18.03.2017, 09:40
Шифр "Антарктида": какие секреты таит в себе российский ВПК
Шифр Международная военная политика
Вторую многоцелевую атомную подлодку проекта "Ясень" спустят на воду 30 марта. Это торжественное мероприятие посвящено Дню подводного флота, который отмечается в России 19 марта.

Какие подлодки послужили своеобразным прототипом для ракетоносцев четвертого поколения, довольны ли "Ясенем" моряки и как он успел доказать свои непревзойденные качества в море, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев.

— Владимир Юрьевич, моряки довольны "Ясенем"?

— В целом результат опытной эксплуатации корабля, безусловно, положительный. Характеристики, когда-то заложенные в корабль, превратились в объективные показатели: количество реальных стрельб, торпедных пусков. И они говорят о том, что "Ясень" полностью состоялся как боевой корабль.

— "Ясень" по праву является одним из самых красивых подводных кораблей нашего флота. Его плавные, хищные изгибы корпуса изначально задумывались именно такими?

— В советское время были созданы очень красивые высокоавтоматизированные корабли 705-го проекта ("Лира") с жидкометаллическим теплоносителем, самая скоростная в мире титановая АПЛ, лодка-лаборатория 1710. От них было взято все лучшее, в том числе и во внешнем облике проекта 885. Но с другой стороны, в "Ясене" использованы принципиально новые схемы, архитектурно-конструктивные особенности, которые позволили сохранить фирменный стиль "Малахита" и в то же время реализовать новые схемы размещения оружия на подлодке.

Скоро будет спущен на воду первый модернизированный "Ясень", и когда он окажется на воде, мы сможем оценить и его внешний облик.

— Вы говорили, что он будет отличаться от первого "Ясеня".

— Вот это мы и увидим.

— Работа над "Ясенем" была начата в конце 1970-х годов. Получается, что закладке подлодки предшествовало как минимум 15 лет. А строился головной корабль еще около 20 лет. Не успел ли он устареть за это время?

— Технический облик самого первого "Ясеня", который был создан генеральным конструктором этого проекта Владимиром Пяловым, совершенно другой по сравнению с тем "Ясенем", который сегодня успешно несет боевую службу в составе Северного флота.

За достаточно долгий период строительства головного корабля, по сути, был изменен весь состав средств радиоэлектронного вооружения. Говорить о том, что этот корабль существует в неизменном виде много лет, не совсем верно. Фактически технический облик "Ясеня" был окончательно сформирован в тот момент, когда корабль уже находился на стапеле.

— Правки, которые постоянно вносят в строящиеся проекты, в итоге замедляют сроки сдачи корабля. У проекта "Ясень" есть такие проблемы?

— Безусловно, есть вопрос, связанный с изменением состава определенного оборудования, потому что корабль как живое существо — растет и дышит, претерпевает определенные изменения. У этих изменений разный источник. Например, отработка документации по результатам строительства заказов. Свои коррективы могут внести и разработчики комплектующего оборудования.

И Военно-морской флот тоже зачастую уточняет состав комплексов, потому что жизнь не стоит на месте. Но даже если мы проведем аналогию с Военно-морским флотом США, то увидим, что создание кораблей группировки "Вирджиния" разбито на подсерии, которые заметно отличаются друг от друга.

— Но не вступает ли это в противоречие с основным требованием нашего флота о максимальной унификации наших кораблей?

— Если мы говорим про "Ясень", то идеология создания этого корабля подразумевала как раз унификацию. Он приобрел новые качества для своего класса, его многофункциональность сегодня подтверждена и опытной, и боевой эксплуатацией. Это модульность в части применения ракетного оружия — как того, которое выполняет функцию стратегического неядерного сдерживания, так и противокорабельного. Поэтому концепция "Ясеня" в этом отношении абсолютно соответствует сегодняшнему состоянию дел и взглядам ВМФ.

К тому же по составу основного комплектующего оборудования серийные корабли абсолютно идентичны. Есть какие-то небольшие изменения, но они абсолютно не критичны.

— Проектант участвует в создании береговой инфраструктуры для "Ясеней"?

— Конечно. Именно в компетенцию генерального конструктора входит комплексный подход к созданию группировки кораблей. Это и вопросы базирования, и подготовка личного состава, береговые технические средства, последующие ремонты кораблей, их модернизация и, наконец, утилизация. Иными словами, осуществление полного жизненного цикла.

— На сегодня инфраструктура для "Ясеней" достаточна?

— На данный момент береговая инфраструктура благодаря серьезным усилиям Минобороны полностью готова и успешно приняла головной корабль.

— Жизнь "Ясеня" — это где-то 40 лет?

— Заложена определенная "модель жизни" корабля, которая подразумевает его эксплуатацию с заданной интенсивностью. Поэтому вопросы продления срока службы очень сложны. Необходимо учитывать фактическую интенсивность использования корабля и состояние всех его технических средств. Важен оперативный мониторинг и диагностика всех систем подлодки в реальном времени. К этим работам флот активно подключает и завод-строитель, и бюро-проектант.

— Для "Ясеня", наверное, требуются более подготовленные, чем ранее, экипажи?

— В Минобороны есть специальные учебные центры, которые и готовят подводников. Мы предоставляем для них соответствующие тренажеры. Конечно, все системы на подлодках четвертого поколения построены по совершенно иным принципам, чем аналоговые формы представления информации.

