24.01.2015, 22:04
Щит для Тегерана
Щит для ТегеранаМеждународная военная политика
Визит министра обороны России Сергея Шойгу в Иран и подписание договора о военном сотрудничестве между Москвой и Тегераном не могли не породить волну слухов о готовящихся крупных контрактах на поставки вооружения. Больше всего разговоров о зенитно-ракетной системе С-300, контракт на поставку которой в Иран был расторгнут в 2010 году. Вместе с тем интересы Тегерана этим не исчерпываются.


Как обойти указ президента и резолюцию Совбеза?

Тема «С-300 для Ирана» неизменно вызывает всплеск интереса как в России, так и за рубежом: учитывая достаточно острые противоречия Ирана с США и их союзниками, наличие подобной системы ПВО может серьезно помешать оппонентам Тегерана в случае принятия ими решения о военной операции. В современной англоязычной военной литературе используется термин anti-access/area-denial (A2/AD) («системы воспрещения доступа») для обозначения вооружений, способных серьезно ограничить или даже исключить проникновение в определенные районы. К таким системам относится, в том числе, и С-300, в наиболее современных вариантах поражающая воздушные цели на расстоянии до 200 километров (С-300ПМ) и до 400 (поздние версии системы С-300В). Продолжение С-300ПМ, система С-400 поражает цели на дистанции 250 километров с имеющейся ракетой 48Н6ДМ и до 400 — с перспективной «большой ракетой» 40Н6.

Контракт на поставку Ирану системы С-300ПМУ-1 концерна ПВО «Алмаз-Антей» ценой 800 миллионов долларов был подписан в 2007 году. Тегеран намеревался получить 5 дивизионов С-300 (не менее 40 пусковых установок). В сентябре 2010 года сделка была расторгнута по решению занимавшего в то время президентский пост Дмитрия Медведева, подписавшего указ о запрете поставок в Иран ряда вооружений, включая системы С-300. Указ был подписан во исполнение резолюции Совбеза ООН №1929 от 9 июня 2010 года об ужесточении санкций против Ирана в связи с продолжением развития иранской ядерной программы. При этом чисто формально резолюция Совбеза не препятствовала поставкам в Иран систем ПВО и С-300 пришлось включить в указ отдельной строкой. После расторжения договора Россия вернула Ирану внесенный им залог в сумме около 167 миллионов долларов.

Затем Тегеран несколько раз пытался добиться от Москвы исполнения ранее заключенного соглашения, в том числе и подав иск в суд. Представители Ирана неоднократно заявляли, что по-прежнему заинтересованы в С-300 «или более современных системах».

В настоящее время, однако, исполнение иранского контракта в его первоначальном виде невозможно: сообщалось, что изготовленные по нему системы утилизированы, а их оборудование частично использовано на других заказах (ряд специалистов считают, что речь идет об Азербайджане, приобретшем 2 дивизиона — 16 пусковых установок — С-300ПМУ-2 в 2011 году). Производство зенитных ракетных систем семейства С-300П в России прекращено, а соответствующие мощности переориентированы на растущий выпуск систем С-400.

С-400 пока не поставлялся на экспорт: первоочередная задача промышленности — производство этой системы по гособоронзаказу. В рамках действующей Госпрограммы вооружений на 2010-2020 годы Минобороны России планирует приобрести 56 дивизионов С-400. С 2007-го в составе 9 полков развернуто 19 дивизионов. Темпы производства растут — до 2010 года военные получили только два дивизиона, еще два — в 2011-м, в 2012-м и 2013-м было развернуто по 4 дивизиона, а в 2014-м в войска ушли 7 дивизионов С-400 по 8 пусковых установок в каждом.

Несмотря на расширение производства, Иран вряд ли станет первым зарубежным заказчиком новой системы: скорее всего, эта роль достанется КНР. Однако Исламской Республике может прийтись ко двору альтернатива в виде системы семейства С-300В, экспортная версия которой известна как С-300ВМ «Антей-2500».

С-300В, продукт научно-исследовательского электро-механического института (НИЭМИ), будущего НПО «Антей», влившегося затем в концерн ПВО «Алмаз-Антей», все постсоветское время пребывал в тени детища «Алмаза» — семейства С-300П. Единственный на сегодняшний день подтвержденный покупатель систем семейства С-300В — Венесуэла. После 2011 года, когда производство С-300П было прекращено, концерн ПВО и «Рособоронэкспорт» активизировали продвижение на рынке модернизированной С-300ВМ «Антей-2500». В 2014-м были сообщения о возможной поставке С-300ВМ в Египет, но подтверждения не последовало.

