, надеюсь, что оно будет динамичным и многоплановым»,— заявил премьер Пакистана Наваз Шариф. Напомним: российский министр обороны посетил Пакистан впервые за несколько десятилетий – в предыдущий раз в эту страну приезжал глава Минобороны СССР Андрей Гречко. Это было в 1969 году.

Примечателен и другой факт: Наваз Шариф направил специальное приглашение посетить Исламабад президенту РФ Владимиру Путину. По информации газеты «Коммерсант», визит может состояться уже в следующем году.

Наше сближение с Пакистаном вызывает вопросы. И главный из них – как на него отреагирует основной геополитический соперник Пакистана и важный союзник России — Индия? Индия – один из главных партнеров РФ по БРИКС, на 11 декабря намечен визит в Дели Владимира Путина, в ходе которого, в частности, будет обсуждаться взаимодействие двух стран в топливно-энергетическом комплексе.

Почему Пакистан, к которому мы относились с прохладой, вдруг стал важен для России? И не придется ли заплатить за дружбу с Исламабадом охлаждение отношений с Дели?

– Сближение с Пакистаном шло с 2010 года, но до сих пор происходило исключительно на уровне политического диалога, – отмечает доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала «БОЛЬШАЯ ИГРА: политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии» Иван Сафранчук. – В частности, несколько раз обсуждалось, что элементом сближения должна стать интенсификация военно-технического сотрудничества. Пакистанцы надеялись, что это произойдет быстрее, но решение вопроса откладывалось.

Не думаю, что прогресс в отношениях с Пакистаном – это какое-то предательство Индии и пересмотр российских геополитических ориентиров: в глобальном контексте ничего не изменилось. Но Пакистан – важная региональная страна, и Россия не может дать даже такому близкому партнеру, как Индия, право вето на свои контакты с региональными игроками.

— В чем заключается значение Пакистана?

– Само существование Пакистана – это элемент стабильности в Южной Азии и Афганистане.

Многое в регионе зависит от того, как будет вести себя Исламабад. Будет ли он, как в 1980-е, марионеткой американских и саудовских спецслужб – и тогда есть риск, что Пакистан просто развалится, и власть в нем возьмут исламистские элементы. Или же будет проводить ответственную и самостоятельную региональную политику, и тогда ему нужно сотрудничать с другими важными региональными игроками – Китаем и Россией, – а также нормализовывать отношения с Индией.

Все это – вопросы, которые имеют прямое отношение к Афганистану, и через Афганистан – к Центральной Азии и некоторым важным для России регионам.

— Насколько негативной будет реакция Индии на российско-пакистанское сотрудничество?

– Думаю, Индии не стоит воспринимать его слишком негативно. Хотя бы потому, что Дели в последнее время сам проявлял желание нормализовать отношения с Исламабадом и развивать торговлю. Если уж сама Индия готова к встречным шагам с Пакистаном, почему Россия не может двигаться в этом направлении?

— Как выглядят перспективы нашего сближения с Пакистаном?

– Скорее всего, шаги на этом пути будут поэтапными, если не сказать медленными. Едва ли мы скоро заключим новые соглашения. Видимо, будет развиваться политический диалог, и через год-два будет переведен в процедурную плоскость вопрос вступления Пакистана в ШОС. Обсуждаются и некоторые экономические проекты. Например, российские компании строят гидроэлектростанции в Таджикистане и Киргизии, и рассматривается вариант поставки электроэнергии в этих ГЭС на емкий пакистанский рынок, способствуя его экономическому развитию.

– Нельзя сказать, что мы резко начали сближаться с Пакистаном, – считает глава Совета по внешней и оборонной политике, политолог Федор Лукьянов. – Отношения у нас весьма и весьма далекие, мы их лишь немного корректируем в сторону больших контактов. Исламабад по-прежнему является важнейшим партнером Вашингтона, и в еще большей степени – партнером Пекина. Москва может попытаться вклиниться в эту связку, но Пакистан едва ли когда-либо станет серьезным партнером РФ.

Хотя значимость Пакистана достаточно велика. Во-первых, в контексте того, что будет происходить в Афганистане в случае вывода оттуда западных войск, во-вторых, в свете событий вокруг саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 2015 года. Вероятно, на этом саммите Индия и Пакистан будут приняты в организацию в качестве полноправных членов. Это очень большой сдвиг и даже прорыв: если это произойдет, ШОС станет самой влиятельной политико-экономической организацией Евразии.

В рамках этого тренда Россия заинтересована в развитии отношений со всеми значимыми странами региона, и не замыкаться на какой-то одной стране.

Дели, конечно, наблюдает за действиями Москвы с ревностью и нервозностью. Но, с другой стороны, Индия не является эксклюзивным партнером России. Кроме того, Индия – страна с очень диверсифицированными внешнеполитическими контактами – она, например, поддерживает неплохие отношения с США. Это нормально: каждая страна самостоятельно выстраивает пул внешних партнеров.

Не стоит забывать еще один момент: в декабре ожидается визит в Дели президента Владимира Путина. Думаю, он заверит индийское руководство: что бы ни происходило, Индия является приоритетным партнером в регионе…

– В мае этого года на парламентских выборах в Индии победила партия «Бхаратия джаната» нынешнего премьера Нарендры Моди, которая считается антиамериканской, – напоминает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник в отставке Семен Багдасаров. – Тем не менее, Индия и при новом премьере значительное количество оружия закупает в США – американцы продают его и Исламабаду, и Дели.

В принципе, наше военное сотрудничество с Пакистаном оправдано. Дели из-за подписанного Сергеем Шойгу соглашения не откажется от поставок российской военной техники, а Пакистан для нашего ВПК – хороший рынок.