Но жизнь сама исподволь готовит людей к более сложным технологическим задачам — сегодня у каждого из нас есть мобильный телефон, компьютер. Мир гаджетов и цифровых технологий давно окружает нас. Хотя, конечно, при внедрении первых полностью цифровых систем на флоте был переходный период, но на сегодняшний день все эти вопросы решены.

— Возможно ли сегодня оснастить "Ясени" роботами-беспилотниками, телеуправляемыми подводными аппаратами? Необходимо ли это? Или такие новшества — дело будущего?

— Применение робототехнических средств на подлодке не является самоцелью. Любая субмарина создается для решения определенных задач — это борьба с другими подводными лодками, нанесение ударов по корабельным группам или береговым объектам. С этой точки зрения применение робототехнических средств на подлодках не является целью, к которой мы сегодня должны двигаться семимильными шагами. Главное — их вклад в решение задач, стоящих перед кораблем.

— Если допустить в теории, что такие роботы все-таки будут применяться на подлодке, это может демаскировать ее?

— Само существование подводной лодки противоречиво. С одной стороны, ее основное свойство — это скрытность, с другой стороны, подлодка как элемент единого информационного пространства Минобороны должна поддерживать определенную коммуникацию, что само по себе является демаскирующим фактором.

— В этом году Владимир Николаевич Пялов, к сожалению, ушел от нас. Какой была его роль в жизни конструкторского бюро "Малахит"?

— Он стал генеральным директором "Малахита" в конце 1998 года. Это был крайне тяжелый для бюро период, когда всем сотрудникам платили очень мало. Все, кто работал в "Малахите", вспоминают, что предприятие пережило смутное время только благодаря его неуемной жизненной энергии, характеру, целеустремленности. Наладилась выдача зарплаты, реанимировались программы создания многоцелевых АПЛ.

— Разработка АПЛ четвертого поколения, наверное, не в последнюю очередь послужила возрождению бюро в трудные 90-е?

— Локомотивом, безусловно, стали проектные работы и строительство головной атомной подводной лодки четвертого поколения проекта 885. Владимир Пялов прекрасно понимал, что это вопрос не только проектирования, строительства заказа, но и технического перевооружения промышленности. Именно в те годы была утверждена предложенная "Малахитом" программа проектно-ориентированной модернизации производственных мощностей под создание группировки подводных кораблей четвертого поколения.

— Владимир Николаевич работал не только над семейством "Ясеней". Среди известных ныне проектов указывается, например, шифр "Антарктида". Что это такое?

— В рамках этого проекта были созданы опытные образцы, исследующие возможность использования эффекта сверхпроводимости в конструкции многоцелевой атомной подводной лодки.

Особые требования выдвигались к разработчикам электрооборудования. Также велись работы над созданием энергетической установки, в которой были бы использованы элементы сверхпроводимости. Но на тот момент уровень развития технологий не позволил добиться приемлемых результатов. Это связано не столько с самим электродвигателем, сколько с системами, которые обеспечивают поддержание необходимых, очень низких температур.

Эффект сверхпроводимости дает, прежде всего, снижение массогабаритных характеристик оборудования и уменьшение энергопотребления, повышает коэффициент полезного действия любого устройства. Другое дело, что обратная сторона любого устройства, которое использует эффект сверхпроводимости, — это обеспечивающие системы для поддержания сверхнизких температур.

— Эту идею в том виде, в котором она задумывалась, сейчас не реанимируют?

— Если будет разработана устойчивая технология, которая позволит применять эффект сверхпроводимости в промышленных масштабах, то, безусловно, с большой долей вероятности эти технологии найдут свое воплощение и на надводных кораблях, и в подводных лодках.

У Владимира Николаевича был реализован еще один проект, который является уникальным. Это дизель-электрическая опытовая подлодка проекта 1710.

В этом проекте реализованы все те мечты, которые хотелось бы воплотить проектанту при создании подводного корабля. В первую очередь, это идеальная гидродинамика. Это единственная подводная лодка, созданная в Советском Союзе, которая является идеальной с точки зрения минимального сопротивления трению воды, максимальной скорости хода при определенной затрачиваемой мощности. Она имеет идеальную форму наружных обводов, у нее нет ни одного прямолинейного участка в корпусе.

— Она имела оружие на борту?

— Этот корабль на своем борту не имел никакого оружия, главной целью его создания являлась отработка гидродинамики и испытания различного оперения винтов, управляемость на различных скоростях, испытания полимерного покрытия подлодки и связанных с этим вопросов сопротивления трению, снижение помех гидроакустическим средствам. Корабль создавался не сам по себе, а как целый комплекс, в том числе с системой базирования.

Полученные в результате испытаний результаты были реализованы в том числе при создании группировки многоцелевых кораблей четвертого поколения.

— Вы выходили в море на "Ясене"?

— Нет, хотя при случае я бы с огромным удовольствием это сделал. Конечно, выход в море — это не развлекательная прогулка. Но это ни с чем не сравнимое чувство — когда ты видишь жизнь корабля изнутри, чувствуешь, что и ты причастен к его созданию. Специалисты "Малахита" не так давно принимали участие в испытаниях отдельных образцов вооружений, которыми укомплектован "Ясень".

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.