Помимо рекордной для современных систем ПВО дальности действия по аэродинамическим целям, достигающей 400 километров, системы этого семейства отличаются хорошими возможностями по перехвату баллистических ракет, борьба с которыми — их исходное предназначение. Фактически сегодня это единственная доступная для стран, не являющихся союзниками США, многофункциональная система, способная выполнять как задачи ПВО, так и задачи ПРО на театре военных действий. Ранее проведенные переговоры с Ираном о ее поставках не дали результата, однако в нынешних условиях ситуация может измениться.

Учитывая, что многие страны региона имеют на вооружении баллистические ракеты, «Антей-2500» может очень пригодиться Ирану, особенно если в пару «Антею-2500» будут поставляться зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего боя «Панцирь-С1» в дополнение к тем, которые Иран получил в 2012 году. Подобное сочетание, уже используемое в российской ПВО, резко повысит эффективность системы: комплексы дальнего действия прикрывают район, «Панцири» зачищают прорвавшиеся ракеты и защищают своих «тяжелых» соседей от прямых атак на подавление ПВО.

К тому же запрет на поставку систем С-300 в связи с отсутствием формального запрета на поставку систем ПВО, в принципе, может быть обойден использованием обозначения «Антей-2500», не упомянутого в указе.


Замена антиквариата

Одна из самых больших проблем, стоящих перед Ираном, — необходимость обновления парка ВВС, который до сих пор в значительной мере укомплектован машинами, закупленными до исламской революции 1979 года. Самые современные истребители на вооружении Ирана — МиГ-29, частично полученные из СССР в 1990-м, частично реквизированные у иракских ВВС. Того же происхождения бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В наследство от ВВС Саддама Хусейна Ирану досталось и некоторое количество истребителей Mirage F1 французского производства, с покупкой запчастей и вооружения для которых Тегеран испытывает серьезные проблемы.

Основу боевой мощи ВВС Ирана по-прежнему составляют истребители американского производства 1960-70-х годов: тяжелые F-4 Phantom II в версиях F-4D, E и разведывательной модификации RF-4E, легкие F-5E/F-5F Tiger II и специально закупленные в свое время для борьбы с советской воздушной угрозой перехватчики F-14 Tomcat. Иран прикладывает все усилия для сохранения боеспособности этого авиапарка, несмотря на препятствия: так, США после снятия с вооружения F-14 в середине 2000-х полностью ликвидировали эти самолеты, кроме нескольких музейных машин, и уничтожили комплект запчастей для них во избежание попадания в Иран через черный рынок. Добыть комплектующие к F-4 и F-5 несколько проще в силу их широкой распространенности, однако физический износ серьезно ограничивает численность парка.

Наличие, в дополнение к перечисленному, некоторого количества китайских F-7M (экспортная версия китайского истребителя J-7, представляющего собой копию советского МиГ-21) и собственных изделий по мотивам F-5, известных как Saegheh и Azaraksh, не меняет общей картины: ВВС Ирана, номинально насчитывающие более 350 боевых самолетов, на деле располагают примерно 150-170 машинами, большинство из которых безнадежно устарели. Из того, что Москва может предложить Тегерану по этой части, стоит отметить истребители семейства Су-27/Су-30 и МиГ-29СМТ, бомбардировщики Су-34, учебно-тренировочные самолеты Як-130 и «джентльменский набор» вертолетов разных классов: от Ми-17 до Ка-52.

Впрочем, надо иметь в виду, что поставки самолетов или даже ремонт и модернизация имеющихся у ВВС Ирана машин потребуют отмены упомянутого указа от 22 сентября 2010 года и по факту будут означать окончательный выход России из режима санкций. Очевидно, сегодня присоединение России к этому режиму рассматривается Москвой как ошибка, однако сам по себе этот шаг должен обсуждаться особо, в том числе и с точки зрения бонусов, которые могла бы Москва получить от Тегерана за изменение своей позиции в данном вопросе.

Если выход состоится, это будет означать возможность коренной модернизации Вооруженных сил Ирана. Несмотря на продолжающийся кризис на нефтяном рынке, Тегеран располагает значительными ресурсами: военные расходы приближаются к 10 миллиардам долларов ежегодно, и в теории пакет контрактов с Москвой на поставку различных вооружений — от танков до систем ПВО большой дальности — мог бы достичь 15-20 миллиардов долларов на следующие 10-12 лет.

Системы ПВО, тем не менее, неизбежно займут в списке покупок лидирующие позиции. Как признают и сами американские специалисты, все войны США последних десятилетий велись с неограниченным использованием воздушного пространства. Задачу взлома современной ПВО, основанной на многоканальных мобильных системах большой дальности, США, равно как и кому-либо еще, решать пока не приходилось.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».