Но следует понимать: Исламабад, несмотря на закупки российского оружия, никогда не пойдет на ограничение геополитического сотрудничества с Вашингтоном. Американцы имеют серьезнейшее влияние в Пакистане, периодически оказывают ему экономическую и военно-техническую помощь, а Межведомственная разведка – ведущая спецслужба Пакистана – поддерживает самые тесные отношения со спецслужбами США, в том числе, с ЦРУ и разведуправления минобороны США.

— Мы можем использовать Пакистан для усиления борьбы с талибами в Афганистане, или для блокирования афганского наркотрафика?

– Не думаю. Пакистан завязан на борьбу со своими собственными талибами в Северо-Западной провинции, где пакистанская армия периодически проводит боевые операции, зачастую под давлением США. Делать что-то большее Исламабад едва ли будет.

Что до борьбы с наркотрафиком, согласно российскому закону «Об обороне» Вооруженные силы РФ полностью исключены из этого процесса, поэтому и договариваться о взаимодействии в этой сфере Сергей Шойгу не мог.

— Как Индия отнесется к расширению нашего сотрудничества с Пакистаном?

– Индусам это не понравится. У Дели и Исламабада традиционно напряженные отношения, которые в последнее время даже обострились. Поэтому новые шаги Москвы вполне могут привести к охлаждению отношений с Дели на дипломатическом уровне…

Категория: Геополитика


Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Херсонское ханство для султана ЭрдоганаМеждународная военная политика
Геополитика  31.05.2016
После вхождения Крыма в состав России Турция принялась активно наращивать своё влияние в Херсонской области. До поры до времени турки работали осторожно, скрывая свои далеко идущие планы в этом регионе. Но к концу прошлого года стали открыто патронировать процесс создания вблизи границ Крыма криминально-террористической зоны под эгидой «Меджлиса крымских татар».
НАТО утопят в Черном мореМеждународная военная политика
Геополитика  31.05.2016
Россия сделает все, чтобы не допустить превращения Черного моря в «озеро» НАТО. Об этом заявил постпред России при альянсе Александр Грушко. «На сегодняшний день НАТО пытается перенести конфронтационные схемы на акваторию Черного моря. Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что нельзя допустить превращения Черного моря в „российское озеро". Но в НАТО прекрасно понимают, что Черное море никогда не превратится в „натовское озеро", и мы предпримем все необходимые меры для того, чтобы нейтрализовать возможные угрозы и попытки силового давления на Россию с южного направления», — сказал Грушко в интервью «Российской газете».
Почему Курилы — наши?Международная военная политика
Геополитика  31.05.2016
О курильской проблеме, написаны тысячи книг и неисчислимое количество статей, но актуальность этой темы заставляет вновь и вновь возвращаться к ней. В Японии эти территории называют «северными». И в высших эшелонах власти существует два мнения на этот счёт. Одно из них: нужно искать какие-то взаимоприемлемые пути решения этой проблемы. Второе: оставаться на своём и требовать возвращения своих территорий.
«Калибры» берут Польшу на мушкуМеждународная военная политика
Геополитика  31.05.2016
До поляков запоздало дошло, что элементы американской ПРО делают их мишенью для ударных российских вооружений. Такой вывод можно сделать из вопроса польского агентства PAP, адресованного главе польского МИД Витольду Ващиковскому: как он расценивает слова президента РФ Владимира Путина об ответных мерах на установку систем ПРО в Румынии и Польше? «Президент Путин должен знать и прекрасно знает, что система противоракетной обороны в Польше никак не угрожает безопасности России. Эта система должна защищать Европу от ракетной атаки с Ближнего Востока», — предсказуемо ответил Ващиковский.


Зачем России сухопутный коридор в Крым?Международная военная политика
Конфликты  31.05.2016
Российская армия готовится «пробить» сухопутный коридор в Крым. Об этом в понедельник, 30 мая, выступая на заседании межпарламентской ассамблеи Верховной Рады Украины, сейма Литвы и сейма и сената Польши в Киеве, заявил заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Михаил Коваль. «Российские войска готовятся к активным наступательным действиям с целью выхода на административные границы Донецкой и Луганской областей, а также „пробитию" сухопутного коридора к Крыму», — сказал он, добавив, что международные санкции против России остаются действенным механизмом, но недостаточным для принуждения Москвы отказаться от агрессивных планов.
Обстановка в Сирии резко обостриласьМеждународная военная политика
Конфликты  25.05.2016
За последние сутки практически на всех ключевых направлениях боев в Сирии ситуация резко усложнилась. По ряду данных, в следующие два дня может случиться беспрецедентное обострение военной обстановки. И уже сейчас все происходящее сопровождается масштабной пропагандой, цель которой – информационный удар по позициям РФ. Американские источники заявили, что возглавляемая США коалиция, включая некоторые курдские группы, начала наступление на «столицу» ИГИЛ в Сирии – Ракку. Более того, по их словам, курды уже обстреливают пригороды Ракки, что несколько сомнительно.
Война в Сирии: «Хезболла» выходит из бояМеждународная военная политика
Конфликты  19.05.2016
Похоже, история с недавней загадочной гибелью под Дамаском начальника спецслужб «Хезболлы» Мустафы Бадр ад-Дина получила продолжение. 18 мая ливанское шиитское движение распространило сообщение о том, что меняет свою стратегию в Сирии. «Хезболла» сохранит присутствие в крупных городах — в Дамаске и его окрестностях, Хомсе, Хаме и Дераа. Однако, «чтобы не утонуть в сирийском „болоте", она выведет свои подразделения из Алеппо и не будет принимать участие в боестолкновениях в других областях страны, направленных на улучшение условий Женевских переговоров».